Двойка

     Мишка брёл из школы хмурый, как этот слякотный день. Сейчас бабушка, глядя на него, непременно сказала бы: не идёт, а нога за ногу заплетает. Несмотря на гадкую погоду, домой мальчишка не спешил. Успеет ещё мать «обрадовать» своей сегодняшней дурацкой двойкой по географии. Даже пятёрка за контрольную по математике не отменяла его паршивого настроения. А двойка на самом деле дурацкая, не из-за чего. Хотя, конечно, и сам в чём-то виноват, наверное. И Мишка даже знал в чём.


Ну, не умею я быстро жить, с досадой думал о себе Мишка в который раз. Хорошо старшему брату, с завистью удивлялся он: умеет же утром вскочить за двадцать минут до звонка, поураганить по квартире, позавтракать и на урок не опоздать. Эх, ему б так. Как у брата у него не получалось. По утрам Мишка, словно Мюнхгаузен, с трудом выволакивал свой организм из-под одеяла за полтора часа до уроков. Но упёртый организм выволакиваться никак не желал, хоть тресни! Из-под одеяла сначала высовывалась нога, будто проверяла температуру за одеялом, затем выпрастывались руки, которые долго тёрли сонные глаза. Продравши глаза, организм садился. И, только за завтраком, этот вредный организм чуть примирялся с наступившим днём. Не любил Мишка спешить ни в чём и никогда. А если жизнь его всё-таки порой ограничивала во времени, он непременно начинал нервничать и тогда хорошего не жди. Здорово страдал он от такого качества: то контрольную не доделает, то не успеет за учителем диктант написать. А с «домашкой» просто беда: на неё уходило всё его время после школы. Любимые игры были так близки, но так непреодолимо далеки. На них у него не хватало ни времени, ни сил. И самое страшное, что так было каждый день. Не жизнь, а нудятина, вздохнул мальчишка. Школа, с её безжалостным ритмом, пережёвывая его, поселяла в душе обиду на жизнь.


     Особенно в школе его огорчали обеды. Нет-нет, еда была даже очень. Просто её надо было успеть съесть. А это не всегда удавалось. Вот сегодня и случилась такая нескладуха! Ну что за манера у учителей: задерживать с уроков на полперемены. С русского отпустили как всегда поздно. Заныло где-то внутри: стоять им Сёмкой в столовой длиннющую очередь. Вбежав в столовую, мальчишки пристроились в хвосте, понимая, что на нормальную еду времени уже не будет. Щи выхлебали скоренько, а вот на котлете с кашей затрезвонил бездушно-равнодушный звонок. Быстро, не жуя, мальчишки заглотили котлету. Как крокодилы нежеваное едим, подумал Мишка, вспомнив бабушкины ворчания, и опрокинул в себя компот, даже не поняв его вкуса, а затем рванул за Сёмой, уже выбегавшим из столовой. Как плохо, что сейчас именно география. На неё опоздать не дай Бог, учитель не пустит ни за что. А потому мальчишки пролетели лестничные марши через три ступеньки  за полминуты и со вторым звонком вбежали в кабинет. Сёме удобно, его стол стоит первым к входу, он незаметно юркнул за него и встал со всеми. Хорошо, не совсем опоздали, класс ещё стоит, подумал Мишка и, чуть пригнувшись, решил незаметно просочиться к своей последней парте, но строгая команда учителя пригвоздила его:


- Куда? Назад.


Спорить с географичкой было себе дороже, и мальчишка, смутившись, послушно вернулся к двери.


Урок начался с географического диктанта. Мишка, стоя у двери, тоже писал диктант, пристроившись на уголке Сёминого стола. Писал и радовался: на все вопросы он знал ответы. Довольный собой, Мишка  протянул исписанный листок учителю, проходившему мимо. Но она обошла его, как мешавший на пути шкаф. Рука мальчишки с листком осталась висеть в воздухе. Затем географичка, полуобернувшись, бросила в его сторону:


- А тебе за работу на уроке ставлю «два».


