Егорка

Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает по себе.
Ю. Левитанский

     Я открываю глаза в темноте и понимаю, что заснуть уже не получится. В последние месяцы полуночные бдения поглотили сознание и превратились в какой-то ритуал. На часах около четырёх, ещё бы сладко дуть в две дырочки и давить подушку ухом, а у меня ни в одном глазу. Просыпаюсь, как по команде, и голова тут же начинает думать, думать, думать…. Конечно, невольно вздыхаю и ворочаюсь, отчего жена ворчит спросонья:
     – Господи! Поспал бы ещё. Ночь на дворе.
     – Тише, тише…. Ты спи, а я тихонько полежу.
     – Нет, с таким характером лечить людей нельзя. Хорошо, что ты врачом не работаешь. Ты бы над каждым больным трясся, как квочка над цыплёнком. Ни днём покоя не знал бы, ни ночью. Сгорел бы на работе. Хотя тебе какую работу не дай, всё одно. В институте работал – не спал, без него остался – не спишь. А с этим мальчишкой скоро совсем с ума сойдёшь….
     Она в чём-то права. С некоторых пор я добровольно вмешался в чужую судьбу, сознательно взял на себя определённые обязательства, дал слово самому себе, потеряв покой. Да и разве можно спокойно спать, когда кто-то нуждается в твоей помощи?
     На первый взгляд это был обычный мальчишка лет восьми, присевший на корточки, чтобы повозиться с маленькой игрушечной машинкой. Хотя, если внимательно присмотреться, на фоне худенького тельца контрастировала непомерно большая темноволосая голова. И глаза – тёмно-карие, выразительные, ужасно печальные. Недетский взгляд обречённого на вечные страдания видавшего виды человека.
     Пока его бабушка разговаривала с моей женой, он сидел на корточках и терпеливо ждал. После, ухватившись тонкими ручонками за велосипед и подставленную бабушкину руку, в каком-то диковинном прыжке оседлал багажник. Бабушка попрощалась и медленно покатила нелёгкую ношу домой. Жена поведала мне жуткую историю, от которой кровь в жилах закипала, и сердце сжималось от боли.
     Егорка был вторым ребёнком в семье. Первой родилась дочь. С ней всё было в порядке. Когда она уже училась в школе, родился Егорка. Ему повезло меньше, а точнее совсем не повезло. То ли по банальной халатности, то ли на пьяную голову врачи, вытаскивая младенца из материнского чрева, пальцами, будто клещами, продырявили тельце малыша в области поясницы. Сразу же объявили ещё не отошедшей от родов матери, что ребёнок родился с врождёнными дефектами и предложили сдать его на органы. Мать отказалась. Тогда коновалы в белых халатах тупо забили дыру какой-то металлической пластиной и выписали роженицу из больницы.
     Он рос вполне адекватным и здоровым малышом, а вот ноги напрочь отказывались слушаться. Под безжалостными пальцами врачей связь между головой и ногами оборвалась. Егорку признали инвалидом со всеми вытекающими последствиями. Многочисленные попытки родителей добиться правды не возымели успеха. Заработанные трудовые сбережения были тщетно потрачены на всевозможные операции, лекарства, массажи, грязелечения, иглоукалывания…. В конце концов, его поставили на учёт в городскую больницу, куда каждый год необходимо было являться, чтобы подтвердить инвалидность для начисления жалкого пособия. Этих денег с трудом хватает только на памперсы, потому что мальчишка абсолютно не чувствует позывов в туалет.   
     Детский сад выпал из Егоркиной биографии. Со школой тоже не срослось. Он бывает в ней лишь два раза в году на первом и последнем звонке. Родители привозят его на велосипедном багажнике, чтобы показать выкрашенную нарядную школу, море цветов, радостную разодетую детвору, послушать их выступления, и под трели школьного звонка увозят домой. А пару раз в неделю на дом приходит учительница. Проводит уроки, ставит оценки, даёт задания. Вот и всё….
     Егорка – смышлёный ученик, получает хорошие оценки. Особенно ему нравится познавать мир. Он запоем читает толстые энциклопедии по космосу, географии, животным и растениям. Но многоликий мир остаётся для него недоступным. От ощущения собственной неполноценности мальчишка замыкается в себе и не по-детски грустит в одиночестве. Мать с бабушкой заняты каждодневным крестьянским трудом на огородах и в хлеву. Отец часто на заработках в большом городе. Старшая сестра – студентка колледжа – всю неделю в районе. Приезжает домой только на выходные. Да и то, чтобы отоспаться, встретиться с друзьями и сходить вечером на дискотеку.
     После той встречи я потерял покой. Большие, невероятно печальные Егоркины глаза врезались в память и постоянно всплывали в сознании. Я пока не знал, чем могу помочь, но душа подталкивала к действиям, а разум хаотично искал выхода. Что-то внутри подсказывало: «Ты сможешь, ты обязательно сможешь…».
