Милосердие

Милосердие

В одном из городов жил Иоанн. Человек молодой, и имеющий нежное сердце. Душа Иоанна никогда ни на кого не обижалась, хотя и были моменты для сетования.
Однажды отец Иоанна, человек состоятельный, попросил своего сына, чтобы тот взяв серебро, отправился в прибрежный город, и вложился в дело.
- Пришло время,- говорил отце сыну,- чтобы ты имел причастие к моим делам. Будешь набираться опыта в семейном деле.
Иоанн рад был оказать помощь отцу. И взяв отцовское серебро, и сев на мула, он поехал в прибрежный город.
Время пути составляло три дня. И в первый день солнце улыбалось для Иоанна.
«Все будет хорошо!»,- думал он.
Но на второй день Иоанн встретил мужчину на дороге, стоявшего одного, и видимо кого-то ожидавшего.
«Окликнуть ли его? Или промолчать? А если у этого мужчины беда?»,- говорил в себе Иоанн.
Но пока Иоанн размышлял сам с собой, мужчина набросился на него, опрокинул с мула, и повалил на землю.
- Что у тебя есть отдавай мне!- крикнул грабитель.
Иоанн увидел его лицо.
- Вот мой мул – забирай его,- сказал Иоанн.
- А что в тех мешочках,- и грабитель указал на маленькие мешки, которые были на муле.
Вспомнив об мешках с отцовским серебром, Иоанн закричал:
- Я не могу вам отдать их! Не могу!
И Иоанн став рваться из давки бандита, оттолкнул его. Но грабитель, достав свой кинжал, ударил Иоанна, из-за чего он упал без чувств.
Грабителя звали Авдей. Он осмотрел мешки, и обнаружил в них серебро. Радость пред богатством ударила в голову Авдея.
Авдей уехал на муле Иоанна, взяв с собой серебро его отца.
А Иоанн лежал раненый и без чувств. Но вдруг мимо него проехал купец по имени Люиф. Увидев раненого Иоанна, он спрыгнул со своей лошади и оказал ему первую помощь.
Иоанн ранен был не серьёзно, но в сознание не приходил. Люиф, взяв его, отвез в ближайшую гостиницу, и снял для Иоанна номер. Когда Люиф вместе со слугами укладывал Иоанна на постель, то тот очнулся.
- Где я?- спросил Иоанн.
Люты все ему рассказал.
- Ох, как!- горестно воскликнул Иоанн,- как! Серебро моего отца у меня отобрали. Люиф, окажите мне еще помощь. Отвезите меня в дом моего отца! Я хочу сказать ему лично, что потерял его серебро.
- Юноша,- говорил Люиф,- будьте благоразумны. Вам нужно побыть здесь несколько дней.
- Что же мне делать!
- Не бойтесь. Я передам вашему отцу о произошедшем.
И Люиф уехал, направляясь в город, где жил Иоанн и его семья.
Бедный Иоанн лежал в постели два дня. Ему было горестно и стыдно. Он сам себя мучил за потерю денег отца. Он даже не чувствовал боли в животе. Большая боль была в душе.
Но вдруг Иоанн услышал знакомы голос в холле гостиницы.
- Дайте мне самый лучший номер! И притащите мне туда выпивки. И кстати всем вина за мой счет.
И дальше Иоанн услышал радостные крики из холла.
«До чего же знакомый голос,- думал Иоанн,- но где же я мог его слышать? Может…»
Но поток его мыслей прервала служанка гостиницы, принесшая чашу с вином:
- Это вам,- и она дала Иоанну чашу,- один постоялец угостил всю нашу гостиницу.
И служанка уже хотела уходить, но Иоанн остановил ее:
- Погоди. Ты можешь мне сказать?
- Что же?
- Кто этот новый постоялец?
- Я точно не знаю. Лицо у него не благородное, но одежды новые и украшенные. И денег у него много.
- А как он выглядит?
И служанка стала описывать портрет нового постояльца. Иоанн до боли узнавал темный силуэт прошедшего.
- Неужели это и вправду он!..- прошептал он.
- Что-что?- переспросила его служанка.
Но Иоанн, сомкнув губы, покачал головой.
- Я еще вспомнила,- сказала служанка,- при нем был кинжал. Он выделялся в его образе.
И Иоанн вдруг почувствовал боль в животе, словно его вновь ударили кинжалом. Но возобновилась боль и в сердце.
- Оставь меня,- сказал Иоанн служанке.
И он остался один в своем номере.
«Может ли это быть тот самый преступник?- мучился Иоанн,- неужели это он и есть?»
И Иоанн решил проверить это. Но не сейчас, ведь было только начало вечера. Вот когда ночь покроет небо, и день со светом будет спать, тогда Иоанн и проверит.
 
