Кино и немцы

    Кто из нас в детстве не мечтал о сцене? Пусть даже это сцена поселкового клуба, где можно рискнуть и примерить на себя маску Мельпомены. И вот  занесло меня и сотоварищи в драматический кружок. Первый спектакль прошёл на "Ура!" Там я играла "Звёздного мальчика",-препротивнейшего персонажа. Звездить мне понравилось, тем более режиссёр была талантливая тётка и непонятно какими судьбами занесло её в нашу дыру.

   Следующая постановка готовилась ко Дню Победы , не помню за давностью лет её названия, но пусть это будет -"Расстрел под Брамса". Сценарий написала сама режисёр, она же доставала реквизит, из которого немецкая форма была диковиной. Хотя теперь понимаю, что сама форма была не проблемой- весь наш город отстраивали военнопленные немцы, восстанавливали шахты. Да и до войны у нас были целые поселения немцев и даже Старая Лисовка, производная от фабриканта Лисс"а, немца построившего чугунный завод, водокачку и целый комбинат. Эти кирпичные руины до сих пор не могут разобрать. И снова там война.

    Оставалось теперь распределить роли. В спектакле задействованы подростки до 15 лет, взращённые на фильмах о молодогвардейцах, наизусть знающих всех пионеров-героев. Я и сейчас могу написать вам по памяти:- Лёня Голиков, Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Марат Козей, Володя Дубинин, Валя Котик и, конечно, наши славные земляки- комсомольцы, герои краснодонцы, имена их помнят многие.

   Вот с ролями у нас и произошло первое столкновение- никто не хотел играть полицаев, немцев и собственно фройлен Больц, -садистку и истязательницу партизанки Зои. На роль  Зои претендовали все. Но! Роль Зои уже была предопределена , как и все роли в нашей жизни.

     Я не скажу, что героиня нашей небольшой пьесы была собственно Зоя Космодемьянская, а некий клон Зои, так как , некоторые неточности по ходу пьесы  были очевидны. Ведь сцена повешения очень сложная и не совсем этична со сцены. Это был некий собирательный образ. Подразумевалось, что каждый хотел повторить подвиг Зои , каждый хотел отдать свою жизнь за Родину.

   Уговорили и двух братьев сыграть полицаев, создали массовку деревенских женщин и пару ряженых стариков из подростков, кучку партизан в шахтёрской робе и фуфайках.  Немецкого офицера , допрашивавшего Зою сыграл наш дворовый активист и заводила , только он учился в группе немецкого языка. А когда он примерил немецкую форму, то все так и ахнули:-"Сущий эсэсовец!" Оберштурмфюрер СС -Отто Шульц, примерно так он был обозначен в пьесе.

     Сценарий был незатейлив, главная идея которого- подвиг девушки комсомолки, связистки партизанского отряда в тылу врага. Несколько из ярких сцен- допрос Зои , затем пытка эсэсовкой фройлен Больц, которую пришлось играть мне; и собственно казнь Зои,- расстрел. И месть партизан, когда они врываются в штаб и расстреливают эссэсовцев. И в конце- освобождают деревню, с почестями хоронят героиню , салютуют и в заключении пламенная  речь.

    Но почему то самыми яркими персонажами в пьесе вышли именно немцы. Весь этот антураж- патефон с Брамсом, рассуждения Отто и Ф-н Больц о величии нации и Германии,  кофе перед пыткой, фройлен Больц полируют ногти и поправляет замысловатую причёску, отточенные движения и реплики, ломаный русский, особенно выигрышно смотрелась эта парочка среди оборваных и голодных жителей, истерзанной и замученной Зои.  Отто читает стихи на немецком , словно его недавно оторвали от культуры и он должен заниматься таким грязным делом, как допрос и расстрел, но во имя великой Германии, которая принесёт сюда культуру и порядок, он выполняет свой долг.

    И такой получился конфуз, что больше всего зрителям понравилась игра именно этой парочки. Но мы всего лишь копировали наши военные фильмы о "немцах".
И до сих пор меня волнует этот кинематографический приём. Как представлен враг и наши героические  соотечественники. Эта игра контрастов. Вот они наступают- солдаты Вермахта, -сытые, довольные, вооружённые до зубов, выбритые и экипированные всем чем угодно. За ними следует кухня- баварские сосиски, шоколад, эрзац-кофе для солдат и натуральный для офицеров, шнапс и всякие солдатские радости. И прёт их тьма тьмущая. Все играют на губных гармошках и аккордеонах, поют бравурные немецкие песни и у каждого во внутреннем кармане фото - мутер, фазер, киндер и фрау. Каждому уже обещан кусок земли на востоке и трофеи. Офицеры все как один яркий образчик образованности, культуры, педантичности, величия. Особенно культуры .

