Штрихи к портрету. Орлова Ольга Александровна

ЖЕНЩИНЫ С ПОРТРЕТОВ СОКОЛОВА.

   П.Ф.Соколов. Портрет графини О.А.Орловой. 1829. Бумага, акварель, карандаш, перо. Коллекция галереи «Попов и Ко»

     Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова. В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова, с 1857 года князя.В 1847 году была пожалована в статс-дамы.

          Получила домашнее воспитание. В детстве и юности много времени проводила с матерью за границей. Они путешествовали по Италии и подолгу жили во Флоренции с братом матери, князем П. П. Лопухиным.

     Вышла замуж 14 мая 1826 года за приближённого Николая I, тогда ещё графа, Алексея Фёдоровича Орлова (1786—1861), у которого, по отзыву Ф. Ф. Вигеля, в характере было много «догадливости, смышлености и сметливости, он имел лицо Амура и стан Аполлона Бельведерского» и до старости сохранял юношескую живость и привлекательность. .Свадьба состоялась в Петербурге в присутствии всего двора.Посаженным отцом жениха был император.
 

        Алексей Фёдорович Орлов был внебрачным сыном Фёдора Орлова — одного из братьев Орловых, помогавших Екатерине II взойти на престол. По указу императрицы «воспитанники» Фёдора Орлова получили дворянские права и фамилию отца. Выбрав военную карьеру, Алексей быстро преуспел на этом поприще. Принимал участие во всех наполеоновских войнах, с 1805 года до взятия Парижа. Участник Аустерлицкого и Бородинского сражений, он был «приближен» сначала великим князем Константином Павловичем, а затем и самим императором Александром.

     Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте супругов, брак их был вполне удачным. Разделяя с мужем его возвышение и почести, летом 1826 года графиня Орлова была удостоена чести сопровождать императрицу Александру Фёдоровну на коронацию в Москву. В феврале 1830 года была пожалована орденом св. Екатерины меньшего креста; в 1847 году получила придворное звание статс-дамы; в 1856 году вместе с мужем и сыном вступила в княжеское достоинство.    

         В 1833 году супруги Орловы начали строительство загородного дворца в неоготическом стиле в Стрельне, который им стоил 450 тысяч рублей. Ольга Александровна сама наблюдала за ходом всех работ в доме и, по словам современницы, доказала, что имеет хороший вкус.

          Об Ольге Александровне современники составили мнение, как о женщине чрезвычайно умной и одаренной едким остроумием, из-за чего её весьма не любили в свете, а многие побаивались — одним словом она могла сделать или омрачить репутацию человеку.

      Считается, что, благодаря полному доверию со стороны мужа, она была посвящена во многие государственные и общественные тайны, которые тщательно оберегала от разглашения, хотя известны, её открытые презрительные высказывания о княгине Д. Х. Ливен, как о тайном агенте и шпионке — деятельность, которую графиня Орлова считала грязной работой за деньги.

    В книге «Былое и думы» Герцен рассказывает, как Орлова пыталась по просьбе бабушки облегчить его положение; в итоге её муж выхлопотал Герцену разрешение выехать из николаевской России за границу.

    Император Николай I отличал Ольгу Александровну и высоко ценил за её строгие принципы и преданность царскому дому. По словам современников, императрица Александра Фёдоровна робела перед ней, а великие княжны боялись. О графине Орловой ходило много характерных анекдотов, которые, впрочем, все были к её чести


      В Стрельне она принимала весь двор и избранную часть общества. Однако по воспоминаниям барона М. А. Корфа, в последующие годы, будучи ещё в молодых летах и в самом блестящем положении, Орлова почти оставила свет, чтобы посвятить себя воспитанию единственного сына, и предпочитала вести самую уединенную жизнь.

    Графиня Орлова покровительствовала итальянскому художнику Козрое Дузи, приехавшему в Петербург в 1840 году. По его словам, она была к нему очень добра, хлопотала о заказах и устраивала протекции. По воспоминаниям графа Бутурлина, в последующие годы Орлова оставила двор и предпочитала вести самую уединенную жизнь.Княгиню Орлову отличало исключительно редкое увлечение среди русских аристократок того времени — коллекционирование монет.

         После смерти мужа в 1861 году, княгиня Орлова уехала в Италию, чего якобы требовало её слабое здоровье. Она поселилась во Флоренции, где купила палаццо с большим садом, бывший Скиоцци, на улице Ла Скала, который отделала с современным комфортом и роскошью, даже с мебелью петербургской фабрики Гамбса.

   По словам княгини Е. Радзивилл, там «в царственной обстановке» княгиня Орлова провела оставшуюся часть своей жизни.В поздние годы графиня Орлова слыла очень умной и грозной старушкой, которая в своём флорентийском палаццо оказывала дружественные приемы и участие только тем, кого любила.


        Умерла под Парижем в имении сына Бельфонтен  близ Фонтенбло в 1880 году и была похоронена на кладбище Самуас-сюр-Сен.




 


Рецензии