Пришла полночь. В холле не было звуков. Иоанн слышал лишь себя.
«Решился!»,- сказал сам себе Иоанн, и поднялся с постели. Когда он встал, то резко почувствовал боль в животе. Но она была терпима. Неуклюжими шагами Иоанн вышел из своего номера, и вышел в холл. Действительно было очень тихо.
В этой гостинице было всего два хороших номера. Первый занимал сам Иоанн. А в другом…
«Значит он там должен быть!»,- и Иоанн тихо пошёл к другому хорошему номеру.
Дверь была незакрыта. Был виден свет от свечи. Иоанн вмиг подумал, что новый постоялец не спит, но храп, доносившийся из этого же номера развеял сомнения.
Открыв дверь, Иоанн вошел в номер. Постоялец валялся в постели. Храп заглушал все звуки. Рядом валялись несколько пустых бутылок, а на тумбочке стояла еще одна.
Иоанн подошёл к кровати, и посмотрел на лицо постояльца. Свеча, озарявшая номер, изобличила пред Иоанном лицо Авдея, грабителя, напавшего на Иоанна. Лицо было все заплывшее.
Иоанна словно пронзило насквозь.
«Вор! Грабитель! Убийца!- кричал внутри себя Иоанн,- не я первый из его жертв, и не я последний! Он взял в меня деньги моего отца. Он меня ударил клинком!».
Иоанн вынес Авдею приговор. Он осудил грабителя.
Несколько минут Иоанн стоял на месте и, полный злобы, смотрел на своего грабителя.
«…клинок…- стрельнуло в его голове,- Клинок!»
Иоанн стал озираться, осматривать, словно ища. И он нашёл клинок, лежавший на одежде.
Иоанну пришлось сесть на колено, чтобы подобрать его.
Выдернув кинжал из ножен, Иоанн занес его над лежавшим Авдеем.
- Справедливость!- промолвил Иоанн.
И Авдей открыл глаза. Иоанн резко остановил кинжал. Мутный взгляд Авдея блуждал по номеру, и затем остановился на Иоанне. Авдей дрогнул. Его пьяная одурь испарилась. Он узнал человека, которого ограбил. Но не мог сказать и слова.
У Иоанна все перевернулось. Сначала для него Авдей был убийца, грабитель и вор, забравший у него деньги отца. Но теперь, когда он открыл глаза, Иоанн увидел в них искру жизни. Сейчас, когда Иоанн занес кинжал, он видел не убийцу, не грабителя, и не вора. Иоанн видел человека.
«Даже если он убийца, то сделав это, я уподоблюсь ему».
Иоанн сделал пару шагов назад, уронил кинжал, который при падении издал звонкий удар об пол.
«Передо мной человек!- думал Иоанн,- Мне ли, человеку, судить его. Мало ли из-за чего он мог стать грабителем. Ох, как же он беден…».
Иоанну стало жалко Авдея.
- Знай,- сказал Иоанн смотревшему на него Авдею,- я прощаю тебя.
Иоанн стал идти к двери.
Но Авдей не был сейчас бесчувственен. Сейчас он был трезв как никогда в жизни.
«Боже!- воскликнул он сам в себе, озираясь на себя прежнего,- Да кем же я был все это время!»
Когда Авдей услышал «Я прощаю тебя», то он сокрушился. Милосердие Иоанна сломало нечто в Авдее.
- Погоди!- крикнул он, и кинулся в ноги Иоанна,- Прости меня, господин,- стал умолять Авдей Иоанна,- прости меня!
Иоанн бы удивлен. И жалость к бывшему преступника наполнило сердце Иоанна еще больше прежнего.
- Я простил тебя,- сказал Иоанн,- теперь больше не имею против тебя ничего. 
- Спасибо- кричал Авдей,- спасибо тебе, мой господин! Вот,- и Авдей кинулся в сторону, взял мешок, и преподнес его к Иоанну,- вот ваше серебро. Заберите его, а меня возьмите в рабство. Я отработаю, что потратил.
Но Иоанн не решился принять.
- Нет,- сказал он,- я не возьму это серебро. Оставь его себе. Оно мой дар тебе.
- Я недостоин, господин! Возьмите меня в рабы!
- Ты ре должен становиться моим рабом.
- Тогда позвольте я помогу вам!
- Как же ты мне поможешь?
- Я… я… я помогу вам добраться до вашего дома. Я имею с собой лошадь. Мы сможем добраться до вашего города очень быстро… она породистая, быстрая.
- Хорошо, друг,- Иоанн вдруг почувствовал родство с бывшим грабителем,- отправимся утром.
И Иоанн ушел, оставив Авдея одного.
Все внутри него клокотало. Было теперь странное чувство. Словно что внутри умерло, покинуло Авдея. Он по привычке взялся за бутыль вина, но взглянув на нее, отложил ее брезгливо.
Внутри Авдея одна мысль противостояла другой. Что если этот юноша отдаст его в суд?
«Туда же мне и дорога!»,- отвечал себе Авдей.
Но неужели так приятно быть в путах власти? Гнить в цепях заточения?
«Это будет справедливо!»,- отвечал Авдей.
Нет! Стоит убить юношу, чтобы быть СВОБОДНЫМ!
«Нет..,- но СВОБОДА заставила его задуматься,- нет! Нет! Нет!»
Хотя бы убежать, чтобы не попаться …
- Нет!- решительно сказал Авдей,- я теперь буду во власти этого юноши. Это мое решение…

