Как мужик ездил Ленина посмотреть

В 1983 году устроился я на работу в геодезическую экспедицию в Хабаровске,партия работала на Камчатке. Из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский летели на самолёте, самолёт приземлился в аэропорту Елизово. Вышли из аэропорта на улицу, была середина мая, день был ясный, кое- где висели небольшие облака. Перед глазами открылась чудесная картина, как будто художник нарисовал! Напротив возвышался вулкан, я спросил , как называется? Мне ответили- Авачинский вулкан. Но местных людей не было рядом, некому было поправить, все были хабаровчане, сезонные рабочие, как я. Потом я узнал, что это был не Авачинский, а Вилючинский вулкан, 2175 м. над уровнем моря. Вулканы тут были везде вокруг бухты и в высоту посолиднее, есть повыше, не говоря уже о Ключевской сопке.) Но он был самый красивый здесь! За Авачинской бухтой возвышалась конусная гора, внизу у подножия которой уже зеленела тайга, чем выше, тем меньше зелени, середина горы была серо-коричневая, и там почти всю гору поперёк опоясывало белое плоское, как тарелка облако, а шапка горы была в снегу. Из вершины поднималась прямая струя дыма, как будто вулкан курил, курил трубку Мира, приветствуя пассажиров. Такие красивые вулканы я видел только на картинках, и то почему-то не камчатские, а японские и другие на южных островах. Я и не знал, что у нас в России бывает такая красота- красотища!!!
Из аэропорта мы поехали в морской порт, дальше пошли на пассажирском теплоходе на север Камчатки в посёлок Пахачи, там была база партии. Время в пути четверо суток. Скучно! Полежишь в каюте, выходишь на палубу покурить, а смотреть не на что. Море не штормило, но был туман, облачность, Ключевскую сопку-самый высокий вулкан на Камчатке и в Евразии- не удалось посмотреть из-за облаков. Когда на самолёте подлетали к городу, тоже была сплошная облачность, землю было не видно, и только одна большая гора возвышалась над облаками, а хотелось бы посмотреть на неё снизу вверх на всю её мощь. По пути останавливались на рейде у Командорских островов, высаживали пассажиров, здесь было село Никольское. Жили в нём учёные, ,,научники", как звали их на Камчатке.
Как- то сидел на палубе, курил на свежем воздухе , море немного штормило, вдруг я увидел метрах в ста от парохода по волне плывут два бревна в нашу сторону. Я никогда не видел боевые торпеды, но мне почему-то стукнуло в голову, что это торпеды с подводной лодки запустили в наш корабль, я отмахнулся от такой страшной мысли. Рядом сидели мужики, тоже дышали свежим воздухом, я спросил у них: кто это? -Да касатки это-ответили мужики, отмахнувшись. А мне было интересно, никогда не видел касаток, да и по морю на пароходе путешествовал в первый раз в жизни! А касатки ушли под воду, жаль, не подошли близко, чтоб рассмотреть их. На четвёртые сутки пришли в Пахачи. Наш пароход встал недалеко от устья реки Пахача, вход в лиман был узкий. Из посёлка пришёл катер с плашкоутом на буксире, с плашкоута краном подали поддон с сеткой, опустили на палубу парохода- сетка сложилась, на поддон положили пассажирский багаж, чемоданы сумки. Крановщик сделал подъём-, сетка поднялась, не давая чемоданам выпасть, и по воздуху перекинул их на плашкоут, таким же способом, как багаж перегрузили и нас, пассажиров. Катер прошёл через устье в лиман и пошёл в посёлок к пристани. Из реки плыли льдины, на них лежали нерпы, любопытно поглядывая на нас. На пристани нас встретил шофёр на ГАЗ-66, привёз на базу, здесь жили до отлёта в поле. Ни телевизора, ни радио,- ничего не было. Вечерами после ужина мужики рассказывали разные истории из полевой жизни, байки, анекдоты, кто что. Я стал рассказывать байку, которую я слышал в Охотском районе в геологии, как мужик летал в Москву на Ленина посмотреть. Я- то думал, это просто байка, как анекдот, но мужики прервали меня и показали на мужика- вот он, этот мужик, Виктор! -Неужели?-удивился я.
-Да, это я летал в Москву, хотел Ленина в мавзолее посмотреть,-ответил Виктор. Ну а дальше он уже сам рассказывал о своей турпоездке в столицу Родины- Москву.
-Сезон закончился, прилетел в Хабаровск с Камчатки. Была пятница. С самолёта на такси в контору, успел получить зарплату за весь сезон- три тысячи рублей. Пошли с мужиками в магазин, взяли вино, отметили окончание сезона, мужики разошлись по домам, а я один, дома никто не ждёт, пилить некому. Сел на такси, поехал в аэропорт, что- то стукнуло в голову, захотелось в Москву слетать, Ленина посмотреть в мавзолее, Красную площадь! Билет купил свободно, хотя время предпраздничное , наступал праздник 7 ноября- день Октябрьской Революции- обычно перед праздниками с билетами всегда туго. Прилетел в Москву в одежде, в которой был в поле- в овчинном полушубке, в болотных сапогах, в шапке-ушанке кроличьей и борода лопатой- чёрная, прокопчённая у костра- весь сезон не брился. В магазине взял бутылку вина "Портвейн" -0.7 литра. Пошёл на Красную площадь, очередь в мавзолей была длинная, в конце очереди стояла группа негров, наверное туристы, пристроился к ним. Подумал, что к иностранцам милиция не придирается, ну и я сойду за африканца. Стою в очереди, бутылка с вином во внутреннем кармане полушубка, на груди. Достаю, отпиваю понемножку, половину уже отпил, и откуда он взялся? Подходит сзади милиционер.
