Лиссабонский дневник

        22.08.2015, сб.  День 1. После некоторых приключений (поломка и починка крана у Бессоновых) благополучно добралась до Домодедова и погрузилась в самолёт Люфтганзы. Он заполнен. Летят не только русские. Много немцев, мусульман и негров. Место у окна. Сначала – вид на Москву и окрестности. Дальше мало что видно из-за облаков. При подлёте к Мюнхену – ясная погода. Отражённым солнечным светом блестят и сверкают искусственные водоёмы, реки, озера, солнечные батареи на крышах домов. Ухоженные, точно бархатные, поля. Сели на 12 минут позже. Долго искала выход, нервничала. Указатели редки, работников не видно. На паспортном контроле объяснили. Прошла через досмотр, там девушка, увидев мой паспорт, поговорила со мной на ломаном русском. Проход везде по электронной системе, обслуги совсем мало, они лишь наблюдают.  В самолёт забежала за 10 минут. 5-й ряд у окна. Сидим. Объявляют что-то и вдруг по-английски я слышу, что ждут пассажиров, которые пересаживаются из Москвы. Я сообщила, что уже здесь. Сказали, что ждут ещё кого-то, но вскоре полетели.
        В Лиссабон прибыли уже в темноте. Подлетали с моря, видела огни города, памятники, кварталы, реку, мост. Вышла быстро, купила Лиссабон кард, пошла искать такси. Сил не было. Очередь большая. Стояла минут 30. Доехала за 25 евро (хотя в инфоцентре сказали 15). Спорить сил не было. По дороге рассматривала красивые здания.
        Отель Дублин Резиденс, обычный, старенький, близко от центра. Комната на 2-м (по-нашему 3-м) этаже.
       
        23.08.2015, вс.  День 2. Сегодня с утра позвонил Сергей по скайпу и устроил конференцию с участием Кати. Пошла на завтрак, встретила женщину, которая оказалась какой-то здесь начальницей. С её помощью выцепила ключ от комнаты (она куда-то позвонила и резко поговорила). Завтрак на 3-м (4-м) этаже. Очень примитивный: хлеб, масло, повидло, кофе, печенье, сокозаменитель. Собралась и отправилась на прогулку, предварительно получив консультацию от Родомана. Он написал:
        «Выйди на Авенида Либердаде, пройди по ней вниз до моря, далее через Байшу,  с заходами на соседние площади, поднимись на Алфаму, потом спустись на пл. и поезжай по всему маршруту ретротрамвая в Белен, там военно-морской музей, м-рь и пр., обратно в центр на трамвае, поднимись на лифте или фуникулёре на другую гору и броди по улицам. Если есть время, съезди к вокзалу Ориенте, там выйди к морю, к мосту и канатной дороге».
        Что бы я без него делала? В итоге я выполнила лишь небольшую часть этой программы. Я пешком обошла Байшу, Алфаму, бродила по другой горе. Любовалась видами, фотографировала, заходила в соборы. Обедала, пила кофе. Но до трамвая и прочих средств передвижения дело не дошло! А я ведь исходила сегодня довольно много!
        Переписывалась с Надей. Она бродила по Цюриху. Одного дня для Лиссабона мало.
       