После пережитого на виду у всего класса унижения Мишка шёл и думал: лучше б пообедал нормально и не ходил бы на урок. И поел бы, и двойку бы не схватил. Потом бы объяснил как-нибудь. А от такого урока какой толк? Хуже только. Четверть через неделю кончится, двойку исправить уже не успею, а значит, и за четверть уже четыре не получу. Единственная тройка за четверть будет. Обидно. Мишка не был отличником, но и троечником тоже не был. Перед родителями как оправдываться? Огорчать их он не любил.


Дома никого не было. Хоть тут повезло: не надо с порога отвечать на вопрос «как дела?». Но бросив взгляд на стол с учебниками, Мишку охватила знакомое тоскливое чувство безысходности: здрасте, я ваша нудятина, и я вас с нетерпением жду. Как скучно и неинтересно жить, вздохнул мальчишка, один день похож на другой, а другой на третий. Надо быстро сесть за стол, чтобы мать, когда придёт, не приставала к нему с вопросами. Так, уткнувшись в тетрадки, легче не отвечать ей. Подумает, что он очень занят, и не станет отвлекать его.

 
Увлекшись, он не заметил, как прошёл час. Щёлкнул замок входной двери. Мишка напрягся и ещё ниже склонился над тетрадками, время от времени внимательно вглядываясь в учебник. Мать прошла мимо, заглянув в его комнату по дороге в кухню, сказала:


- Привет, сын.


- Угу, - не глядя на неё, буркнул Мишка.


Спустя полчаса, мать зашла к нему и, взъерошив  своей пятернёй волосы сына, спросила:


- Ну, что? Говоришь, двойка по географии?


- Откуда знаешь? – Не отрывая взгляда от тетради, самым равнодушным голосом, на который только был способен, ответил вопросом на вопрос Мишка.


- А Леночка из вашего класса со мной в лифте ехала и рассказала.


- Трепушка. Вечно этих девчонок за язык тянут, – раздражённо возмутился мальчишка, - рассвистят всему свету теперь. Про себя бы и свистели.


- Зря ты так, сын, - заступилась мать за одноклассницу. – Она как раз попросила: не ругайте Мишу, он совсем не виноват ни в чём. А ты нападаешь на Леночку. Она очень добрый человечек, как мне кажется.


Мишка, наконец, поднял глаза на мать. В её глазах было понимание и поддержка. От доброго материнского взгляда напряжение начинало таять, и мальчик чуть жалобно проговорил:


- Мам, да мы со звонком в класс вошли, а она…


Жалея сына, прошедшего через унижение, мать бодро улыбнулась:


- Да, ладно, сын, нам ли с тобой двоек бояться. Подумаешь: возьмёшь да и ответишь на эту двойку двумя-тремя «пятёрками». Голова на месте, желание, я уверена, есть. А обиду не держи. Несправедливости по жизни ещё много встретится. Сил не хватит, чтоб на всё обижаться. Научись спокойно это проживать.  И вдруг мать предложила:


     - До ужина ещё далековато. Давай "пердышку" устроим, чайку попьём. Я вкусняшек купила.


  Мишка улыбнулся словечку «пердышка», поселившемуся в семье после того, как он пропустил вторую «е» в слове «передышка».


     А ведь мама права, подумал Мишка. И, правда, чего это я? Пятёрки по географии получить? Да, запросто. Обида показалась ему такой крошечной и никчемной. Вдруг, он, вспомнив что-то, крикнул матери в сторону кухни:


     - Мам, а я пятёрку за контрольную по математике получил.


Рецензии
Далеко не каждая мать способна так отреагировать на неприятность у сына. Высшая мудрость матери в том, чтобы подготовить своих детей с честью выходить из трудных ситуаций.
Спасибо за интересный рассказ.
С уважением,

Верлианна   17.04.2018 01:44     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку и визит. Ситуация из реальной жизни.

Марина Кривоносова   17.04.2018 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.