Матай!

МатАй-ата-ба-га-бАйта!

Если удаётся войти в нормальный сон - со сновидениями и глубоким расслаблением - а после сорока у всех с этим проблема. Ну, вы сами знаете, если дожили до таких преклонных лет. Благодарный организм начинает удивлять. Вдруг откуда-то выплывают обрывки давно забытых знаний, или встают, как наяву, разные мелкие детали картинок столетней давности.

"МатайатабагабАйта" - "когда ты будешь дома"? на иврите. Если я ничего не перепутала. Пятнадцать что ли лет назад, как и полагается главному еврею в семье, я ходила в наш киевский ульпан. Довольно долго. У меня о ту пору крепенький "алеф" был. "Алеф" - первый снизу уровень в ульпанском табели о рангах.
 
Мы тогда ещё придумали с Максом лёгкий - хотя конечно как для кого - способ запоминания еврейского алфавита.

Нужно не зазубривать тупо, насилуя свою волю и мозги, а распевать - бормотать детской считалочкой.

Нанизывать, как на стержень цветные деревянные кольца игрушечной пирамидки постепенно суживающийся к концу набор из нелепых, но таких интересных на ощупь самодельных слов. Довольно приятный стишок получается. Вот послушайте:

"АлефбЭтвет - гимельдАлет - гевавзАин - хэт. ТЭтйод каф - хаф - лАмэд - мЭмнун".

Здесь ступенька, после которой самое трудное место:

"САмэх Аин. ПЭй-фэй цАди".

И, как с горки:

"КУф-каф рЭйш-синтАв".

Рейшсинтав - это такой смешной предмет, помесь рейсшины со столом, которая боком стоит и на роликовых кронштейнах поворачивается, как мой кульман.

...А галки за окном сегодня всё утро переговариваются на китайском: ВокЭци! - ВокЭци. Цзын - тИн! Цзын - тИн! Тин - вЭй. ХуайИн - хуайИн!

Написала: "придумали" и призадумалась. Не придумали. Вообще-то этот метод запоминания я изобрела, а Дявк Яковлевич одобрил и радостно поддержал. Сам-то он пять раз сходил на занятия, два раза засунул нос в учебник, выудил оттуда фразу "Ани роце лиштод водка" (Я хочу пить водку), и решил, что этого ему вполне хватит для счастливой жизни на исторической родине. Так он всем и сообщал, когда у него спрашивали про "Как ты, готовишься к репатриации"? Ни к какому отъезду отъезду Максим не готовился. Это была имитация. Он делал вид. Но меня охотно поддерживал.

Вот в чём смысл, вообще, существования пары. Человеку всегда нужен отражатель - подкрепитель. Заинтересованный доброжелательный спарринг - партнёр. Когда его нет - погано. Для себя одного ведь даже суп варить неохота. Так, пожуёшь чёнить всухомятку, и дело с концом. 
 
Отъезд на историческую родину Шмакодявка благополучно просаботировал, а благодарность к ивриту - языку, "проломившему" мою, сформировавшуюся в средней советской школе №107 города Прямой Рог устойчивую лингвофобию, навсегда осталась в моём сердце. Я ведь до встречи с этим волшебный языком была уверена в своей полной лингвистической бездарности.

20 ноября 2011

                ///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\

Иллюстрация: рисунок «Мы играем в бадминтон», автор Дана Герасимова (9 лет)


 ©Моя сестра Жаба


Рецензии