Парк. Эпизод 2. Хочу детей, но...

К часу дня в парке на детской площадке под уже знакомыми читателю кленами собралось немало малышей. Мамы и бабушки одних детишек заняли скамейки, другие стояли неподалеку от площадки. Дети бегали, кричали и визжали, как маленькие поросята.

На одной из скамеек сидела немолодая женщина в очках, лет 50. Трое ее внуков играли на площадке, они время от времени подбегали к ней, шептали что-то на ухо и убегали играть. Женщина оглядывалась по сторонам, словно искала кого-то, потом робко открывала тетрадь, которую вот уже полчаса теребила в руках, смотрела на исписанные красивым почерком листы, закрывала и опять оглядывалась по сторонам. И в эту минуту она посмотрела на внуков и, убедившись, что те заняты друг другом, принялась читать.

«…Абсолютное большинство матерей сходны в одном - они хотят, чтобы их ребенок был жив, здоров и счастлив...

Жизни и здоровью человека всегда угрожала опасность. Во все времена эти ценнейшие блага были под прицелом врагов, в первую очередь, в лице самих людей и болезней. Всю свою сознательную жизнь люди стремились обеспечить себе безопасное существование. Каждая ступень в развитии общества сопровождалась борьбой с различными формами зла. Но эти меры всегда были тщетными. В современном мире, осознающем всю пагубность жестокости и агрессии, признающем жизнь и здоровье абсолютными ценностями, по сути ничего не изменилось. Каждый день умирают люди от болезней, насилия, халатности, безответственности. Только подумать, каждый день жизнь и здоровье человека могут стать мишенью посюсторонних сил.
Ученые-криминологи, все как один, утверждают, что преступность, насилие были и будут всегда, искоренить это социальное зло невозможно. Вопрос «почему?» - более чем наивный. Но вряд ли от этого он не может быть задан любым из нас, и особенно родителями, которые могут потерять или потеряли собственного ребенка из-за этого социального порока. Женщины рожают и воспитывают детей вместе с их отцами или порознь, что называется, на свой страх и риск. Никто не может гарантировать безопасность ребенка – ни общество (которое в какой-то части состоит из убийц, насильников, извергов), ни государство, которое по непонятной по-человечески причине не может «искоренить» преступность. «Нет - насилию!» - это крик души. Прекрасно понимая неосуществимость, казалось бы, естественного желания, нельзя хотя бы раз не усомниться в правильности решения стать матерью. Этот мир жесток и не исправим.

Жизнь и здоровье собственного ребенка – самое главное для матерей (и отцов тоже). Но не менее важно и то, чтобы он был счастлив. Можно, конечно, сказать: «нет, жизнь - это замечательная штука!». Но одним из свойств этой штуки – способность менять цвета с белого на черный, и наоборот. Я не знала ни одного человека, которого хотя бы раз не постигла неудача, огорчение, разочарование, который бы ни разу не ошибался, не обжигался, ни разу не грустил, не плакал. Не минует полоса неудач даже тех, кто рождается под «счастливой звездой». То, что в жизни действует принцип «всё включено», известно всему роду человеческому, причем этот принцип не родственен тому, по которому работают отели курортов – ешь, пей, отдыхай, наслаждайся. А как бы хотелось, чтобы все возможные невзгоды обходили стороной твоё чадо! Увы, даже при всём желании, это невозможно. Может быть, в этом и состоит прелесть жизни, в возможности испытать всю палитру чувств? «Это - вопрос философский», - отвечу я. Как бы то ни было слёзы, неудачи, огорчения ребенка переживаются матерями с гораздо большей силой, чем можно себе представить. И для матери ответ на тот самый философский вопрос однозначно отрицательный. Нет, они не хотят, чтобы их дети страдали, даже если это страдание несет в себе что-то закономерное и предшествует облегчению, созиданию, счастью.


Как бы кощунственно это ни звучало, я никогда не любила историю по одной причине: знакомясь с ней, убеждаешься в истинности утверждения, что история человечества – это история войн и трагедий. Конечно, могут возразить мне некоторые, в истории общества было много и достижений в разных сферах (культурной, социальной, экономической и пр.). Но одной-единственной войны или кровавой революции достаточно, чтобы перечеркнуть все ранее достигнутое. Сколько людей погибло в ходе оборонительных и захватнических войнах! Сколько погублено человеческих судеб! Сколько страданий, невыносимых мук принесли политические невзгоды! Инициирование войн нельзя ничем оправдать – ни в истории, ни, тем более, на современном этапе развития общества. Я в этом глубоко убеждена, думаю, как и многие другие. Пацифизм – политика, мной поддерживаемая безо всяких «но». Я - за мирное небо над головой. Неужели кто-то мыслит иначе? Увы, есть такие люди. И от этого становится страшно. Чувство беспомощности и страха накрывает волной от одной только мысли военной заварушки.