        24.08.2015, пн. День 3. Утром проснулась опять в 4. Пыталась лежать с закрытыми глазами, что-то читала, сделала зарядку. В итоге в 7 позавтракала и пошла прогуляться. От отеля  налево и за угол, в сторону парка Eduardo VII Alexandro сначала по улице Herculano, затем по уже знакомой Avenida Liberdade, но в противоположную от моря сторону. Роскошный памятник, бульвар и парк. С удовольствием его обошла, поднялась вверх и увидела море. Вернулась в отель, к 9 подошла Надя. Мы с ней пошли на ж.-д. вокзал Росиу (это в нескольких минутах ходьбы), сели на электричку и отправились в Синтру. Там прямо у станции сели на сити тур и поехали, петляя и любуясь ландшафтами горного хребта Синтра, до мыса Рока. Там погуляли вдоль скалистого берега бушующего моря, пофотографировались, Попили кофе с отличным видом, сели на очередной автобус, доехали до входа в Мавританский замок. Обошли его по стене. Пешком прогулялись до Пены, до неё чуть больше 600 м. Решили не обедать, а попить кофейку. На входе  была очередь. Купив билеты со скидкой благодаря Лиссабон кард, зашли внутрь. Чашка кофе не была лишней. Поднялись к замку пешком (там можно и на микроавтобусе). Выстояли огромную очередь, чтобы войти внутрь. Как говорится, «уплочено". Замок очень интересный, похож на Диснейленд. Будто игрушечный. Очень эклектичный по стилю. Внутри много иннтересного, особенно разные ванны и унитазы (не стесняются выставлять, в отличие от наших соотечественников). Вспомнила ББР и поход в Коломенское. Есть и спальни, и рабочие кабинеты, и гостиные. Очень всё интересно. Потом обошли террасы и пошли гулять по шикарному саду. Поднялись к кресту (это уже копия, настоящий разрушила молния). Стали спускаться – мимо беседок, скамеек, вырубленных в скалах, прудов и озёр. Ландшафт очень красивый. Вышли к остановке, дождались автобуса. Доехали до центра Синтры, немного прогулялись и поужинали. Взяли овощной суп, одну порцию сибаса, одну сардин, домашнее вино и кофе. На 20-10 успели на электричку. Зашли в мой отель, допили купленное мною вчера вино. По дороге купили фруктов за 90 центов (сливы и персики). Надя ушла уже в 11-м часу.

        25.08.2015, вт.  День 4. Утром после завтрака в 9 встретились с Надей у метро на улице Авенида Либердаде. Пошли к реке. По дороге поднялись на знаменитом лифте, куда я в первый день не попала из-за большой очереди. Поднялись, спустились пешком. Вышли к реке, хотели поехать на экскурсионном трамвае или лодке. Но до начала оставалось время. Сели на рейсовый трамвай 25 маршрута, доехали до конечной остановки. Трамвай старого образца. Это известное развлечение туристов. Прокатились по улочкам Лиссабона. По некоторым я уже ходила пешком. На конечной остановке вышли, поехали обратно. Трамвай шёл несколько иначе. Мы разговорились с парнем. Он был с ребёнком, оказался русский. Живёт здесь, но подробностей не стал рассказывать. Зато много говорил о городе. Посоветовал на пароме переехать  через реку. Что мы и сделали. На другом берегу побродили немного, сфотографировали подводную лодку, корабли,  красивый город на противоположном берегу. Поднялись на террасу по лестнице. Там грязь и вонь, какие-то лачуги. Спустились, решили пообедать. Взяли какую-то рыбу гриль с овощами, кофе, и ещё блюдо – попросили порекомендовать что-нибудь. Принесли креветки с сырым яйцом, зеленью, чесноком и размоченным хлебом. Всё перемешано. Оказалось вкусно. Мы брали всё по одной порции и делились. Перед основным блюдом нам принесли закуску – вкусный хлеб и домашний сыр. Решили всё попробовать. Оказалось вкусно. За всё заплатили на двоих 31 евро.
        Вернулись на свой берег, прошли пешком вдоль реки. Пешком же в отели,  в 14-45 встретились уже переодетые и отправились на конгресс. Открытие в 16-00. Прошли красивым маршрутом. У Нади навигатор. У меня тоже стоит, но я так и не научилась им пользоваться.
        Зарегистрироваться мне не удалось: я ведь не платила денег. А теперь какая-то фантастическая сумма – около 500 евро. Мне сказали искать Маристелу – главного организатора. Но она была занята. Пилясов сказал, чтобы я платила 260, как это было до дедлайна. Решила отложить этот вопрос до завтра.
        На открытии выступления были интересными. С презентациями народ особо не заморочивался. Выступали местные, среди докладчиков – корсиканец. Вопросов задавали много. После открытия – фуршет. Народа много (800 участников), наших человек 15). Фуршет дурной, почти ничего из еды не досталось. Съела какой-то бутерброд, выпила вина, потом зашла в какую-то комнату (там много помещений, но людей ещё больше, не протолкнуться). В итоге решила пойти спать. Надя осталась с Пилясовым. У них совместный доклад, будут готовиться.
        По дороге зашла в магазин, купила фруктов и портвейн.  Вечером звонил Серёжа, потом Катя.

