2. 13 Человек уже не животное
Эволюция вообще-то одна в виде дерева. Но веток на нём немало. Будем условно называть ту её часть, которая относится ко всем видам биологической, а которая относится только к человеку социальной или культурной. Для такого разделения есть веские причины.
Невозможно спорить с тем, что человечество эволюционирует. Но не так как другие приматы, не как другие биологические виды. Биологическая эволюция мало что изменила в человеке за последние 10тыс. лет в смысле морфологии и физиологии. Все те изменения, которые мы видим за указанный период, есть результат социальной (культурной эволюции). Эта эволюция не только более быстрая, но идет еще с ускорением.
Особенно заметно это ускорение на протяжении последних 300 лет, когда наука приобрела систематический характер, объединяя островки знаний прежних эпох.
Если считать Homo Sapiens, просто в качестве одного вида из отряда приматов, то он обязан подчиняться биологическим законам, справедливым для всех приматов, но он всё более отклоняется от их выполнения.
1. Самым главным отличием двух эволюций является то, что в культурной эволюции наследуется информация, а не морфология и наследуется негенетическим путем.
Культура здесь понимается не в узком смысле (Большой театр, консерватория, литература), а в широком, как вся структурированная информация, передаваемая в популяцию негенетическим путем.
2. Базовой моделью, хорошо описывающей динамику популяции животных, является логистическая модель, предложенная Ферхюльстом.
Логистическая кривая, являющаяся решением уравнения Ферхюльстома, указывает на быстрый рост в начале и замедление при выходе на потолок экологической ниши. Т.е. пока есть ресурсы, численность данного вида быстро растет, а по мере заполнения ниши, кормовые ресурсы вызывают ограничение дальнейшего роста. Рост останавливается.
Человеческая популяция не подчиняется этому закону, хотя мы по морфологии типичные обезьяны, резко выбивается из него, и математикам пришлось для человека изобретать свои уравнения, описывающие демографический процесс.
(О моделях роста популяций смотри: Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А.
http://www.keldysh.ru/papers/2005/prep13/prep2005_13.html )
Это говорит о том, что под видом HS появилось нечто особенное, которое размножается не как все приматы, а в соответствии с законами социальной эволюции.
3. Экологическая ниша, которая ограничивает распространение всякого вида животных, человеком раздвигается и не является пока для него ограничивающим параметром.
4. При увеличении численности популяции пропорционально увеличивается занимаемая ей площадь. Ведь всякая биологическая популяция питается со своей территории. Человек же размножаясь, скучивается в города.
5. Скорость социальной эволюции гораздо выше, чем биологической и всё время ещё возрастает.
6. Естественный отбор, это отбор индивидуальный, выявляющий наиболее приспособленные особи, свойства которых закрепляются в популяции путем наследования отобранных свойств в новой генерации. Отбор действует не в интересах живущего индивидуума, он адаптирует популяцию (потомство) к условиям существования.
Группового отбора, который бы сравнивал популяции друг с другом, рассматривая их как целое, чтобы отобрать лучшую популяцию, в биологической эволюции, обычно не наблюдается, за редким исключением. Жизнь особи каждого вида протекает индивидуально, кроме тех видов, в которых образуются социальные сообщества (отряд перепончатокрылых, например).
В культурной эволюции имеет место многоуровневый отбор как индивидуальный так и групповой. Кроме того, процесс искусственного социального отбора здесь связан не с выживанием людей, как правило, а с желанием получить те или иные преференции.
7. В результате культурного эволюционного развития, люди создали конституции, которые гарантируют им определённые права, но одновременно накладывают определённые обязательства. В биологической эволюции никаких прав никто никому не гарантирует.
8. Давление отбора в культурной эволюции на человека оказывает само общество, создав конституции, законы, моральные правила. Но вырабатываемые под этим давлением адаптации, не морфологические, как в биологической эволюции, а ментальные.
От давления природных факторов и соответственно дарвиновского естественного отбора человек в значительной мере защитился созданием вокруг себя цивилизационного пространства.
Всё это позволяет говорить, что встав на путь социальной эволюции и оставаясь живым существом, в котором процессы гомеостаза борются с хаосом (энтропией), человек уже НЕ ЖИВОТНОЕ, если не подчиняется законам биологической эволюции, заслонившись от них при помощи выработанных им инновационных достижений.
УРОВНИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
Культурная эволюция начинается от уровня человека и заканчивается эволюцией государств на планете. На верхнем уровне все государства можно рассматривать, как набор популяций эволюционирующих каждое под конкретным давлением со стороны, как соседей, так и всего мирового сообщества. Здесь всё выглядит довольно естественно, напоминает природные популяции, так как человек ещё недостаточно сюда вмешался своими нововведениями, как это он сделал внутри государств.
И вот на этом уровне можно осторожно применять принципы генетики для моделирования эволюционирования отдельных государств под влиянием давления отбора, созданного окружением. Можно считать, что каждое государство развивается в самосогласованном поле. Результаты развития видимо зависят от внутреннего устройства государства, включая устройство элит и наличия обратных связей внутри, от наличия соответствующих ресурсов.
Борьба между государствами в цивилизованной форме в виде конкуренции структурирует всё мировое сообщество, ведёт к построению общемирового объединения государств на планете Земля. Глобализация это неизбежная плата за блага цивилизации, следствие культурной эволюции. Она напоминает онтогенез, процесс построения многоклеточного организма, снабжённого разными органами, из первоначального набора стволовых клеток.
Свидетельство о публикации №218021902149