     Наконец я решился. Поговорил с женой. Она сразу же одобрила моё решение. Пока у меня нет работы, поэтому в промежутках между её поисками можно и даже нужно заняться добрым делом.
     При следующей встрече с Егоркиной бабушкой предложил свою помощь:
     – Думаю, массаж и лечебная физкультура вашему внуку не помешают. Всё же определённый опыт у меня имеется – я многих на своём веку вылечил. Конечно, они были не в таком состоянии, поэтому не обещаю быстрого результата, но давайте попробуем.
     Она смотрит на меня печальным взглядом и сокрушается:
     – Ой, да чего уж мы только не пробовали! Всё без толку. Я понимаю: утопающий за соломинку хватается. Но вы же переселенцы. Сидите без вещей, без денег, без работы и сами в помощи нуждаетесь. Только у нас тоже не густо. Даже не знаю, сможем ли платить за ваш труд.
     – А вот ничего платить не нужно. Пока у меня есть свободное время, я буду приходить к вам на дом, и заниматься с Егоркой бесплатно. Согласны?
     Она всё ещё не верит моим словам, а на глазах наворачиваются слёзы.
     – Да как же это…, да что же это…
     В общем, договорились.
     Добираться до них приходится через всё село по пересечённой местности километра два с половиной. То спускаюсь в низину, то поднимаюсь на возвышенность. Пока иду, думаю, чем могу помочь, в чём моя сила и слабость. Да и справлюсь ли вообще? Страх немного сковывает сознание. Всё же случай неординарный и одновременно интересный. Хотя не дай Бог никому такого интересного случая. Позже этот путь для меня почти на год станет необходимостью: пока иду туда – намечаю план лечения на предстоящую встречу, возвращаюсь домой – подвожу итоги сделанного, обдумываю увиденное и услышанное.
     Небольшой кирпичный сельский домик с крыльцом, поспевшим осенним виноградом у ворот и всякой живностью во дворе. На зов ещё молодой, но явно убитой горем матери Егорка выполз из спальни на четвереньках, как не умеющий ходить годовалый малыш. Встретил меня взглядом испуганного зверька.
     – Вот наше горе, – сокрушается тихим голосом потерявшая всякую надежду женщина. – Ногами мы не ходим, а только ползком. Уже все штаны на коленках протёр. Памперсы меняем по нескольку раз в день, потому что из него всё вытекает бесконтрольно. Познакомься, Егорка. Этот дядя будет тебя лечить. А если у Вас получится, мы Вас уж так отблагодарим, такой магарыч выставим! Вы просто не представляете!
     Я немного оторопеваю. Наивная! Привыкли в селе всё мерить магарычами. Разве чем оценишь здоровье человека?! Тут дело в принципе: ребёнка  срочно нужно спасать, а если можешь – помоги. Бескорыстно, не требуя ничего взамен. И его выздоровление будет лучшей ни с чем несоизмеримой наградой.
     – Ну, здравствуй, Егорка! – протягиваю ему руку. – Будем знакомы.
     В больших тёмно-карих глазах испуг вперемешку с удивлением.
     – Что ты молчишь?! – возмущается мамаша. – Протяни дядьке руку, поздоровайся. Вот же дундук! Учишь, учишь его, а он всё на своём стоит. Упёртый, как стена. Никак не можем заставить здороваться с чужими людьми. Это наша проблема с рождения.
     – Ну-ну! – успокаиваю её. – Не всё сразу. Кого он тут в доме, кроме своих, видит? С кем общается? Отец и тот, наверное, всего несколько раз в году появляется.
     – И то правда, – соглашается она, и по моей просьбе оставляет нас одних.
     Прошу его раздеться до трусов, чтобы внимательно осмотреть. Ах, да! Какие там трусы?! До памперса.
     Начинаю анализировать. На самом деле голова его небольшая и развивается нормально. Просто на фоне малоподвижного тела, явно отстающего в развитии, она кажется непомерно большой. А ещё из-за преимущественно сидяче-лежаче-ползающего образа жизни его грудная клетка заметно искривлена и выпирает в одну сторону. Но самое плачевное состояние у ног. Из-за отсутствия движения и нагрузки они очень тоненькие, особенно в области голени. Можно двумя пальцами руки в кольцо обхватить, и ещё пустота останется. К тому же суставы на щиколотках деформированы. Мамаша говорила, что они иногда надевают ортопедические ботинки с высокими голенищами и пытаются принять вертикальную стойку, сделать хотя бы пару шагов. Теперь понятно – слабые суставы не выдерживают нагрузки постоянно растущего тела и «плывут». Сами стопы почти ничего не чувствуют. Лишь в середине подъёма есть небольшой живой участок, а к пальцам и пятке мёртвая зона, хоть иглой коли. Кожный покров на спине чистый, но намечается сколиоз позвоночника – опять же сказывается отсутствие растягивающих движений. И ещё у него частые головные боли. В такие моменты в голове собирается жидкость. Для её оттока очередной «умелец» в белом халате проложил в теле паренька дренажную трубку, непонятно куда уходящую, и под кожей в районе виска установил кнопку. Несколько нажатий – и жидкость уходит, а с ней падает давление. Одним словом, полуробот, получеловек. Просто беда!
