Смысл заключения Нового Завета

Всё содержание Библии постоянно пронизано взаимодействием Бога и человека по отношению друг к другу. И выражалось это отношение в первую очередь в последовательном заключении специальных актов – заветов, которые имели в себе взаимное соблюдение определённых условий, оговорённых при заключении того или иного завета. Но что включало в себя само понятие «завет»? Часто говорят, что это слово означает «договор» или «союз». Однако такие понятия как бы подразумевают сами собой определённое равенство сторон при их заключении. А о каком равенстве можно говорить между человеком и Богом? С одной стороны, Бессмертный Бог, Творец всего сущего (Ис.43,15), а с другой – просто человек, о существовании которого так говорит Библия:

Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.
Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
(Псалтирь 102:15,16)

И какой тут может быть «договор» или «союз»? Значит, речь здесь идёт о взаимоотношении другого рода. Можно сказать, что это «договор» или тот же «союз» в виде завещания. Иными словами, речь идёт о получении обещанных даров после выполнения определённых условий того, кому это было завещано. Ясно, что Завещатель здесь Господь Бог, а обещано все Его творению – людям. Но к более подробному смыслу этого понятия я вернусь позже. Сначала стоит немного рассмотреть историю заключения такого завета. И здесь мы увидим, что каждый последующий завет с Богом органически был связан с предыдущим заветом и непременно оставался его прямым продолжением.
Принято считать, что самый первый завет Господь Бог заключил с первым человеком – Адамом, когда тот ещё находился в Эдемском саду. И это было первым предупреждением Адаму:

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
(Книга Бытие 2:16,17)

Смысл такого завета состоял в том, что если человек не вкусит запретного плода, то ему не будут свойственны такие качества, как страх и стыд, похоть и тщеславие, а видеть он будет во всём только проявление добра и красоты. Но данный завет был со временем нарушен, и человеческая природа уже приобрела целый ряд негативных качеств, что Адаму и жене его  Еве стыдно стало показаться не только друг другу, но и даже Богу. Пребывание в райском саду для них стало уже невозможным, а потому Адам и его жена были оттуда изгнаны. Но Господь Бог заключает с ними уже следующий завет:

 …и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
(Книга Бытие 3:15)

Слова эти были сказаны змею-искусителю, который и ввёл в грех первых людей, но сам завет больше относился именно к людям, определивший направление и смысл их дальнейшей жизни. Некоторые видели в этом обещание о грядущем Спасителе. Но в любом случае это уже означало становление иных отношений человека с Богом – через веру в Него, поскольку прямое общение человека со Всевышним фактически было утрачено, за исключением отдельных случаев. И один из них описан в Библии, где Господь напрямую обращается к Ною:

 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
(Книга Бытие 6:18)

Здесь, как мы видим, заключается ещё один завет. Человечество, не смотря на свой ранний возраст, уже к этому времени было сильно развращено (Быт.6,5), но праведный Ной «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт.6,8). Господь Бог решил поэтому спасти Ноя и его семью с частью животных, а остальной мир погубить в водах потопа, ибо исправить сильно развращённое человечество было, очевидно, уже невозможно. Но Бог не оставил Ноя и после потопа, заключив с ним очередной завет:

И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
(Книга Бытие 9:8-11)

Это был уже действительно вечный завет, распространённый при этом на всё человечество, действующий, можно сказать, и в наше время. Ведь Ною предстояло стать как бы вторым Адамом, а от его потомков должны были произойти все народы земли.
Разумеется, Ной был не последним праведником, а потому общение Бога с людьми не прекращалось и после эпохи Ноя. Одного из его потомков Господь Бог выбирает, чтобы заключить с ним очередной завет:

…и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя…
(Книга Бытие 17:7)

Речь здесь, разумеется, идёт о праведном Аврааме, которому, несмотря на его бездетность, Господь обещает многочисленное потомство. И Авраам поверил в это Божественное предзнаменование:

Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
(Книга Бытие 17:21)

Невольно может возникнуть вопрос: а почему завет следует за заветом? Обозначить мы это можем только разной целью их заключения. Если потомкам Ноя обещано было всё заселение земли, то Аврааму сообщено о происхождении от него не только разных народов, но и народа избранного, которому предстоит стать хранителем веры истинной и в котором явится миру Спаситель:

…то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
(Книга Бытие 22:17,18)

Сбылось это предсказание относительно избранного народа уже во времена пророка Моисея. Именно через Моисея был заключён завет между Богом и народом Израиля, где вера Авраама приобретает черты уже национальной религии, а сам завет уже предназначен для целого ряда последующих поколений:

Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор,
но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицем Господа Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня.
(Книга Второзаконие 29:14,15)
…итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля…
(Книга Исход 19:5)
…и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил.
(Книга Второзаконие 26:19)

Народу Израилю предстояло стать не просто носителем истинной веры, но и оберегать её в окружении других языческих народов. Хотя народ Израиля был малочисленнее других народов (Втор.7,7), и только освобождённый от рабства в Египте (Исх.12,51), но на него была возложена не просто какая-то привилегия, но и ответственность за сохранение своей религии (Втор.15,10). Народу Израиля фактически предстояло стать народом самого Господа Бога:

Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои.
(Книга Левит 20:26)
…и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.
(Книга Левит 26:12)

Исполнение Божиих постановлений и законов неизбежно давало избранному народу такие блага, какими ни один другой народ тогда не удостаивался. Именно это и ставило его выше всех остальных народов:

Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь.
(Книга Левит 18:5)
Если ты будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;
и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего.
(Книга Второзаконие 28:1,2)
Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.
(Книга Второзаконие 28:6)
Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
(Книга Второзаконие 28:8)

Однако любая ответственность неизбежно предполагает не только щедрые награждения, но и суровые наказания, которых избранный народ тоже не сумел избежать:

Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.
(Книга Второзаконие 28:15)
Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем.
(Книга Второзаконие 28:19)

При этом люди непременно должны были помнить о том грехе, что получили они в наследство от первого человека – Адама:

Для них Я сотворил век; но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано. И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда. А входы будущего века пространны, безопасны и приносят плод бессмертия.
(3 Ездры 7:11-13)

А самое большое наказание людей ожидало за то, если оставят они веру в истинного Бога, Того, который спас их от египетского рабства:
Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, — и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня.
(Книга Второзаконие 28:20)

Такова была мера ответственности народа за его избранничество быть сынами Всевышнего. Сам закон включал в себя 613 заповедей, соблюсти которые было весьма непросто, а потому многие не в состоянии были всё это на себе нести:

Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
(Деяния св. Апостолов 15:10)
И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
(Первое послание Петра 4:18)

Сложность такого соблюдения закона состояла в том, что исполнять требовалось весь закон, а не отдельные его положения, что заповедано было народу со слов самого Моисея:

Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего, и не будет поступать по ним!
(Книга Второзаконие 27:26)

Особо предупреждалось избегать идолопоклонства, вплоть до отказа от общения с соседними народами, впавших в язычество, чтобы не перенять себе их пагубных правил:

…дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим.
(Книга Второзаконие 20:18)
…приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
(Книга Второзаконие 32:17)

А чтобы учить народ правильной вере и предупреждать его о нежелательности принятия иного вероисповедания, Господь Бог посылал народу Израиля различных пророков:

Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.
(Амос 3:7)
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
(Второе послание Петра 1:21)
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
(Римлянам 8:30)
Именно через пророков было прославляемо не только Имя Божие, но и разного рода наставления о дальнейшей судьбе избранного народа. Но именно в этих пророчествах сообщалось о том, что данная религия должна со временем выйти за «пределы» этого избранного народа и приобрести черты уже мировой или универсальной религии:

Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
(Псалтирь 21:28-29)
И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
(Исаия 49:6)
Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.
(Исаия 61:11)
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.
(Иоиль 2:32)
чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
(Амос 9:12)
Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
(Аввакум 2:14)
Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно.
(Софония 3:9)
…и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
(Захария 9:10)
Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.
(Малахия 1:11)

И произойти всё это должно через заключение уже Нового Завета:

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
(Иеремия 31:31-34)
И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения.
(Иезекииль 34:24-26)

Но если прежние заветы, кроме завета с Ноем, имели временный характер, раз через определённые исторические периоды сменяли они друг друга, то Новый Завет заключается уже навечно, на все последующие времена:

И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.
(Иеремия 32:40)
И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки.
(Иезекииль 37:26)
И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века.
(Исаия 59:21)
Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников…
(Исаия 42:6)

Необходимость заключения этого Нового Завета хорошо была раскрыта апостолом Павлом:

Говоря «новый» показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
(Послание к Евреям 8:13)
Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
(Послание к Евреям 8:7)
Отменяет первое, чтобы постановить второе.
(Послание к Евреям 10:9)

В чём же тогда был смысл заключения Нового Завета? В чём была ветхость прежнего, заключённого тогда через Моисея? Ответ также будем искать в Священном Писании.
Уже в своих посланиях апостолы, признавая, с одной стороны, необходимость исполнения ветхозаветного закона, как средства удержания от греха, но с другой же стороны, всегда указывали на его существенные недостатки, осознавая при этом, разумеется, необходимость заключения Нового Завета:

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
(Послание Иакова 2:10)
…потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
(Послание к Римлянам 3:20)
Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
(Послание к Римлянам 8:3,4)
А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Втор.27,26).
(Послание к Галатам 3:10)
А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою…
(Послание к Галатам 3:23,24)
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
(Послание к Римлянам 11:6)

Важная деталь – «был для нас детоводителем ко Христу». Даже, если не вдаваться в подробности вышесказанного, всё равно заметно, что закон был дан как временная, но необходимая мера, действовавшая до определённого события. Но о каком событии здесь идёт речь? Ответ, конечно, очевиден – о пришествии в мир Иисуса Христа, что предвещено было ещё Ветхим Заветом:

И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава.
(Исаия 11:10)
Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы.
(Исаия 42:1-4)
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
(Даниил 7:13,14)

Предсказано было не только само пришествие Христа, но и точное время Его осуществления:

Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».
(Даниил 9:25-27)

А что же дало тогда это пришествие, если Иисус, по его же собственным словам, был послан «к погибшим овцам дома Израилева» (Мат.15,24)? Именно там, в среде Богом избранного тогда народа и должен быть заключён этот долгожданный Новый Завет. А о значимости прихода Иисуса Христа в мир людей говорил Его непосредственный предтеча - Иоанн Креститель:

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…
(Св. Евангелие от Матфея 3:11)
Ему должно расти, а мне умаляться.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:30)

Именно Иоанну предстояло первому открыть людям это земное пришествие Христово. Довольно определённо на этот счёт сказано у евангелиста:

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
(Св. Евангелие от Луки 16:16)

Именно таким путём шло заключение Нового Завета – через благовествование Царства Божия. Поэтому нельзя сказать, что это был какой-то разовый акт. Нет, это такое, без преуменьшения сказать, великое событие проходило через целый ряд этапов, казалось бы, не очень заметных событий, первым из которых было крещение Христа в Иордане Иоанном Крестителем:

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.
(Св. Евангелие от Матфея 3:16-17)

Значение такого акта состоит в том, что Иоанн, будучи, в сущности, пророком ещё Ветхого Завета, можно сказать, передаёт право пророческого служения уже Пророку новому, как бы открывая тем самым эпоху заключения этого Нового Завета. Иоанн указывает людям на Того, через исповедания Которого как Сына Божия, то есть через воплощения Слово Божия в человеческом образе (Иоанн.1,14) открывается качественно новый путь к Богу. Вот как об этом впоследствии скажет сам Иисус:

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
(Св. Евангелие от Иоанна 10:9)
Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня…
(Св. Евангелие от Матфея 10:40)
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:6)

В чём же тогда заключалась особенность такого пути? Ведь даже согласно повелениям Ветхого Завета верующие должны следовать словам пророка (Втор.18,15), если он послан самим Господом Богом. Впервые Иисус Христос открывает эту особенность апостолу Петру:

…и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
(Св. Евангелие от Матфея 16:18,19)

Толкование этих слов разное, но основаны они именно на имени «Пётр», что происходит от слова «петрос» - камень. Вот под этим камнем и понимали разные значения. Это и исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим, и основание – фундамент Церкви Христовой, или первый камень – кирпич, в построении такой Церкви. Но, в любом случае, всё упирается в создании новой Церкви. А её основной особенностью является земное разрешение дел небесных, то, чего совершенно не знала духовная практика Ветхого Завета:

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Св. Евангелие от Матфея 18:18-20)
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
(Св. Евангелие от Иоанна 20:23)

Решение церковное – это непременно решение соборное, и только оно будет иметь такую духовную силу, практически равную решению на небесах. И даже давалось такое право, как разрешение грехов, отпускать которые мог только Господь Бог. Именно такую беспрецедентную прерогативу имело заключение Нового Завета. Ветхий Завет, как мы уже сказали, ничего подобного не знал. Происходило то, как об этом примерно говорил евангелист:

…по вере вашей да будет вам.
(Св. Евангелие от Матфея 9:29)
…если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
(Св. Евангелие от Марка 9:23)

Следующий этап в заключении Нового Завета имел место уже на горе Фавор, где произошло знаменитое преображение Христа:

…и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
(Св. Евангелие от Матфея 17:2,3)