Утро следующего дня. Проснувшись Иоанн быстро умылся. Он не чувствовал душевной боли. И в животе, словно уже не было раны. Будто с прощением врага ушли раны и болезни.
Умывшись, Иоанн открыл дверь в номер Авдея…
Но там никого не было.
- А где постоялец?- спросил Иоанн у служанки.
- Какой это постоялец?
- Ну, что вчера еще всем выпивку раздал.
- Ах, этот!- вспомнила служанка,- он вчера ночью подошёл к распорядителю гостиницы, и попросил самое нищенское помещение.
Иоанн нахмурил брови.
- И где же это?- спросил он.
- В конюшне, с лошадьми.
Дверь гостиницы отворилась и вошел Авдей.
- Господин, вы уже готовы?- спросил он.
- Да. Поехали.
Они вместе вышли во двор и подошли к лошади. Она была резкая, крепкая, и на вид действительно породистая.
- Это ваша лошадь, господин,- сказал Авдей,- я купил ее на то серебро, но вы сможете, приехав, оставить ее у себя, или продать ее дороже. Господин берите стремя.
Иоанн мягко посмотрел на Авдея, и спросил:
- Ты точно не хочешь сам руководить лошадью?
- Нет, мой господин. Лучше вы это управляйте.
Иоанн забрался на лошадь, и протянул руку Авдею, чтобы ему было легче забраться.
Когда они ехали, то Иоанн спросил Авдея об его жизни.
Авдей рассказал, что был сиротой в приюте, и что после совершеннолетия его из приюта выгнали, не дав и одной лепты. И конечно же ему пришлось стать вором. Сначала вор. А после вышел на тракт и стал грабителем.
- Я воровал. Я грабил. Но ещё,- вдруг Авдей, бывший сзади Иоанна, всплакнул,- я и убивал, мой господин. И делал это легко, как воздухом дышал. Но… но ваша милость… милость спасла мне жизнь и открыла глаза. Я теперь вижу себя таким, какой я есть. Будто бы не я смотрю на себя, а кто-то другой, кто лучше меня. Я смотрю на себя, как праведник смотрит на грешника.
«Бедное дитя!- думал Иоанн,- вот кто действительно  заблудшая овечка!»
- Друг,- сказал Иоанн,- предлагаю тебе омыться.
- Что?- спросил Авдей.
- Видишь пруд,- и Иоанн остановил лошадь, и указал на пруд неподалеку,- предлагаю нам в нем омыться.
Авдей отвечал неуверенно и Иоанн отвел его к пруду. Там они вместе омылись. После Иоанн, сам еще не вытерев себя, начал оттирать от воды Авдея.
- Что вы, господин. Во век этого не делайте! Я не достоин.
- Ты омылся, и весь мокрый. Видишь воду. Она взяла от тебя все, что на тебе было. Будь теперь другим. Будь новым.
И Иоанн вытер Авдея, бывшего преступника.
После Иоанн и Авдей оба поехали в город. Оба радостные.


