Созидательная стратегия 2

Итак, святая святых – госуправление.
В предыдущем посте я говорил о необходимости модернизации госуправления в Синеокой и показали  отличие сего процесса
от реформирования, которое имеет место быть сегодня. 
Развивая мысль, отмечу, что качество госуправления во многом зависит от кадров, вращающихся в его орбите. Скажу прямо, что в нашей стране кадровая политика в сфере госуправления пока хромает. Причин сотни, на них не буду подробно останавливаться.
К слову сказать процесс модернизации госаппарата потребует создания в стране структуры (института, например), которая будет производить отбор наиболее компетентных и талантливых специалистов для госслужбы. Подобная структура искоренит существующую систему «кумовства» и так называемого «блата» при приеме на работу. Более того, позволит отбирать на должности в госуправление таких людей, которые не будут гнаться за карьерой, а будут нацелены исключительно на созидание.
У нас пока, к сожалению, для многих управленцев карьера и их кресла важнее чаяний государства.
Разумеется, что для этой цели придется ввести новые стандарты профессиональной компетенции высших чиновников, основанные
не только на их знаниях, но и на качествах мужей государственных.
То есть на их способности определять стратегические задачи и приоритеты не через призму «шкурного подхода» и боязни потерять кресло, если что не так,  а через призму политической конъюнктуры, учета интересов различных групп, этических аспектов решения проблемы, ее последствий и т.п.
Далее. Нынешнее монопольное положение большинства органов госуправления, на наш взгляд, тормозит эффективность работы госаппарата. Посему его демонополизацию я считаю неизбежной. Практика заключения контрактов с негосударственными или частными структурами (тендеры) не должна быть формальной и зависеть от «дяди» (губернатор, мэр и др. чиновники). Формула «помогите мне выиграть тендер за определенную цену» должна быть «стерта» за счет контроля за процессом не уполномоченными чиновниками, а независимой комиссией из числа специалистов той или иной сферы.
 Теперь о сокращении госаппарата. Ранее я отмечал, что «сия мера есть не что иное, как глубочайшее заблуждение теоретиков реформирования системы госуправления».
Вспомните, как Совмином государственным организациям и ведомствам спускались планы по сокращению госслужащих. В этой связи почему-то кто-то «умный» решил, что тем самым удастся уменьшить расходы на содержание госаппарата. Теоретически первое время этого можно достичь. Но потом, как показывает мировая практика, непроизвольно возникают новые задачи – ведь время не стоит на месте. Под решение новых задач потребуются дополнительные государственные образования, которые, в свою очередь, потребуют и дополнительного финансирования. Так спрашивается, зачем было наступать на грабли, обосновывая Главе государства необходимость сокращения госслужащих?
Идем дальше. Как видится, модернизация госаппарата включает в себя и формирование открытой для граждан политико-государственной сети.
Такая сеть предполагает, скажем, сбалансированное сочетание работы как чиновников от политики, так и от управления и позволит уйти от строгой бюрократической иерархии, характерной для нас сегодня. Эта сеть не должна состоять только из гособразований и учреждений. В нее должны быть включены частные и общественные структуры. Например, государственные сети, объединяющие различные госучреждения, их руководителей и служащих по профессиональному или социальному принципу, и общественные сети, включающие обычно тех, кто обслуживает систему госуправления (ученые, эксперты, преподаватели).
Таким образом, зародится новый, не обновленный, а новый механизм взаимодействия общества, который постепенно сформирует новую культуру и новый стиль работы госорганов, ориентированных на запросы и нужды населения.
Вот так мы представляем некоторые аспекты созидательной стратегии госуправления.


Рецензии