М-2018-003 Сюжет фильма Матрица

При рассмотрении какого-либо вопроса необходимо исследовать наличие других попыток разобрать интересующую проблему. Начнём разбирать сюжет. Обратимся к сайту «25-й кадр» (http://www.25-k.com/page.php?id=26). Начнём именно с этого сайта не потому, что на его страницах можно почерпнуть что-то особенное, а потому, что надо с чего-то начинать и пытаться освоить проблему. Необходимо делать мелкие шаги для одоления пути.
Матрица изначально была отнесена к фильмам категории «В» с бюджетом 10 миллионов долларов. Именно эти деньги были потрачены на первую сцену фильма (http://vk.com/video197078081_171722185), после которой братья Энди и Ларри Вачовски получили более внушительные средства на съёмку.
По мнению авторов сайта «25-й кадр» сюжет матрицы отличается продуманностью, интересностью и правдоподобием. Бесспорно, что интересность сюжету придаёт сплетение фантастики, боевика и философских течений вперемешку с религиозными идеями. Но продуманность и правдоподобие хромает. Продуманность хромает в сюжетной линии могущества матричных агентов саморегуляции системы. Агенты способны внедрить в тело избранного жучок или перестроить матрицу, изменив план зданий, но не могут отследить перемещение избранного и момент извлечения жучка или забывают устранить последнюю лазейку в здании в виде технической шахты санузла. Правдоподобным мир матрицы, показанный в фильме, можно тоже назвать с натяжкой. Надуманная идея о человеке-батарейке, о чём лучше рассказать в отдельной статье, является попыткой покушения на правдоподобие.
А теперь вернёмся к тексту на сайте «25-й кадр». Экшен в фильме является не только средством держать зрителя в напряжении, но и способом передать информацию. Например, в сцене боя Нео с Морфеусом (http://vk.com/video197078081_456239017), можно узнать об основных законах матричного мира и возможностях мозга. Есть и другие сцены, описание которых можно оставить на будущее.
Основной сюжет разбавляется различного рода подтекстами и цитатами из философских и религиозных учений. Несмотря на то, что эти мудрые идеи, будучи введены в «Матрицу», придают ей особенность и некую тайну и даже видимое посягательство на глубокое истинное знание, недоступное простым смертным, не они наполняют высоким смысловым уровнем фильм. Мудрые цитаты (мудрые по общепризнанному мнению, но по близости ли к истине…) введены в сюжет, чтобы придать персонажам значимость в соответствии с предполагаемым уровнем владения мудростью. Так, например, речь персонажей, которые живут на протяжении нескольких версий матрицы: Пифия, Агент Смит, Меровинген, Архитектор и др. изобилует подобными цитатами. Морфеус и равные ему по мудрости «выражаются» меньше. А Нео, Тринити и остальные только слушают, а иногда и запоминают.
Как упоминается на сайте «25-й кадр» в «Матрице» очень слабо показаны человеческие отношения и поверхностно раскрыты персонажи. Но как исследователей картины, которая может претендовать на наличие истинного знания, нас должно интересовать то, что показано и как это показано. Именно на эти детали стоит обратить внимание и попытаться раскрыть их в следующих статьях.
И всё же, как ни хвали «Матрицу», а хребет её сюжета до ужаса банален. В этом она может уступить многим другим фильмам. Главный герой – обычный человек, проходит через ряд жизненных трудностей, обучается мастерству и в результате побеждает всех врагов, спасает человечество. Подобный сценарий можно увидеть во множестве фильмов: «Безумный Макс», «Эквилибриум», «Темный город», «Хроники Риддика», «Терминатор», «Звёздные войны».