   Наш  солдат представлен как простой и неграмотный крестьянин, порой даже не с винтовкой, а сапёрной лопаткой, не евший уже третьи сутки, то патроны закончились, то подкрепление запаздывает. Небритые, немытые и голодные. Но суровые и злые. Прут на танк с гранатой, на дзот грудью. В войне участвуют и взрослые и дети, партизанят в лесах, штрафбаты из заключённых и проштрафившихся, из тех кто бежал из плена.

    Этот контраст- блеск врага и уничижительность русского воина, солдата.
Войска Вермахта показаны как отборные, а русские как сброд.  И вот этот "сброд" дошёл до Берлина, освободив оккупированный Запад. А теперь вот, как оказалось -западло. Теперь вот как оказалось.
   Тема у нас такая , чтобы поклонятся мертвецам, чтобы пытки, страдания, смерть, чтобы на кресте! Только у нас есть понятие- подвиг. В других армиях такого понятия нет. Есть - герой. И хорошо, если герой живой , в крестах вся грудь. А подвиг для них  понятие непонятное, глупость и только.

   Я только хочу задать вопрос кинематографу:_"Почему немцы у них гладкие, сытые и культурные, а наши в таком неприглядном виде?"

   Теперь в прокате о второй мировой войне всякие фантасмагории типа-"Туман." "Туман-2", "Мы из будущего". Темы братания проскальзывают, философия, выдумок много. Много искажённых фактов . Но тема превосходства снова поднимает голову.  Фашизм приобретает новые очертания.  Значит будут и новые фильмы.

   И ещё один вопрос терзает меня:- Почему мы всем миром собираем на лечение в Германии?  Не наших ли военнопленных, женщин и детей использовали для опытов, брали их кровь? Где наши санкции?

   


Рецензии
Злодеи в отечественном кинематографе часто выглядят лучше, чем "честные и неподкупные" граждане, тем более, большевики и коммунисты. Последние обычно в разговоре применяют заезженные фразы-штамы, от которых давно тошнит.
Кроме того, у них всегда нахмурено лицо, и все их думы - только о выполнении-перевыполнении плана и о победе коммунизма в планетарном масштабе. Как правило, они непрерывно курят и высказываются строгим голосом: "Ты на кого обиделся? На Партию обиделся? Не выполнишь план - положишь партбилет на стол!"
Девушка к примеру, делает такому чересчур сознательному мужчине намёки, но тот решительно отстраняет её: "Не время, Маша, когда миллионы людей ещё находятся в рабстве у эксплуататров! И имеем ли мы право на наше узкое, корыстное счастье? Первым делом - самолёты!"
Такой искусственный, выдуманый "герой" неприятен и вызывает отторжение.
Зато какие симпатии вызывает у нас Остап Бендер! В "Семнадцати мгновениях весны" мы впервые в нашем кинематографе увидели живых нацистов. Не придурковатых идиотов, которые то и дело по-глупому орут "хальт" и "аларм, рус партизанен!", какими их показывали до этого, а реальных, живых. Мне, помимо Тихонова, понравились Броневой (Мюллер) и потешный Афоня (Куравлёв) в роли Айсмана. Ему так шла повязка - хоть корсаров играй!
И даже герои современного "Бумера" кажутся симпатичными - непосредственные, эмоциональные, живые... И песня трогательная.
И, в заключение, скажу: когда немцы попадали к нам в плен - голодные, обмороженные, закутанные в женские тряпки - тоже выглядели далеко не блестяще; весь лоск слетел с них.
Зато сибирское пополнение - в шапках с красными звёздочками, в полушубках и валенках, да ещё с автоматами наперевес - были настоящими красавцами.

Лев Ольшанский   08.05.2018 10:47     Заявить о нарушении
Из истории оккупационного периода города Дзержинск (Дон. обл.). При очередном обходе (обыске) немцы увидели, что хозяева для растопки печки используют том из с/с В. И. Ленина. Оказалось, когда наши ушли, население, естественно, разграбило всё, что можно было. Книги были взяты в библиотеке ДК. Тут же во дворе расстреляли всю семью.

Николай Гринев   24.11.2018 05:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.