Учимся делать жизнь
У меня в работе есть интереснейший ребенок. Ребенок, как я его называю, АНТИ-ДА. На все мои утверждения он находит свой ответ. И этот ответ, как вы уже догадываетесь, отвергает мое ДА и преподносит свое, которое будет абсолютным антиподом моего. Причем приведет все необходимые аргументы в защиту своего ДА. Сложно, интересно, каждый раз – ВЫЗОВ. И вот на прошлой неделе у нас произошел такой разговор:
- Чтобы у тебя с русским все было в порядке, необходимо писать и читать. Именно поэтому мы с тобой на занятиях пишем, – рассказываю все, что необходимо знать о мелкой моторике и связи оного с сознанием и подсознанием. (Мальчик терпеть не может писать и злится, когда начинается письменная работа).
Анти-да:
- Я все равно ничего не буду знать, потому что я постоянно хочу спать.
Ооооооо… понимаю, что причина скрытой агрессии не в банальном упрямстве. Начинаю расспрашивать, как построен день, когда ложится спать, во сколько встает, почему уроки днем ну прямо «никак невозможно выполнить». Начинаю говорить о режиме, о необходимости, важности, о физиологии, развитии. Но… как вы понимаете, дальше следует: это невозможно, потому что устаю,… хочу играть,… а гулять когда,… мой организм недополучает свежего воздуха!!!, это у Вас в школе все было просто, а у нас…, и вообще, я маленький еще (ребенку почти 11), чтобы все успевать…
Как и полагается, все выслушиваю. Опять начинает про сон. Надо включаться. Присоединяюсь к нему (психологическое присоединение, поглаживание. Что делать, этот алгоритм коммуникаций работает всегда):
- Да, - говорю я. – Вам сейчас действительно очень сложно жить. Нагрузки колоссальные, программы бывают необъяснимо сложные, время уплотнено, а у тебя же еще такой интерес к ЛЕГО, как на все время найти?
Ребенок смотрит на меня удивленно-выжидательно: (УРА! ПОХОЖЕ ЗАНИМАТЬСЯ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕМ! ПОЖАЛЕЛА!)
- Послушай, - продолжаю я. – А как ты думаешь, со всем этим можно справиться?
- Да никак!!! – утверждает Анти-да.
- Подожди, но ведь все остальные люди как-то справляются. Вот папа твой, например. (Знаю, что это будет, что называется «в десятку»: папа у ребенка имеет огромный авторитет. И это, как ни странно, при том, что родители не живут вместе. У того и у другого второй брак. У папы в новой семье растет маленький сын. Вот она МУДРОСТЬ, которая «во имя (ну или там РАДИ) РЕБЕНКА», когда сохранились уважение, умение поддерживать авторитет друг друга, а не оправдание своим несчастьям, типа «если бы не ребенок, я бы с этим козлом (с этой истеричкой) давно бы развелся(лась)». Ушла любовь, больше не можете, не помог ни один специалист – не надо ради ребенка это все сохранять. Прожили этап – идите дальше и будьте счастливы. И ребенок ваш будет счастливым.) Ну это уже другая тема.
Так вот, вопрос о том, как папа успевает. Мальчик начинает рассказывать, какой у него классный папа, как много у него работы, как он уже в 7 часов приезжает за ним, чтобы отвезти в школу, как поздно он возвращается, как он мотается по городу, какой у него дом, сколько он зарабатывает и как ему некогда и т.д.
Говорим о том, что такое самодисциплина. Как это сложно, когда не хочется, а надо. Ребенок вспоминает, что с самоконтролем и с самообладанием у папы тоже все в порядке. Рассуждаем о том, как папа строит свой день, неделю.
(ФУ… кажется «пробила» его АНТИ)
Переходим к главному : преуспевающие люди потому и преуспевающие, что делают дела, которые неудачники не делают, потому как им не хочется: пишут, когда не хочется, встают утром, когда так хочется понежиться в постели, садятся за отчет, когда хочется в комп поиграть и т.д.
А потом открываю ребенку большой СЕКРЕТ, как сделать так, чтобы все успевать. Этот секрет называется ПЛАН. Я рисую его на листе бумаги. Вернее, варианты его: он может выглядеть так, а может вот так. А можно в телефоне (показываю, как работает календарь в смартфоне), а еще можно просто стики приклеивать на дверь, например, чтобы не забыть что-то важное и не выйти, пока не сделаешь. Посмотрите, что я увидела, придя на занятия на этой неделе.
Конечно, еще очень много работы. Еще неплохо бы рассказать, как зависят друг от друга своевременная постановка правильной цели и жизненный успех. Что такое ментальная карта и научить ее правильно составлять с тем, чтобы дальше уже можно было планировать долгосрочно. Как подводить промежуточные итоги и корректировать результаты. Что такое «самонаведение» на цель, как мотивировать себя, как научиться самоконтролю, самоанализу, самообладанию и, как результат, самостоятельности.
Как получать удовольствие от результатов. Что если ты используешь только доставляющие тебе удовольствие методы, то можешь смело называть себя «неудачником», а если делаешь то, что трудно, если умеешь заставить себя делать то, чего не хочется и с тем качеством, которое необходимо, вот тогда, вероятнее всего, в перспективе ты станешь успешным человеком. Что если он считает, что успешные люди никогда не хотят полениться или им всегда очень хочется делать все, что нужно, то он ошибается. Они просто знают про то, что такое самодисциплина, самообладание, самоответственность, самоконтроль… Они умеют себя настраивать и «наводить на цель».