        26.08.2015, ср. День 5. С утра чувствовала себя плохо, пришла уже после 10. По дороге зашла в метро и выяснила, что ехать до аэропорта минут 20. Такси вызывать не буду. Маристела дала мне бэйдж и сумку с материалами. Посидела на двух секциях – по урбанизации и по миграциям. В перерывах –  кофе и хороший обед. Всё великолепно организовано, не то что в Москве на конгрессе. В 15-30 ушла. Села на автобус, доехала до трамвая и на нём – до Белена. Там осмотрела монастырь, морской музей. Пете было бы интересно. Там выставлены не только макеты, но и настоящие суда, на которых плавали короли и принцы. А также вертолёты, самолеты и т.д.
        Вернулась, поужинала в Байше рыбой, пошла в сторону дома. Прокатилась на фуникулёре вверх и вниз с осмотром видов, потом ещё на одном, но уже под занавес. Зашла в магазинчик специализированный, купила хорошего сыра. Хотела проехать до аэропорта, но устала. Позвонила Надя. Я пропустила ужин с концертом. Но не жалею.

        27.08.2015, чт. День 6. Утром Надя устроила истерику по поводу того, что я вчера ушла гулять без неё. Сегодня я хотела одна поехать к мосту Васко да Гама. Пришлось встречаться с ней. Она была заплаканная и обиженная. При этом она не хочет тратить денег, ходит везде пешком и вообще мало интересуется городом. Пошли на конгресс, я уплатила членский взнос, получила сертификат. Пошли пешком гулять по Алфаме.  После – на обед (обеды входят в стоимость взноса). Познакомилась с россиянами. Их здесь из более чем 800 человек немногим более 10. Новосибирск, Якутск, Санкт-Петербург, Москва и я. После обеда я поехала на прекрасную экскурсию «On Urban Planning and Menegement of Lisbon and Gulbenkian Foundation».  Основная масса поехала на пляжи, в нашем автобусе было человек 10. В том числе якутка, эстонец, армянин, китаянка, два турка, немка, француз и двое швейцарцев. Сначала поехали в прекрасный музей Гулбенкяна. Потом – в центр геоурбанистики, где нам читали лекцию про развитие Лиссабона трое специалистов. Потом повезли показывать разные кварталы. Подъехали к океанариуму и мосту Васко да Гамы. Там – новый район, новая архитектура. Оттуда – в  квартал, захваченный и застроенный жителями. Земля принадлежит муниципалитету, жители отказываются платить за её аренду и переселяться в построенные для них многоэтажки. Теория внутренней периферии Родомана в действии. Объехали много интересных мест, разной застройки и планировки. Я очень довольна. Потом вышла неподалёку от своего отеля и прогулялась по другим улицам. Поужинала в китайском ресторанчике и очень пожалела. Жирно, разболелся желудок. Пришла Надя с пирожными. Допили с ней портвейн. Только что ушла, ей явно не хотелось.

        28.08.2015, пт. День 7. Утром долго пыталась зарегистрироваться. В итоге каким-то чудом мне это удалось. Пришла Надя. Мы с ней пошли до метро, купили билеты (чтобы завтра без проблем уехать в аэропорт). Здесь нет обычных касс, только автоматы, и с этой системой ещё надо было разобраться.
        Потом прошли по главной улице, сели в кафе, выпили кофейку с пирожными (корзиночки с фруктами), долго беседовали, и я с большим трудом уговорила её одну отправиться в Белен на трамвае. Сама вернулась домой, прорепетировала выступление и отправилась на конгресс. Пообедала, нашла подходящую секцию и выступила там с докладом не меньше 20 минут. Говорила по-английски без текста, все получилось. Была даже некоторая дискуссия. Секцию вела итальянка.
        Потом – кофе и церемония закрытия. А после неё отправились на автобусе на банкет. Он проходил за рекой, у площади Бразилии! Я ещё и это увидела, хотела даже специально ехать, но времени не хватило. Копия статуи Иисуса Христа из Рио-де-Жанейро. Высота 110 м. Прекрасный вид на реку и мост. Потом – в ресторанчике аперитив. Вино, коктейли, бутерброды. Я вернулась к статуе, внутри – лифт. За 2-50 поднялась наверх, полюбовалась с высоты городом. Там же церковь, очень интересные картины религиозного содержания.
Потом все сели за столы. Кормили треской (это их национальная еда – из солёной и сушёной трески делают, говорят, 365 блюд. Нам дали какую-то запеканку, вкусно), салатом и потом мясом с овощами. На десерт – пирожные. За столом сидели наши. Лимонов, Пилясов, я, Надя, русский эмигрант из Австрии и др. Сказали, что россиян здесь 15, а русскоязычных около 50. Есть украинцы, армяне, эстонцы и т.д. Потом – концерт. Теперь я знаю, что такое фадо! Это круто. Красивая музыка, красивые грустные песни.
        Автобус отъезжает домой. Надежда опять устроила истерику – не хотела ехать и нас не пускала. Мы уехали без нее. Рядом со мной сидел словак, мы мило беседовали. Подъехали прямо к моей станции метро, это рядом. Только зашла – прибежала следом Надя извиняться.
 
