Посещение дома-музея Аспазии в Дубулты Юрмала, З

Посещение дома-музея Аспазии в Дубулты (Юрмала, З. Меиеровича проспект 20, Латвия, 2018).

«Не утопаю в мелочном, земном, 
И лишь возвышенным живу, великим, 
Под низменного - тяжким гнётом никну, 
Предвестник гибели моей – кандальный звон…».

Она не просто латвийская поэтесса, творческий человек, драматург. Перед вами ЖЕНЩИНА с большой буквы…

Она выступала за труд, самостоятельность, раннее взросление латвийского гражданина.

Она была социал-демократкой, талантливым политиком, членом первого парламента Латвийской республики (1 мая 1920 – 7 ноября 1922), а также борющейся активисткой, отстаивающей права женщин (что в начале XX века – уже заслуживало аплодисментов и уважения к такой необычной, сильной, смелой барышне).

Она философ, эстет и романтик.

Она жена Райниса (выдающегося латвийского поэта, драматурга, переводчика, политика, общественного деятеля). 

Она – Йоханна Эмилия Лизете Розенберга. Для родных и близких. Ну, а для остального мира – Аспазия (1865-1943, 78 лет жизни). 

Аспазия (470-400)… Четырёхсотые годы до нашей эры. Древняя Греция. У знаменитого афинского государственного деятеля, оратора и полководца Перикла появляется новая возлюбленная. И какая! Умная, красивая, образованная. С настолько мудрыми мыслями и взглядами на мир, окружающую действительность, что даже сам Сократ захаживал к ней в гости, чтобы послушать её (кстати, есть предположение, что родились они в один год, а вот ушёл из жизни мудрец на год позже). Какое забавное сходство с нашей героиней. И как тонко, чётко и справедливо подобран псевдоним, отражающий открытую и сильную душу человеческую.

Впрочем, мы отвлеклись… Мировая история к этому располагает… Итак, музей… Собственно говоря, это уже третья встреча с этой талантливой парой -  Райнисом и Аспазией. Сначала был их дом в Риге. Потом дача в Юрмале. И вот теперь дом, в котором женщина жила уже без мужа (Райнис ушёл в 1929, годы жизни его: 1865-1929, Аспазия ушла в 1943, годы жизни, напомню: 1865-1943… 1929, 1943, то есть, на 14 лет позже мужа).

Жизнь без мужа… Без главного человека всей её жизни. Мужчины, которого она любила, поддерживала. С кем разделяла высылки из Латвии (пара 15 лет прожила в Швейцарии, с 1905-го по 1920 годы, за прямоту, острый язык и смелые высказывания по поводу монархии в своих произведениях. Были ещё и короткие ссылки, чуть раннее, но главной считалась Швейцария), шагала в ногу со временем, активно поддерживала в политических устремлениях, стараясь не отставать. И всегда, всегда была рядом… Всегда…

И вот, его не стало. Зачем ей теперь дом в Риге, дача в Юрмале, где каждый уголок будет напоминать ей о муже, да лучших годах, проведённых с любимым? Лучше потихоньку продолжать жизнь на новом месте. Потихоньку, одной, без сильного давления прошлого. Подумала так Аспазия, продала дом в Риге и купила себе этот, что в Дубулты, Юрмала…

Дубулты… Самое короткое место в Юрмале. От реки, до залива – всего 320 метров. Один из быстрых путей попасть со станции на пляж, к большой воде, загару, купаниям… Удобно, быстро, легко. Никаких длинных, изнурительных и долгих километражей по лесам (станция Лиелупе, к примеру). Природа облегчила задачу до невозможности. 320 метров и всё.

И вот такое место и выбрала себе Аспазия для продолжения своей жизни. Река и море – для вдохновения, утешения и спокойствия души. Железная дорога, как напоминание о цивилизации (не мешающей работе и творчеству, кстати говоря!), поезда, гости… Шоссе Рига-Юрмала, что проходит сейчас прямо перед её домом, тогда ещё не было, на том месте был сад поэтессы, а значит, шумов было меньше. Впрочем, мешает ли всё это? Давайте, зайдём внутрь.

Снаружи это голубенько-белый двухэтажный домик (приятный цвет для дома), с надстроенной мансардой, в виде небольшого этажа. С вывеской о том, что вы находитесь в музее Аспазии, что дом построен в 1903-м году. Также есть картонная скульптура самой поэтессы, стоящей у главного входа. Э-э, главного входа в дом. Но не в музей. Музей находится в пристройке, что справа. Оттуда и можно попасть в мемориал.

«Здравствуйте! Меня зовут Алексей. Я посещаю музеи и замки Латвии (выборочно, не все). Побывав в доме Райниса и Аспазии, в Риге, на даче, в Майори, я приехал сюда, чтобы посмотреть, как жилось несчастной женщине в одиночестве, что её окружало, как шла работа над творчеством. Вот».

«Добрый день, Алексей! Очень приятно, что вы захотели посмотреть и наш музей тоже. Однако хотим вам сказать, что Аспазия здесь жила не одна. Женщина была уже не молода и хозяйство ей помогала вести экономка. Плюс тут проживала и племянница поэтессы. Так что боль и утрату от смерти мужа, смягчали близкие ей люди… Сам музей бесплатный, но есть ящичек для пожертвований... Если есть какие-нибудь вопросы, с удовольствием на них ответим. А так – милости просим. Ходите, смотрите».

