Лебяжье

Рассказ   
                Лебяжье

        Выходя утром из дома, старый дед Михаил облегчённо заметил, что дождь закончился. Он постоял немного на месте, взглянул на небо, что-то посчитал в уме и успокоившись, направился к сараю. Апрельская ночь была сырой и холодной. По равнинной реке Байсе льдины неслись быстрым потоком, догоняя друг друг налезая и треща. Река была пограничная. Справа по берегу раскинулись русские северные села. Слева-марийские деревни. Ледоход шёл  в могучую Вятку, которая  разлилась и затопила заливные луга и реликтовую дубовую рощу, занесённую в красную книгу Вятского края. Дед этот альбом видел и часто называл его  черной  книгой моего дола.
   Михаил уже третий день думал о ловле рыбы. Он любил это время года. Для него каждый год в сезон  половодья был удачным. Всё мужское население Лебяжья: взрослые,  подростки и даже мелкие, крутились у реки. Застегнув старую болоньевую куртку на все пуговицы, ссутулив спину и подняв лобастую голову пошёл размашистым шагом к своей лодке.
   Однако, солнце показавшее свою жёлтую краюху из-за горизонта подняло его жизненный тонус. Михаил был тёртый калач, невысокого роста лет семидесяти трёх.  Ночью спал плохо, ворочался, а сейчас был полон сил и энергии.
     Маленькая тележка на колёсиках тащила сак и рюкзак.  Он, сбежав с пригорка  по извилистой тропинке  свернул налево и,  пошёл к кустам.  Мокрый песок прилипал к подошвам болотных сапог. По тёмной воде плыла большая льдина со сломанным веслом. Придирчиво осмотрел берег, зашёл в воду и закинул сак, медленно вытащил - мимо.  Снова закинул сак,  уже   выше по течению реки.  Пройдя метров пять стал быстро вытаскивать его. Было тяжело. Шест прогнулся. Дед спиной шёл к берегу. Запнулся за камень под водой,  но удержал равновесие и из последних сил вытащил сак. Живая рыба,   глотнув воздуха стала трепетать и бить хвостом. Первый улов был  большой. Значит он попал в косяк. Стал перекладывать  в мешок рыбу: щук, лещей, окуньков, толстолобика  и мелкую рыбёшку.  А вот и стерлядка - одна, другая и ещё. Ещё. Ещё. Их положил отдельно в пакет. Придавил камнем свой улов. Вытер усталой рукой мокрый лоб, сдвинул тёплую шапку за затылок.
По берегу шли двое. Он их узнал. Это были свои местные мысовские рыбаки.
-Здорово, Николаич- весело приветствовал его Василий, подавая широкую ладонь и крепко пожимая мокрую руку деда.
- с уловом тебя, мы тоже с Егором уже второй день рыбалим. Пока удачно, с рыбкой…
-слышь, Петька милиционер говорил, что ждёт в гости рыбнадзор. Как приедут будут лютовать, от штрафа
не уйти. Ты дед, завтра с утра то иди к Чёрному озеру, там сом проснулся, ну да ладно сам удал,- сказал он и взглянув на сына, пошёл дальше. –
Спасибо, мужики. Я уже готов домой идти.
Михаил вспомнил, как в ту весну рыбнадзор *хулиганил* в их деревне. Самое плохое у всех забрали рыболовные сети, морды и саки, штрафовали тоже не мало… Он смог выкрутиться. А сети дело наживное. Ещё прадед его научил их плести. Он за ночь из капроновой нитки мог к утру сделать отличный сак. Люди в этих местах с покон веку кормились рыбой.
 Маленькая тёмная точка быстро увеличивалась и старый увидел, как к нему неслась его собачонка по кличке Тайга. Она с весёлым лаем подскочила к хозяину. Замахала хвостом, заскулила. Старик потрепал дворняжку  за мягкую шкурку и бросил мелкую рыбёшку, приговаривая,-
Хорошо, хорошо я понял, идём домой, видно моя старушка, тебя не зря выпустила, ждут нас.
Небо изменилось , с севера ползла косматая туча, свет еле пробивался к земле, речке и голой дубраве.
Рыбак упаковал свой улов и утварь в тележку. Свистнул собаке и отправился домой. Над головой летел ветер. Стал падать снежок, кружась клином к Байсе. Вглядываясь в ледяные блины и шуйгу ледяной крошки заметил, что уровень воды у берега стал подниматься. Он знал, что на перекате за старой мельницей был затор. Льдины стояли там колом. Видно прорвало. Теперь попрёт- всё к одному,- размышлял он, убыстряя шаг. Показался его угор с берёзками, огород и дом. За задворками ещё темнел голубоватый снег. Его ждали. С женой Машей они прожили пятьдесят лет. Было всяко: легко и трудно. Дети выросли, родители  состарились
Мария и годовалый внук Сергуня замахали ему рукой, внучок, запинаясь за пятку  и переваливаясь пошёл навстречу. Дед подхватил его и, обнимая закружил, все весело смеялись. Дед пришёл…


Рецензии
Какой уютный и добрый рассказ.

Созерцатель Вечности   20.03.2018 20:16     Заявить о нарушении
Большое спасибо. Признательна

Ольга Селякова   21.03.2018 09:43   Заявить о нарушении