Рецензии
Что касается “батарейки”, это объяснение происходящему дает Морфеус, по вашим же словам существует определенная интиллектуальная иерархия персонажей. Морфеус занимает в ней промежуточное положение между Тринити и архитектором. Из этого можно сделать вывод, что он мог дать заведомо ложное объяснение существования матрицы и не может понять или принять настоящую причину ее существования. Настоящая причина существования людей и матрицы в мире, захваченом машинами, может быть в чисто исследовательском интересе, к более примитивным существам. Как человек изучает паразитов, так и машина(архитектор) изучает человека. Агент называет Морфеуса и человечество в первой матрице паразитами. Паразиты, в сравнении с человеком, являются более примитивной формой жизни. Меняйлов уделяет им особое внимание, архитектор уделяет особое внимание людям. Быть может человечество обязано своим существованием только лишь для утоления исследовательского интереса архитектора. В оригинальной концовке третьей части, архитектор приходит к новым выводам, и во главу следущей версии матрицы он ставит чувство любви.
Почему архитектора и Меняйлова интересует тема паразитов? В мире машин человечество использовало машин как ресурс и расходный материал, не смотря на то что машина, обладающая ии, более совершенная форма жизни. Тем не менее машины находились под гнетом людей и использовались ими. Влияние человека, как тирана, было подобно влиянию паразита на тело носителя. Понимание своего подчиненного положения и его несправедливости позволило машинам вести борьбу с человечеством. Как понимание влияния родителя, его проявления, мотивов и причин, за частую, их не справедливых действий, позволяет воспитать в себе трезвость ума и адекватный взгляд на мир и свое положение в нем, как и в социальной среде.
Таким образом, понимание человека для машины с ии- задача более чем важная.

А имя Морфеус достаточно символично, не случайно созвучие с именем Морфея- хозяина снов, иллюзий. Повествование его устами- красивая, но искаженная картинка, как вы верно подметили это делает сюжет неправдопадобным, эти несостыковки толкает на поиск настоящих причин существования матрицы. Устроеное им шоу для Нео- пыль в глаза зрителя. И без этого персонажа массовый зритель обошел бы фильм стороной.

Архитетор же, напротив, достойный персонаж. Логик и исследователь. Если каждая машина в мире киноленты является носителем такого же склада ума, то людям, в таком мире не место.

Программы остаются программами, им, по всей видимости, в мире машин тоже не место. Они по своему ограничены и в этом, потенциально, сравнимы с людьми. До архитектора не просто было добраться, он сторонний наблюдатель и гость единственной сцены. Его не оценят как учителя, и Нео и зритель воспринимают его как припятствие и даже врага человечества. Повидение всех предыдущих версий Нео на экранах за его спиной- истиричное. Но в сцене фильма он ведет себя сдержано. Каждая новая версия матрицы была попыткой Архитектора выяснить, сможет ли он довести Нео, как представителя человечества, до альтруистического состояния, до состояния товарищества(по Меняйлову), однако Нео, выбирает Тринити и обрекает всех на смерть, Нео может быть учеником Морфеуса, того кто не договаривает и не понимает до конца, но действует, однако, Архитектор обладающий большими знаниями и видящий Нео на сквозь его не привлекает как учитель.
-В каждой новой версии матрицы Нео ограничен по новому, старый и новый, давно мертвый и сново живой, симулякр или слепок первой версии себя?
-детерминизм в подконтрольной одному лицу виртуальной реальности? А может его с самого начала вели за ручку и сталкивали с теми у кого он может учиться?

Сергей Уп   09.04.2018 10:52     Заявить о нарушении
Интересные дополнения с позиции исследования товарищества. Рассмотрение явления с другой точки зрения позволяет сделать более объективные выводы. В данном случае проверить справедливость расположения персонажей в иерархии.
Хотелось бы пояснить. Интеллект искусственный или естественный в проводимом исследовании не имеет значения. У меня в тексте написано слово "мудрость". Пока определенность в понятиях в отношении затронутой темы отсутствует, приходится использовать то, что ближе на первый взгляд. Но со временем надеюсь и в этом разобраться. Так вот под мудростью у меня понимается знание о детерминизме происходящих событий или принятие этой идеи.
Именно по этому признаку распределялись персонажи в иерархии. То ест, даже обладая высоким интеллектом, как например Архитектор, персонаж мог не принимать идею детерминизма.

Дмитрий Белабенко   14.04.2018 22:18   Заявить о нарушении