Недавно мне в руки попала статья под названием «Социальное насилие», которую написал известный ученый-криминолог Яков Ильич Гилинский. Читаю: «По неполным подсчетам, с 3600 г. до н.э. по настоящее время (т.е. более чем за 5600 лет) на Земле было всего 300 мирных лет, свыше 15 тыс. войн, унесших около 3,5 млрд. человеческих жизней. В книге P. Hassner приводятся данные Р. Руммела, согласно которым за 87 лет минувшего столетия помимо 39 млн. жертв межнациональных и гражданских войн, около 151 млн. человек были уничтожены собственными правительствами. По оценке N. Kressel, лидеры стран («спонсоры убийств»), принесли в жертву: СССР (1917-1987) – 61,9 млн. человек, Китай (1928-1987) – 45,2 млн., Германия (1934-1945) – 20,9 млн, Япония (1936-1945) – 5,8 млн., Камбоджа (1975-1978) – свыше 2 млн. человек и т.д. Какие хищники животного мира могут похвастаться столь массовым уничтожением сородичей?!».

У меня в очередной раз возникают вполне человеческие вопросы: «Почему? Почему так происходит? Зачем люди убивают друг друга? Из-за чего? Неужели нет мирных способов разрешения споров?». Если бы можно было женщинам обратиться ко всем мужчинам, которые инициируют войны, политические и другие конфликты, это обращение звучало бы, вероятно, так: «Мы хотим мира во всем мире! Убивая друг друга, вы убиваете нас – ваших жен, матерей и дочерей!».

Мне казалось, что войны – это печальный опыт прошлого. Идеи прав человека и мирного сосуществования, распространившиеся по всему свету, казались незыблемыми, реально осуществимыми, перспективными с точки зрения развития человеческого рода. Я в это искренне верила, как будучи ребенком в Деда Мороза. Однако угроза мировой войны и сейчас нависает над человечеством, словно радуга, правда, красно-черных оттенков…»

Женщина закрыла тетрадь. Она изо всех сил держала себя в руках, чтобы не расплакаться.

- Извините, - к женщине подошла молодая девушка. – Вы случайно не видели здесь тетрадку. Я забыла ее сегодня утром. Говорила по телефону и …

- Да, да, конечно! Вот она. – Женщина протянула девушке тетрадь и вытерла рукой подкатившиеся слезы.

Девушка молча взяла тетрадь. «Неужели ее так впечатлило то, что здесь написано?» – подумала она.

- Вы извините, - сказала женщина. – Я читала ваши размышления. Понимаю, что некрасиво поступила, но … Знаете, здесь затронута очень больная для меня тема. Мой сын… Он служит по контакту и сейчас … В общем, участвует в военных действиях. У меня душа не на месте... Жду звонка каждый вечер. А днем каждый звонок с незнакомым номером останавливает мою жизнь… Я его так люблю. Он у меня единственный ребенок. Молюсь каждую минуту и жду домой… Вы простите меня. Так неловко…

- Ничего страшного, - ответила девушка. – Это Вы извините, что  затронула за живое.

Женщина кивнула, шмыгнув носом.
- Я пришла сюда с внуками, двое мальчишек и девочка. Погодки… Увидела на скамейке тетрадь. Посмотрела по сторонам, вроде бы никого с заинтересованным взглядом. Ну, думаю, забыл кто-то. Я взяла ее, полистала, а потом решила почитать. Никогда не была так любопытна. А тут, словно магнитом потянуло…

Девушка еще раз извинилась, попросила не принимать близко к сердцу то, что она написала.

- Если не секрет, – немного успокоившись, спросила женщина, – почему вы решили написать об этом?

- Я учусь на факультете журналистики, – ответила та. - Нам на лето задали написать эссе. Вот я и написала. Тему выбрала непростую, но очень близкую. Название эссе хочу дать такое: «Хочу детей, но…». В моей работе будут изложены причины, которые тревожат многих девушек и женщин репродуктивного возраста. То, что здесь написано, толика моих размышлений.

- Вы считаете, что эти тревоги как-то влияют на решение женщины стать матерью?

- Некоторые обосновывают свое решение и этими причинами. Женщины отказываются от материнства, потому что боятся за жизнь своих детей, пусть еще и не родившихся. И я отношусь к числу этих девушек. Меня пугает будущее, я вижу в нем мало счастья.

Женщина промолчала, опустив глаза.

- Ладно, - девушка положила тетрадь в папку. – Я пойду. Спасибо большое, что сберегли мою работу. Я бы очень расстроилась, если бы ее не нашла. 

- Знаете, - женщина посмотрела в глаза девушке, - это, конечно, не мое дело. Но, думаю, вам, как будущему журналисту, будет интересна моя точка зрения. Не нужно бояться материнства. Да, мы, матери хотим, чтобы наши дети были живы, здоровы и счастливы. Но, если не рожать, утратится смысл жизни. Он-то состоит в продолжении рода. Это естественный закон, закон Природы. Мне кажется бредовой мысль: «Мы рождены, чтобы быть счастливыми». Когда ее успели нам втюхать в голову и кто? Природу, видимо, забавляет наше стремление придать жизни смысл, отличный от ею задуманного. Это говорю вам я как биолог. Но даже если вы считаете, что смысл жизни счастье, поверьте, отказываясь от материнства, вы не только себя лишаете этого самого счастья, но и не даете шанса своему ребенку, пусть еще не родившемуся, прожить эту жизнь счастливо.

Девушка ничего не ответила. Она, слегка прикусив губу, покивала и пошла. Но подкатившиеся слезы не успела спрятать. Женщина посмотрела ей вслед в глубокой задумчивости, а через минуту переключила все свое внимание на внуков, которые продолжали увлеченно во что-то играть.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.