        29.08.2015, сб. День 8. Утром встала за 15 минут до будильника,  он зазвонил в 5-00. Душ, сборы, небольшая зарядка. Сдала ключи и к метро. Оно работает с 6-30. Переход закрыт на дверь. 6-30. Не открывают. Девчонки какие-то тоже ждали. Стали волноваться и бегать. В итоге подошли к другому выходу и спустились в него в 6-40. Доехала с пересадкой в начале восьмого. Метро простенькое, но стены изразцовые, с оригинальными сюжетами. В аэропорту сдала багаж, мне подтвердили, что до Москвы я могу о нем не беспокоиться. Летела в 10-м ряду. Рядом со мной – мама с сыном. Говорят на каком-то славянском языке, мне не знакомом. Потом мальчик спросил меня по-английски, не русская ли я . «Как ты догадался?» – «Я видел паспорт». Они оказались из Боснии. По-русски знают несколько фраз, но всё же говорили по-английски. Очень дружелюбны, рассказали много интересного и меня с интересом слушали. Жизнь у них налаживается, но всё ещё далека от идеала, поэтому многие стараются уехать за границу. За иллюминатором – роскошные виды. Небо ясное. Любовалась Тежу и мостами, Лиссабоном напоследок, летели над Испанией, Францией, Швейцарией, Германией. В Вене я первым делом выяснила, где мне садиться, потом побежала на  экспресс «16 минут нон-стоп». Попросила мужчину помочь мне с билетом. Купила туда и обратно в автомате за 19 евро. В Вене решила не ходить по известным мне местам, а побродить по другим улочкам, не связанным с туристами. Ушла в противоположную от Ринга сторону. Там встретила очень приветливых людей. Мне подсказали, где лучше всего поесть. Съела шницель (а что же ещё есть в Вене?) и кофе. Потом всё же меня понесло к Рингу. Зашла в Штадтпарк, пересекла его и вышла на берег реки Вены. Очень захотелось посидеть или даже полежать на лавочке или на траве, но ноги сами понесли дальше. Дошла до Моцартовского парка, который разместился вокруг театра. Вспомнила чудесную прогулку в обществе Родомана в день своего рождения в позапрошлом, 2013 г. Но с Ринга потом опять свернула. Забрела на площадь Бетховена, вышла к памятнику Бисмарку, потом дошла до потрясающей красоты собора Карла VI. За 8 евро поднялась на лифте на высоту 45 метров, а потом еще 20 метром пешком. Полюбовалась Веной с высоты, зашла в музей Карла (тут же, в церкви). Очень устала: не выспалась. Побрела потихоньку обратно, заходя по дороге на площади и в переулки. В торговом центре выпила кофе и села в экспресс. Около 19 была в аэропорту. Прошла паспортный контроль и пью кофе в ожидании своего рейса. Почему-то не могу подключиться к Интернету.
        С Интернетом мне помогли служащие. Поговорила по скайпу с Катей и Петей. Рейс немного задержался. Мне досталось место в последнем ряду у окна. Любовалась ночной Веной, Дунаем, видно было хорошо.


30.08.2015


Рецензии