Академ и наш б класс гл. 2

 ГЛАВА 2. ГАСТРОНОМ

     Мама моя  считала поначалу, что жизнь в Академе скучновата, и оценила все её удобства чуть позже.
      А мне всё  понравилось сразу, особенно квартира. Ну, и что, что это была «хрущевка» в  «панельке»? В детстве до разных «нюансов» дела нет. Наша квартира находилась на втором этаже,  и у нее был балкон. Доселе жить в квартире с балконом мне  не доводилось. Во-вторых, прямо в нашем подъезде на первом этаже находился пункт «скорой помощи». Не могу сказать точно почему, но этот факт мне нравился - хорошо помню. В-третьих, окно нашей с сестрой комнаты выходило прямиком на вышеописанный «культурный центр» и можно было наблюдать за «культурной» и не очень жизнью Академа прямо не выходя из дома. В- четвертых, во дворе дома было довольно много детей,  с которыми я быстро подружилась, в – пятых…  в- общем, всех достоинств было не перечесть. А, кроме того, несомненным «плюсом» было то, что прямо из окна можно было видеть «зады» Гастронома: когда и что привезли в магазин, а   потом за одну минуту оказаться в нём - этом самом Гастрономе  и занять очередь за каким-либо «дефицитом» практически первым.

       Для тех, кто «не в теме» поясняю: очереди были привычным явлением того прекрасного времени. Мне до сих пор непонятно , почему в огромной стране плановой! экономики не хватало на всех разнообразной еды? Но факт остается фактом.
      Чтобы купить некоторые продукты – нужно было обязательно отстоять очередь. Хотя не могу также сказать, что полки магазинов были девственно пусты. На них, как сейчас помню, стояли банки с рыбными консервами типа «Килек в томате» и какой-то странной рыбы «Частик», опять же в томатном соусе. Продавались крупы, вермишель. Еще помню ряды банок с баклажанной икрой.
 
      Сейчас многие не поймут шутку в знаменитом фильме «Иван Васильевич меняет профессию» про «а это икра заморская… баклажанная». А в те поры она вызывала «гомерический» хохот в зале кинотеатра, потому как икры этой «заморской» было невпроворот.  Кстати, отличная штука и очень сытная! Если намазать её на хлеб да со сладким чаем… -  то можно и суп не греть…

       Молоко в «Гастрономе» продавалось  в стеклянных литровых бутылках. Стояло оно в зале магазина прямо в металлических ящиках. А потом стали молоко продавать в бело-синих треугольных бумажных  пакетах. Но, многие жители предпочитали ходить  в «молочный» на первом этаже дома 317, что прямо у остановки. Там молоко можно было купить «разливное». И нередко по Академу  в те годы ходили с бидонами. А еще с «авоськами», в которых каждый прохожий мог рассмотреть чужие покупки. В этом же доме, не особо бросаясь в глаза -  так, скромно, в уголочке, находился еще магазин под названием «Вино», но ясно-понятно, что ни я, ни мои одноклассники в те годы в него  «нос не совали».

      Обычно нас посылали за  хлебом. В «Булочную» я ходить очень даже любила. Здание её, если идти от моего подъезда налево,  стояло через один дом. Сначала, помнится, там хлеб и батоны давала продавщица. А позже сделали самообслуживание, и хлеб можно было выбирать самому, потыкав его перед этим длинной металлической вилкой на предмет свежести. Вилка при этом, почему-то всегда была привязана бечевкой к прилавку.

      И хрустящую «горбушку» хлеба надо было обязательно обгрызть, пока несешь его домой. Так вкуснее…

    Что же касается «авоськи»…

    В году этак 1997, я привезла своих детей в Музей Истории города ( в то время  он располагался в деревянном бараке на улице Маяковского), и вдруг в витрине я увидела экспонат -  эту самую Авоську с пустыми стеклянными бутылками из- под молока и кефира. В тот миг  впервые в жизни, я почувствовала себя «раритетом».

      Таким же «раритетом» я чувствую себя, описывая «очевидные» для моего поколения вещи. Но, поскольку есть небольшая вероятность, что эту книгу почитает кто-то из поколений нынешних -  «интернето-гаджето-мобильных», то делаю я это вполне осознанно.
 