Прошёлся, посмотрел… Светло, просторно. Везде уютно, красиво. Мебель практичная. Захламления вещами не наблюдается. Картины не давят своей психологией. Портреты, пейзажи. На столах и специальных подставках стоят вазы, статуэтки. В комнатах находятся шкафы, секции с книгами. Атмосфера первой половины XX века. Но всё так гармонично, со вкусом, что прекрасно смотрится и в XXI веке. Чувствуется рука трёх женщин…

Поезда не слышно. А ведь железная дорога прямо под окном! И дребезжания не ощущается. Вот это да…

Мебель приятного сине-голубого цвета, с узорами. Обои подобраны им в тон. Широкие окна. Комнаты, похожие на веранды, куда можно прийти ранним утром, сесть за стол и попить чаю, глядя в окно, на реку. Как просторно и светло, всё-таки! Тут так приятно, что уходить не хочется. Ходишь по всему дому, дивишься и представляешь себя сидящим в кресле с книгой или даже своим ноутбуком. Здорово…

Н-да… Похоже, этот дом будет один из лидеров. Среди музеев-квартир, где побывал и некоторых больших домов также. Да здесь и комнаты больше, чем на той же дачи Райниса и Аспазии. И расположение лучше. Не ожидал. Этот дом один из лидеров. Точно.

«Мяу!».

Ой, что это? Кошка? В мемориальном музее?

«Нет, что вы, Алексей. Это всего лишь интерактивный звук. Плюс есть изображение кота на специальном сенсорном столе в гостиной. А тот, что вы слышали, это со второго этажа, с одной из комнат. Это же музей. Настоящие коты тут бы всё разодрали. Просто небольшая игрушка для детей».

«А, ясно, спасибо. А похоже. Натурально сделано».

«Ну, постарались. Детишек порадовать. На сенсорном столе, кстати (где вы водите рукой по скатерти), помимо игр с прятавшейся кошкой, есть ещё тайные фотографии. Мол, сначала вам показано то, что вы видите сейчас, но стоит вам провести рукой, как вы сразу же окунаетесь в прошлое Аспазии».

«Понятно. Спасибо, посмотрю… А такой вопрос: тут же часто ходят поезда. Но их совсем не слышно. Почему?».

«Сами поражаемся. Но поезда, действительно, не мешают погружению в прошлое. А вот шоссе с его фурами изрядно трясут и загрязняют дом. Но и к этому мы уже привыкли».

«Понимаю. А часто ли музей посещают?».

«Да. Тут постоянно приходят школьные группы, есть туристы, любители поэзии, истории, ну, и ценители искусства. Как раз, до вашего прихода, мы освободились от одного школьного класса».

«Да, это бывает хлопотно. Здорово, что у вас тут везде камеры наблюдения. Кстати, они не мешают осмотру».

«Это всё для порядка… Кстати, вы видели макет дома?».

«Да, конечно. Он находится ещё в первой половине музея, перед переходом в сам дом Аспазии».

«Совершенно верно. А вы знаете, что он открывается?».

«Открывается? Нет. Я привык к тому, что руками ничего трогать нельзя. И потому, просто его разглядывал. Хороший, кстати, макет. Детально проработанный».

«Что есть, то есть… Пойдёмте. Я вам кое-что покажу».

И показала. Раздвинула макет, а там оказался… домик Барби? Лучше! Детально проработанный дом-музей Аспазии со всеми комнатами, помещениями, чердаком, мансардой. 8 помещений. Если разделить, то получится 16. Но это будет то же помещение, только в разрезе… Хороший макет.

Хороший макет, уютный дом, светлые комнаты, приятные взору обои, мебель, шкафы, окна… Гостиная… Кухня. Ну и спальня самой Аспазии, где на кровати сидит поэтесса и работает, работает, работает. Пусть это и голограмма, но выглядит душевно…

Мне понравился музей. Возможно, чуть-чуть завидую, ибо захотелось немного пожить в таком доме, но, повторюсь, что он настолько милый и приятный, что забивает ряд мемориалов, которые посещал. Не давит своей захламленностью и не выглядит старым, серым, запущенным. Спасибо, Аспазия…

В этом доме она прожила 10 лет. Свои последние 10 лет жизни… С 1933 по 1943… Её не пугала ни война, ни шум поездов. Она была верна себе, не продавала дом, творила, чтя светлую память об ушедшем муже.

Ну, а мы вспоминаем о талантливой и выдающейся женщине, подчёркивая, как много значила она для родной страны…

«Собралась, уже час назначен,
Вечереет, закат впереди,
Путь земной начинала с плача,
Дай с улыбкой с земли уйти.
 
Да, Господь лишь Природе в руки
Вечной жизни огонь даёт,
Человек в обречённом круге
Перетерпит и боль, и муки,
Завершив этот круг — уйдёт».

«Уход в прекрасное» (отрывок).

Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт. 


Рецензии