А еще надо бы подискутировать с мальчиком на тему: Успешные люди – неудачники, взяв за основу следующие утверждения:
Успешные люди
Озабочены результатами, которые доставят им удовольствие
Делают все, зависящее от них, чтобы приблизиться к цели
Делают то, что трудно, необходимо и важно
Умеют работать, налаживать контакты с людьми
Обладают физической энергией и здоровьем, живым мышлением, эмоциональной силой и стабильностью, друзей, которым можно доверять.
Умеют быть в гармонии с самим собой, способны отдавать себя, ощущая единение со всем окружением.
Делают то, что надо делать, даже если не хочется, применяя все умения, знания и силы.
Не сосредотачиваются на том, чтобы произвести впечатление, а производят его своими результатами.
Делают все, что от них зависит, чтобы приблизиться к цели.
Умеют после встречи с проблемой корректировать свой курс, неизбежно приближаясь к цели.
Умеют выигрывать у самих себя.
Умеют не посвящать свою жизнь фантазиям о том, кем бы я мог быть, если бы НЕ…. (стечение обстоятельств).
Умеют не надевать масок, не казаться, а быть; не возноситься над другими, не считать себя лучше или хуже других, а быть независимым и самодостаточным.
Умеют не терять веры в себя, несмотря на препятствия.
Умеют самостоятельно мыслить и применять свои знания.
Умеют отделять факты от мнений и не претендуют на знание ответов на все вопросы.
Умеют прислушиваться к мнению других, оценивать их и принимать свои собственные решения, принимая на себя ответственность за их принятие и последствия.
Умеют восхищаться и уважать других людей, но никогда не зависят от них полностью, никогда не испытывают чувства унижения перед другими.
Умеют быть непосредственными, испытывать интерес к жизни и получать удовольствие от игр, работы, от общения с другими, от природы и т.д.
Неудачники
Доставляющее удовольствие времяпрепровождение
Предпринимают действия, направленные на снятие внутренней напряженности
Предпочитают дела, легкие, приятные и доставляющие им немедленное удовольствие
Зависят от мнения окружающих
Избегают ответственности за собственную жизнь. («Важно не то, что из нас сделали, а что мы сами делаем из того, что из нас сделали» Ф.Ницше)
Сосредотачиваются на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях от будущего, не умеют жить в настоящем.
Жалеют себя, перекладывают ответственности на окружающих и на ситуацию.
Мечтают о чуде, фантазии. Живут иллюзиями или страхами будущих несчастий.
Проявляют сверхбеспокойство (из-за предчувствий, проверок, любовных историй, кризиса, болезни, увольнения, перемены погоды и т.д.), которое искажает восприятие действительности и мешает видеть, слышать, чувствовать и понимать.
Играют роли, притворяются, сохраняют маски, подавляют возможности непосредственно и адекватно выражать полный спектр своего поведения.
Боятся оказаться в новых обстоятельствах, стремятся сохранить статус-кво, свой характер, принципы и привычки, повторяют не только собственные ошибки, но и ошибки семьи.
Избегают честных и откровенных отношений с другими.
Стремятся манипулировать другими с тем, чтобы они поступали в соответствии с их ожиданиями.
Развивают и кормят «полицию мыслей» (что подумают другие). Потенциал направляется на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других.
Оправдывают свое бездействие
Философски рассуждают на тему «просто так устроен мир, что в нем нет места для моей реализации»
Прямо посвятить какое-то время в день, чтобы побеседовать, узнать мнение ребенка, высказать свое, узнать мнение других людей.
А еще хотелось бы сказать, что если поставить перед собой долгосрочную цель (ну, например, «я стану космонавтом») и каждый конкретный день проживать так, чтобы на 2 см приближаться к этой цели, то эта цель обязательно будет достигнута. А если потом сознательно разбить путь достижения этой цели на определенные периоды и задачи и выполнять эти задачи в срок, то, определенно, ты будешь лучшим в том, о чем мечтаешь.
За все в жизни надо платить – таков закон. За невыполненные домашние задания - двойкой, за переедание – жирным некрасивым телом, за нежелание убрать в своей комнате – конфликтом. Но ведь можно предложить еще и такую плату:
• Договориться с собой и выполнить домашнее задание. И тогда будет премия – «5».
• Ежедневно в течение 3 месяцев по часу в день тратить на тренировку. И опять премия – красивое тело и комплименты ребят (а, возможно, и завистливые взгляды).
Ну и так далее. Я думаю, мысль понятна.
Ну и, конечно же, необходимо вместе с ребенком отследить, кого из детей особенно уважают и за что. Порассуждать над тем, как самодисциплина усиливает все самые лучшие качества человека, а лень – самые неприятные. Акцентировать внимание на том, что каждая удачная практика самоконтроля повышает самооценку и чувство собственного достоинства. Человек начинает больше любить и уважать себя. (можно предложить эксперимент какой-то мелкий и по окончании его обсудить чувства, ощущения ребенка, а также его достижения)
А потом нужно рассказать ребенку, что вот из таких мелких побед и состоит жизнь. Что если вот такие маленькие акты самодисциплины тренировать, то потом получится достичь и больших высот и отреагировать на сложные серьезные жизненные вызовы.
Здорово было бы, если бы родители нашли время пройти с ребенком своеобразный квест: испытание + испытание = новый виток + испытание = новая ступень в развитии. И каждый раз после успешного или неуспешного прохождения испытания - обсуждение, анализ, новые пробы, варианты и эксперименты.
Свидетельство о публикации №218021901432