     Так вот…

    В « Гастрономе»  я любила пить сок, который наливали в стаканы из больших стеклянных … а как их называли?...не знаю… , ну, допустим, емкостей или колб с краниками внизу. Легкое движение руки продавщицы в шапочке с белыми кружевами, и  томатный сок лился в стакан, а соль стояла в чашке, её нужно было добавлять самому. Стоил сок 10 копеек, а яблочный - дороже, 12 копеек. Еще в этих «колбах» были сливовый и персиковый соки. Но вот их цены я не помню, потому врать не буду. Я до сих пор предпочитаю томатный.

    Много позже в этом магазине мы с подружками (иногда!) покупали отличное  болгарское вино с жутким названием « Медвежья кровь». Ой,  что-то я забылась…


    Возвращаемся к сокам!
    А стаканы были не пластиковые одноразовые, а обычные граненые стеклянные.  Мылись они тут же. Продавщица  устанавливала их по очереди на специальное  отверстие вверх дном, нажимала , вода фонтанчиком начинала бить внутрь стакана. Это было увлекательное зрелище! Вот так!   Обычным  напором воды без всяких специальных  дезинфицирующих жидкостей они мылись. «Все,  кому не лень» пили из одних и тех же стаканов, и никто почему-то не боялся никакой заразы в то время. Чудеса!

   Кстати говоря, помнится мне  и одна «криминальная» история, связанная с этим самым «Гастрономом». В какой-то момент в нем решили ввести самообслуживание, по типу сегодняшних супермаркетов. Понятно, что никаких «чипов» и видеонаблюдения в ту пору не было.
    И вот, одна  из девчонок нашего четвертого класса - честно, не помню,  кто это был! – рассказала нам по секрету ( в компании было человек 7), что из такого магазина ей удалось легко вынести под пальто маленький пакетик печенья. Продавалось там тогда печенье в небольших пачках – по  четыре штуки. И что сделали мы? Да, мы решили проверить, так ли это легко-  получить «вкусненькое» на «халяву», и  потому «пошли на дело»
.
       Работая «под прикрытием», некоторым из нас – в том числе и мне - удалось засунуть  «печенюшки» себе за пазуху, и мы действительно выбрались из магазина без приключений. А, потом, нервно смеясь, долго делились  впечатлениями, жуя ворованное печенье – не такое уж и вкусное, кстати.  Первый раз в жизни поняла я тогда  значение таких выражений, как «трястись от страха», «сердце в пятках», «ноги подкашиваются».

    Вечером дома я долго не могла успокоиться – потому,  как  богатое воображение стало рисовать мне ужасные картины того, что могло произойти. Я представляла,  как нас с девчонками ловят, а потом всех везут в тюрьму, исключают с позором  из пионеров, и как безутешно рыдает моя бедная мама, а отец берет ремень…  Отец, к слову сказать, ремень в руки не брал ни разу в жизни, нам с сестрой его взгляда хватало для острастки.

      Мало того, я еще некстати вспомнила историю с одной бабушкиной знакомой, которую за «недостачу» в магазине посадили на два года. И, тогда я представила, как будет плакать бедная кассирша, когда в магазине обнаружат пропажу трех пакетиков с печеньем. Потом я все же утешила себя мыслью, что за «недостачу» в несколько копеек её вряд ли посадят. 
       Но для себя решила, что   на такой «подвиг» я больше не пойду никогда и - ни за что!
      Видимо, к подобным выводам пришли и остальные члены нашей «банды», поскольку по «кривой дорожке» никто в классе не пошел, и как это там? Посмотрим в Гугле…  « шконки не грел», «зону не топтал».
 
       Вот такая вот история! Может быть, её еще кто-то помнит?

        Напомню, правда, что в этой «истории» основными действующими лицами были только  ДЕВЧОНКИ! Несколько позже, идя домой из новой школы, большой толпой мы вваливались в описанную выше «Булочную», и частенько наши МАЛЬЧИШКИ выходили оттуда с парой мелких пакетиков конфет за пазухой. И за ближайшим углом все дружно  съедали «добычу», и очень веселились, и скажу больше - гордились удалью этих  «добытчиков»!

      Не буду здесь разбираться в тонкостях морально-нравственного аспекта такого поведения. Тем более, что «это было давно», следовательно «неправда». И, тем не менее, одна мысль не дает покоя: « Почему - когда чужие грехи тебе на пользу - к ним относишься более снисходительно?»

       Озарение: «Ах, вот почему  привязывали в «Булочной» железную вилку»! (скромно улыбаюсь)    


Рецензии