-Здесь пить нельзя, пройдёмте со мной.
В те годы только создали медвытрезвители. Заставили раздеться до трусов- и в душ, вода в душе была тёплая, это потом, позже стали холодной водой мыть или вообще не водили в душ. Помылся и спать на чистой постели. Утром вызывают, выдают одежду, противоэнцефалитный костюм- наша полевая спецодежда, -постиранный, чистенький и даже поглаженный! Начальник достал из ящика стола документы, деньги, дал мне квитанцию на десять рублей- то. что высчитал за услуги, за ночлег, остальные пересчитал, отдал все до копейки, по- честному, ни рубля не своровал, как потом в последующие годы это стало обычным делом.
- Мужик, ты откуда такой?- Спросил начальник.
- Из Хабаровска, в паспорте написано,-отвечаю я.
- И что ты делаешь в Москве в таком виде, подвыпивши, мужик из Хабаровска?
- Приехал на экскурсию, на Ленина посмотреть, на Красную площадь.
- Ты, мужик, давай-ка на самолёт, и лети в свой Хабаровск, чтобы я тебя не видел в Москве в праздничные дни, ещё попадёшь, посажу на пятнадцать суток, понял?
- Понял,-отвечаю я.
- С билетами сейчас сложно перед праздником, я дам сержанта, он отвезёт тебя в аэропорт, купит билет и давай, мужик, не увлекайся здесь.
Сержант, как было приказано, отвёз меня в аэропорт, купил билет без очереди. Смотрю,- знакомый человек сидит, инженер Николай из соседней экспедиции. Я подошёл, поздоровался, спросил: куда летишь?
- Домой, в Хабаровск, в командировку приезжал, да билетов нет, жду рейс ,может на подсадку места будут,-ответил Николай.
- А ты куда?- в свою очередь спросил он.
- Я тоже домой, в Хабаровск, вот билет.
- Хорошо тебе, а я боюсь, как бы не застрять здесь на праздники.
- Могу поделиться советом, как не застрять.
- Ну поделись, если не жалко.
- Если не улетишь сегодня, выпей немножко, погуляй по Красной площади, переночуешь в вытрезвителе и завтра будешь дома. Видел сержанта со мной, он меня привёз сюда, купил билет, я в пятницу с Камчатки прилетел, а в понедельник мне на работу надо.
- Ну ты и насоветовал! Придёт бумага в контору, меня же с работы уволят,-возмутился Николай.
- Ну может не уволят,- говорю я, ну премии лишат, ну выговор в устном виде.
- А как я на работе людям в глаза смотреть буду, стыдно же, засмеют и отношение- то какое будет? Нет уж Виктор, лети ты со своим советом домой, а я как- нибудь по трезвому доберусь.
- Ну ладно, давай, посадку объявили, пошёл я, а ты иди на подсадку, может и улетишь.
Прилетел я в Хабаровск в воскресенье, утром в понедельник вышел на работу. Никто не знает, что я в Москву летал на Ленина посмотреть.
Но где-то недели через две из соседней экспедиции приносят бумагу из московского вытрезвителя с моей фамилией! Фамилия-то моя на бумаге,а номер экспедиции их! У нас на одной улице рядом стояли три экспедиции из одного предприятия. Когда спрашивали в вытрезвителе, где работаю, дал номер соседней экспедиции.
Через отдел кадров нашли меня, и вызывает к себе начальник экспедиции на ковер:
-Рассказывай, Виктор Иванович.
-Что рассказывать?
- Как в Москву попал, когда успел побывать в московском вытрезвителе?
-Николай Васильевич, Вы же знаете, я в пятницу прилетел с Камчатки, а в понедельник утром был на работе, как огурчик.
-Огурчик огурчиком, а фамилия твоя на бумаге! Мне теперь надо собирать профсоюзное собрание, воспитывать тебя, выносить какое-то решение, лишать премии, может быть.
-Николай Васильевич, фамилия-то моя, но ведь экспедиция другая, как же Вы будете отчитываться за чужую контору?
-Но мне и перед соседями надо оправдываться, почему бумага на моего работника приходит к ним ,а им в свою очередь надо писать отписку, что работник с такой фамилией у них не числится, понял?
-Понял, Николай Васильевич, это я ошибся, моя вина.
-Ладно, Виктор Иванович, иди работай, разберемся! Но смотри, еще раз попадешь в вытрезвитель в Москве, в Хабаровск не приезжай- уволю!
Не знаю, посылали соседи бумагу в Москву с отпиской или не посылали- в Москве своих таких хватает, зачем им нужен мужик из Хабаровска.
Вот так я съездил Ленина посмотреть. Жаль, конечно, что не увидел, ну да ладно, как-нибудь в другой раз. В другой раз- в трезвом виде, и оденусь поприличнее!


Рецензии