Иисус Христос предстаёт здесь в настоящем торжественном наряде, чтобы показать значимость такого события. И вот в это время являются перед Ним два величайших пророка Ветхого Завета: Моисей и Илия. Подробностей того, о чём они беседовали, мы не знаем, но в данном случае они и не важны. Есть только краткое сообщение этому:

…явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме.
(Св. Евангелие от Луки 9:31)

Само это явление, в сущности, означало, что два великих пророка как бы передавали эстафету Тому, Кому предстоит сделать открытие нового этапа священной истории. Ветхий Завет давал своё благословение Новому Завету, знамению, которое должно свершиться именно в Иерусалиме. В знак подтверждения этого апостолы услышали следующие слова:

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.
(Св. Евангелие от Матфея 17:5)
 
О каком же благоволении идёт речь? Это то, о чём красноречиво сказал апостол Иоанн в своём Евангелии:

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:14)

Но что могли значить такие высокие слова? Только одно. К людям пришёл Человек, наделённый Божественной природой от Бога Единого:

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:11)
Отец любит Сына и все дал в руку Его.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:35)

Разумеется, приход в мир такого Посланника Божия означал очень многое, но мы рассмотрим основополагающий аспект этого пришествия, без которого невозможно будет понять все остальные значения этого события. Кратко это выразил апостол Павел в своём Послании:

Но вы не плоти живёте, а по духу, если Дух Божий живёт в вас.
(Послание к Римлянам 8:9)

Речь идёт, понятно, о пребывании Духа Божия в Церкви Христовой и на её последователях. Но разве не было Духа Божия в церкви Ветхого Завета? Разумеется, был, и в Библии этому много примеров:

Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.
(Книга Числа 11:24,25)
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
(Псалтирь 50:13)

Имело место также проявление силы Духа Святого, когда по зову Иисуса Навина Солнце и Луна как бы остановились в своём движении:

…и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим.
(Книга Иисуса Навина 10:12,13)

Но вот приходит в мир обещанный людям Спаситель, а иудеи в большинстве своём Его не приняли, за что церковь Ветхого Завета была лишена этого дара Святого Духа. А сказано об этом в ряде книг Нового Завета:

Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его…
(Св. Евангелие от Матфея 21:43)
Се, оставляется вам дом ваш пуст.
(Св. Евангелие от Луки 13:35)
Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
(Св. Евангелие от Иоанна 8:24)
…вам первым надлежало быть проповедано слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
(Деяния св. Апостолов 13:46)

При этом нельзя сказать, что ранее об этом не давалось различных предупреждений. Давались и неоднократно, и сказано об этом тоже было в разных местах книг Ветхого Завета:

жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих…
(Псалтирь 68:26)
А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым.
(Иеремия 22:5)
Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами.
(Осия 9:17)
Не хотел ты повиноваться, Иуда. Переселюсь к другим народам и дам им имя Мое, чтобы соблюдали законы Мои. Так как вы Меня оставили, то и Я оставлю вас; просящих у Меня милости не помилую.
(3 Ездры 1:24-25)
Таким образом, заключение Нового Завета означало в первую очередь не просто оставление Святым Духом прежней ветхозаветной Церкви, но и Его мистический вход в Церковь новозаветную, что, несомненно, сделало новую Церковь средством духовного спасения уже не отдельного народа, а всего человечества, где истинная вера приобрела все необходимые черты мировой, то есть универсальной религии:

Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
(Первое послание к Тимофею 2:4)
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков…
(Послание к Титу 2:11)

Но чтобы всё это стало реальностью, должен тогда был произойти следующий этап окончательного заключения Нового Завета. И это произошло в Иерусалиме в небольшой горнице, где Иисусу и Его ученикам была приготовлена пасха – жертвенный ягнёнок. Именно там Спаситель преломил хлеб, чтоб раздать Своим ученикам, и запить это вином:

ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
(Св. Евангелие от Матфея 26:28)

Так была сделана первая евхаристия или причащение, где под видом хлеба и вина принималось как бы тело Христово – шло духовное соединение причащаемого с Иисусом Христом, ибо спасение стало теперь именно через Него. Безусловно, заключение Нового Завета не могло ограничиться этим новым таинством. Всё это должно было быть подытожено другим, самым значимым актом Нового Завета – смертью Иисуса Христа на кресте и последующим Его воскресением:

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
(Св. Евангелие от Иоанна 19:30)

Это была действительно великая смерть, за которой на третий день и последовало Воскресение из мёртвых, ставшее днём новозаветной Пасхи, значение которой просто невозможно переоценить:

А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
(Второе послание к Коринфянам 5:15)
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
(Исаия 53:4)