Когда они приехали в город, и подъехали к одному большому красивому дому, то Иоанн остановился.
- Неужели это ваш дом, господин?- спросил Авдей.
- Да,- отвечал Иоанн,- красивый, правда? И еще… зови меня по имени. Ты мне не раб. Я хочу видеть тебя другом.
 - Хорошо, го…- Авдей осекся, и сказал,- хорошо, Иоанн.
Иоанн и Авдей стояли возле дома.
«Теперь он уходит,- грустно думал Авдей,- ему пора.».
«Неужели мы расстаемся?- думал Иоанн,- а что если он вернется к прежнему себе? Мой долг помочь ему! Я помогу ему.».
- Авдей, подожди меня здесь. Я сейчас приду,- сказал Иоанн, и ушел в свой дом.
«Неужели он пошёл говорить своему отцу, что я напал на него и ограбил? Неужели он расскажет?»
Нужно убегать и срочно. Убегай пока не поздно.
Авдей стоял как вкопанный. Он не мог двигаться. Его мысли парализовали тело.
Убегай! Убегай! Убегай! Он расскажет о тебе. Тебя отдадут в суд. Будешь в тюрьме, каторжником!
Авдей на секунду испугался цепей, и готов был бежать, но вдруг опомнился.
«Нет,- сказал себе Авдей,- не вернусь я назад. Я не хочу быть таким, как прежде. То была настоящая неволя.».
И Авдей стал ждать.
Вдруг из двора выходят двое мужчин.
- Вы Авдей?- спрашивают они.
Авдей в ответ прервал головой. Не мог открыть рта.
- Пройдемте с нами, хозяева нашего дома ожидают вас.
Пришел твой час! О тебе рассказали. Каторжник! Каторжник! Еще не поздно убежать…
- Нет,- сказал Авдей.
- Что, извините?- спросили оба мужчины, охранники.
- Нет, ничего,- отвечал Авдей,- идёмте.
И охранники провели Авдея через сад, и завели его в дом, на второй этаж, а после ввели в комнату.
В комнате сидел отец, и перед ним стоял Иоанн.
Иоанн обернулся, и посмотрел на Авдея.
- Пройдите ближе,- сказал отец Иоанна.
Авдей подошёл и поравнялся с Иоанном.
- Итак,- сказал отец,- Иоанн, ты хочешь принять его в наш дом?
- Да, отец, хочу.
Авдей не сразу понял услышанные слова. Они словно были на ином языке. Но когда их смысл дошёл до него, то Авдей был поражен.
- Отец,- продолжал Иоанн,- я научу его. Он будет знать грамоту, и будет писать и читать. А после научу его нашему семейному делу и он будет работать вместе со мной.
Отец еще раз посмотрел на Авдея, смотрящего удивленно в никуда.
- Значит он не благородных кровей… Ты точно не хочешь чтобы он традился вместе с прочими слугами. Он и там будет получать деньги.
- Авдей не слуга, отец. Авдей мой друг.
- Что же, сын, поступай как считаешь верным..
- Спасибо, Авве,- сказал Иоанн, и вместе с Авдеем вышел из комнаты отца.
Они оба стояли.
- Ты хот что-нибудь понял, а то взгляд у тебя,- с улыбкой говорил Иоанн.
- Иоанн…- начал Авдей, но Иоанн его прервал, обняв его, и сказав:
- Добро пожаловать в отчий дом… Брат.
И дом Иоанна принял Авдея, бывшего преступника.
Милосердие спасло погибающую душу.
Евангелие.

КОНЕЦ


Рецензии