Видение о Петре Пахаре. 14 в. Ленгленд

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников средних веков. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Вильям Ленгленд автор аллегорической поэмы «Видение о Петре – Пахаре», был выходцем из крестьянской семьи. Ленгленд получил образование в монастырской школе. Клириком он не стал, но перебрался в Лондон.
Его произведение представляет собой широкую картину общественной жизни Англии второй половины 14 века. Поэт глубоко чувствует страсти и пороки человека того времени. Ленгленд критикует алчность, тунеядство, эгоизм. В поэме используется характерный для клерикальной литературы жанр «видений».
Ленгленд в поэме стремится создать широкую картину мира. Аллегорический характер произведения позволяет ему говорить об отвлеченных понятиях, обращаясь к конкретным образам, воплощать свои представления о правде, справедливости, совести, о мудрости и зле в образах живых людей, наделенных такими характерными особенностями, которые свойственны определенным социальным слоям общества.
Поэма состоит из двух частей и включает одиннадцать «видений», которым предпослан пролог, где автор рассказывает о привидевшемся ему однажды сне. Майским днем, облачившись в грубую одежду пустынника, он «пошел бродить по широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Устав от ходьбы, он прилег отдохнуть на склоне одного из Мальвернских холмов и увидел сон: «прекрасное поле, полное народа». Здесь были люди бедные и богатые, работающие и странствующие. Нарисованная картина – аллегория жизни. «Поле, полное народа» - человечество; возвышающаяся над полем башня – обитель Правды, мрачная тюрьма – обиталище зла. На поле собрались люди, представляющие все слои общества: пахари, купцы, рыцари, священники, паломники. Говоря о каждом из них, поэт находит яркие и точные слова.

«…Я слышал тех, кто у святынь бывали!
  Что ни рассказ, то лжи нагроможденье,
  И с ложью, видно, свыкся их язык!
  Шли в Уоленнгем на поклоненье Деве
  Паломники, а с ними – девки их,
  Работать лень болванам долговязым;
  Куда вольготней, в рясы нарядившись,
  Бездельников блаженных жизнью жить!
  Всех орденов бродячие монахи
  Народу там Писанье толковали:
  И вкривь и вкось евангельскую правду
  Они вертели, только бы щедрей
  Им заплатил доверчивый мирянин…»
В первой части поэмы рассказывается о паломничестве людей в поисках Правды, во второй выступают аллегорические персонажи, каждый из которых повествует о своей жизни.
В первом «видении» поэт говорит о прекрасной женщине, одетой в простые полотняные одежды. Это – Святая церковь; она вступает в беседу с поэтом и говорит ему о том, что самым ценным сокровищем на земле является Правда.
«…Правда есть сокровище самое испытанное на земле…»
Помощники Правды – Любовь и Совесть. Соперниками и врагами их выступают в поэме Ложь, Лесть, Коварство и Мзда.
В произведении показано описание свадьбы Мзды и Обмана, на которую собралось множество людей: судебные заседатели и приставы, торговые маклеры и шерифы, адвокаты, закупщики провианта, продавцы съестных припасов. Новобрачным пожалована дарственная грамота, по которой они имеют право презирать бедность, клеветать, хвастать, лжесвидетельствовать, злословить, браниться и нарушать десять заповедей.
Однако их свадьба была расстроена – король предлагает Мзде выйти замуж за рыцаря Совесть, который решительно возражает протии этого. В поэме появляется еще целый ряд аллегорических фигур: Мир, Мудрость, Разум, Неправда.
Поэтическое мастерство автора с особой силой проявилось в сцене исповеди смертных грехов: Гордости, Невоздержанности, Зависти, Гнева, Жадности, Чревоугодия и Лености.
Объединяющим элементом поэмы является момент, посвященный поискам Правды. Совесть и Здравый смысл открыли землепашцу Петру-Пахарю дорогу к жилищу Правды.
Ленгленд раскрыл мудрую мысль в этой поэме – лишь тот, кто трудится, знает верный путь в жизни.


Рецензии