Необходимо сказать, что тема искупления грехов человечества через распятие Христа является довольно обширной, если её подробно и обстоятельно рассматривать, поэтому здесь я ограничусь небольшими выдержками из книг Нового Завета, которую данную сущность в себе и содержат:

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
(Послание к Евреям 9:11,12)
И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови.
(Послание к Евреям 9:15-18)
Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
(Послание к Евреям 9:22)

Именно в этом Послании завет впервые назван как «завещание», которое всегда вступает в силу после смерти завещателя. И здесь завещателем назван именно Господь Бог. Но Бог бессмертен, а раз так, то умереть должен был кто-то вместо Него. И эту миссию взял на себя именно Человек – Иисус Христос, в Котором и проявил Себя Сам Господь Бог (Иоан.1,18). И именно здесь была реализована эта сущность Завета.
Иисус Христос явил Себя небесным первосвященником и нашим ходатаем пред Богом, став через свою смерть на кресте единовременным приношением жертвы за грехи человечества. Если до этого грех периодически искупался через принесение в жертву тельцов, овец и им подобных, где человек расплачивался за свои грехи кровью невинных животных, то через крестную смерть Сына Божия такое приношение стало уже не нужным, ибо для прощения грехов достаточно стало теперь искреннего покаяния в них:

…но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Св. Евангелие от Луки 13:5)

 Такова была цена искупления, значение которой выразить оказалось не так просто:

Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
(Первое послание к Коринфянам 6:20)
Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
(Послание к Евреям 10:14-18)
Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, —
то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
(Послание к Евреям 13:10-12)
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:16)

Кратко, но очень чётко сказал об этом апостол Павел в своём послании:

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
(Второе послание к Коринфянам 3:6)

Но сейчас нам не менее важно понять, какие именно последствия для человечества дало заключение этого Нового Завета.
Самое первое и важное из них состояло в том, что вера в Единого Бога уже перестала быть уделом одного избранного народа, о чём уже ранее было сказано, и ей был открыт путь уже к другим, в том числе, языческим народам:

Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.
(Откровение Иоанна Богослова 15:4)

Второе последствие означало, что данный Завет действительно стал уже вечным и принял свою окончательную форму:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Св. Евангелие от Матфея 28:19,20)

И это было не просто напутствие, сказанное Иисусом Христом перед Его Вознесением на небеса. Это было Слово, которое сбылось на пятидесятый день после Воскресения Христова при полном собрании Его верных апостолов и учеников:

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деяния св. Апостолов 2:3,4)
И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…
(Св. Евангелие от Иоанна 1:16)

В результате апостолы получили тот обещанный дар, о котором был сказано Христом ещё во время Его земной жизни, и о котором нами упомянуто было ещё выше (Мат.18,18-20). Такой дар давал апостолам качественно новые возможности, а сами ученики Христа передали свойства этого дара непосредственно новой, новозаветной Церкви:

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
(Деяния св. Апостолов 5:12)

Но дар Святого Духа не ограничивался только чудесами. На соборах действительно стали решаться вопросы, которые до этого имели силу только строго на небесах, что стало третьим последствием заключения Нового Завета:

И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него.
(Первое послание Иоанна 5:14,15)

И уже на первом Апостольском Соборе принимается решение, облегчающее принятие новой веры тем, кто оставлял своё языческое прошлое – для них снимался целый ряд ограничений, который был ещё заповедан Ветхим Заветом, и которые человек до сего времени не имел никакого права отменить:

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете.
(Деяния св. Апостолов 15:28,29)

Этот высокий дар Святого Духа не мог быть, разумеется, уделом только одних апостолов. В противном случае ни само Христианство, ни Церковь Христианская не имели бы своего дальнейшего развития, так как там, где нет Духа Святого, там нет и церковной жизни. Поэтому апостолы передавали этот дар другим через таинство рукоположения, а те, кто принимал этот дар, также становились обладателями благодати, получаемой ими от Духа Святого:

их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
(Деяния св. Апостолов 6:6)
Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.
(Деяния св. Апостолов 8:17)
По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
(Второе послание к Тимофею 1:6,7)

Разумеется, с таким славным даром нельзя было обращаться неосмотрительно, и подходить к этой практике требовалось с особой тщательностью и со знанием дел, дарованных с получением высшей благодати:

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:8)
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
(Послание к Римлянам 8:14-16)
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
(Первое послание к Тимофею 5:21,22)
…чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.
(Первое послание к Тимофею 3:15)

Это уже было явным доказательством, что Новый Завет стал не просто новым учением, а реальной практикой воплощения его действенной, животворящей силы.

2018 г.


Рецензии