Я играю... 49. Колючая команда маленьких артистов

        Вы слышали когда-нибудь о конкурсе для ежей, да еще и очень суровом — в три тура? А именно такой организовал Николай Яшуков, когда решил подготовить новый цирковой номер. Ещё работая ковёрным клоуном, он задумал в своих репризах показать на арене животных, которые до сих пор на ней никогда не выступали. Подумав о ежах, он не сразу поверил в правильность выбора. Конечно, маленькие колючие создания с блестящими глазами-бусинками всегда пользовались симпатией у людей и часто были героями разных сказок. Но, с другой стороны, эти животные ведут ночной образ жизни, имеют очень тонкий слух, реагируют на самые лёгкие шорохи — а в цирке громкая музыка, аплодисменты, яркий свет. Смогут ли они выступать?..

        «Участников конкурса» дрессировщик решил находить в их естественной среде — там, где им приходится бороться за свое выживание, а потому быть смелыми, мозговитыми, способными постоять за себя. Именно в таких животных легче выработать артистический «кураж». Отобрав претендентов, присматривался к тому, как они себя ведут. Лучшие из них проходили ещё одну проверку, а потом и третью, уже в манеже, после которой наиболее способные оставались в цирке, а другие возвращались туда, откуда их взяли. Артист консультировался с биологами, читал все, что написано о ежах. Узнал, что нюх у них довольно слабый, то есть не будут на арене отвлекаться на разные запахи, как медведи или еноты. А во время ночной охоты помогает ежам не только тонкий слух, но и умение неплохо видеть в темноте. Постепенно Николай начал понимать тонкость поведения этих животных, искал и изобретал свои способы дрессуры.

        Оказалось, что по характеру ежи — индивидуалисты. Поэтому каждый получил в цирке «свою» территорию —  просторную отдельную коробку. Дрессировать их по традиционному принципу «хорошая работа поощряется, плохая наказывается отсутствием лакомства или жестким прикосновеньем стека» невозможно. Но они ощущают интонацию голоса человека, понимают, когда кого-то из них пристыжают за нерадение при выполнении трюка. Каждый запоминает свое имя и реагирует на него даже во сне: сперва вздрогнет, услышав его, потом минуту-другую выжидает, чтобы удостовериться, показалось это ему или нет, а уже потом просыпается. Довольно быстро привыкают ежи и к режиму — о времени кормёжки напоминают громким царапаньем своей коробки.

        Колючие партнеры успешно выступали в клоунских репризах. А через два года артист отважился показать публике номер с ежами. Успех был такой, что Николай Яшуков поверил и в себя, и в своих маленьких воспитанников. В Москве он имел еще три месяца репетиций для завершения работы над номером. Зная образ жизни ежей, артист работал с ними по ночам. И не учел того, что комиссии, которая должна оценить номер, придется показывать его днём. Ежи были сонными, вялыми и работали неважно. Но Николаю выделили еще месяц для репетиций. За этот короткий срок он сумел изменить для ежей «часовой пояс» — научил работать днём, а вечером, после сытного ужина, засыпать.

        К каждому из воспитанников необходимо было найти особый подход, даже в руки приходилось брать их по-разному. Например, Паша, Кузя и Филя, которые везут по барьеру детские игрушки, довольно уравновешены и послушны. С Чибой надо быть более суровым и напоминать ему о дисциплине — иначе расслабится и забудет, что он должен делать на барьере. Мата слегка высокомерна, потому что никто не умеет так, как она, запрыгнуть на резиновый шар, не проколов его. А Чебурашка, наоборот, спокойно прокалывает аж три резиновых шара, не боясь громких звуков. При необходимости он может пролезть сквозь небольшой забор или даже повалить его. Зато он позволяет себе так фыркать на своего хозяина, что становится понятно: характер у него очень независимый. Поэтому его нужно постоянно держать в руках, конечно, не в буквальном понимании.

        Вообще, ежи — настоящие индивидуалисты. При первом удобном случае стараются вырваться на волю, проявляя при этом чудеса изобретательности. Имея дело не только с обычными, но и с ушастыми степными ежами, артист убедился, что те оказались наиболее ловкими, ведь в природе они ведут особо подвижный образ жизни. Один такой ёж во время ночной репетиции заметил, что в закрытом манеже, из которого так просто он не может выбраться, свисает вниз край ковровой дорожки. Этим он и воспользовался, когда дрессировщик утратил бдительность. Выбрался на барьер, соскочил вниз и исчез. Пришлось артисту, быстро посадив в клетку других ежей, с фонарём в руках отправиться на поиски беглеца. И только через несколько дней уборщица нашла колючего путешественника в одном из помещений на втором этаже. Все удивлялись, как туда мог попасть ёж, — ведь для этого ему надо было подниматься по крутыми даже для человека ступенькам. Похудевшим он не никак выглядел — вероятно, находил пропитание возле других дрессированных животных, а, возможно, охотился на мышей.

        Люди даже не догадываются, что ёж умеет становиться почти плоским и часами протискиваться, миллиметр за миллиметром, в узкую щель. Цепляясь лапками за стену, а сзади опираясь на иглы, он, будто настоящий альпинист, может по небольшому пространству между шкафом и стеной забраться на самый верх. А еще умеет выскользнуть из любого помещения так тихо и тайно так, что никто этого не замечает. Попытки завести дома ежа часто заканчиваются трагически для животных: при поисках способа, как выбраться из квартиры, они нередко падают с балкона или в шахту лифта.

        Свое право на самостоятельное существование маленькие хищники отстаивают и другим образом — прокусив человеку палец, при этом ещё и крепко сжимают челюсти, вероятно, наученные охотой на змей. От укусов ежей приходилось страдать и дрессировщику. Во время фотосъёмки, в частности, так высказал своё неудовольствие чрезмерным вниманием к нему Чебурашка. И Николай Яшуков каждый раз прощает своим воспитанникам подобное «невежливое» поведение, считая, что те имеют для этого основания. О своих колючих партнёрах он беспокоится, как о малых детях, заботится, чтобы они получали полноценное питание, лечит в случае необходимости. Когда в Польше дети принесли в цирк слабенького ежонка, дрессировщику пришлось купать его в растворе марганцовки и пинцетом выбирать из колючек клещей. Малыша удалось спасти. Полячок (так назвал его артист) подрос, предпочитает вегетарианскую пищу, а особенно бананы, и готовится к выходу на арену. Кажется, это тот редчайший случай, когда новый артист попадет в номер, ставших для многих полезной «иглотерапией», так сказать, вне конкурса…
________________________

На фото: Николай Яшуков со своим питомцем. Автор: Татьяна Андреева.


Рецензии