     Положил его на диван, лицом вниз. Сделал лёгкий классический и точечный массаж. В области поясницы под кожей нащупал плоское размером чуть больше спичечного коробка уплотнение. Та самая злополучная пластина, закрывающая продырявленное место. Мышц поясницы нет. Они остались погребёнными под ней без каких-либо шансов на развитие. Егоркино тело растёт каждую минуту, и пластина теперь только мешает. Из-за этой вросшей железяки ему приходится сильно изгибаться, образуя ужасный лордоз в поясничном отделе. Я вне себя! Вот лично без зазрения совести переломал бы по отдельности каждый палец тем сукам, что изуродовали паренька!!!
     Вывод: массаж ему не поможет. Разве только иногда, как дополнение. Движения и ещё раз движения. Разумные и целесообразные. Особенно для спины и ног. Нужно наметить программу тренинга, и – до десятого пота. И поясницу качать непременно. Смысл? Если связь там нарушена, то нужно попытаться на том же месте нарастить новые мышцы, через которые сигнал дойдёт до стоп. Это я уже потом думал-передумал проблему со всех сторон, когда вернулся домой.
     Ещё осмотрел условия работы. Кое-что в доме имеется. Вот, например, деревянные низенькие брусья. Оказывается, им в санатории порекомендовали приобрести, чтобы заниматься. А как и что делать не рассказали. Купили, поставили, и на этом всё. Иногда Егорка пытается за них зацепиться руками и пройтись вдоль, но не более. Ещё шведская стенка в виде раскладной горки. Её можно использовать как перекладину. Есть большущий надувной мяч. Деревянный игольчатый массажёр для стоп еле отыскали где-то под диваном. Не густо, но уже не плохо. При желании даже с этим можно работать. Господи, дай мне силу, ума и терпения!
     Прошу Егорку показать всё, что он может. Мало, практически ничего. Привстал на ноги, ухватился за стену руками и сделал пару неуверенных шагов. При каждом шаге полумёртвые стопы шлёпают об пол и разъезжаются в стороны. Колени подкашиваются, и он падает. Руки тоже слабые. Ни разу не подтянулся, не отжался от пола. Без привычки тяжело дышит и потеет. В больших глазах огорчение и удручённость. Ничего, капля камень точит, и катящийся камень мхом не обрастает….
     Я хожу к нему каждый день. И каждый день мы отрабатываем составленную мной программу. Прежде всего, это подтягивания на перекладине. Её роль исполняет поставленная под наклоном сторона раздвижной шведской стенки. У Егорки ни разу не получается. Болтается обессиленной сосиской. Не беда. Это временно. Чем больше он будет висеть, тем лучше для его тела. Пока позвонки окончательно не искривились, их ещё можно под действием силы тяжести выровнять в одну вертикальную линию и таким образом убрать сколиоз, а заодно и деформации грудной клетки. Я в этом уверен на все сто и заставляю его висеть. А по ходу прошу изо всех сил хотя бы разок дотянуться подбородком до перекладины. Не получается. Я ему чуточку помогаю. Подталкиваю руками тело вверх, чтобы уловил правильные движения.
     В перерывах, когда он восстанавливает дыхание, я рассказываю про свои школьные годы:
     – Представляешь, я в третьем классе тоже не мог подтягиваться и от этого сильно страдал. Мальчишки, что были посильнее меня, на переменках выбегали во двор школы и на турниках выделывали разные трюки: подъём - перевороты, склёпку, флажок, выход на две руки и другие, а я стоял в стороне и завидовал им. Но потом, во чтобы ни стало, решил покончить с этим. Каждый день тянулся и тянулся к перекладине через силу. Вначале было очень тяжело и не получалось. А через какое-то время вдруг один раз получилось. Это был для меня такой радостный день! А уже после, как говорится, прорвало – второй, третий раз и так далее.
     – А сколько раз вы в школе подтягивались?
     – Ты не поверишь! На уроках физкультуры за восемь раз нам ставили оценку тройку, за десять подтягиваний – четвёрку, а за двенадцать – пятёрку. В десятом классе я установил рекорд школы – двадцать шесть раз. У меня даже где-то дома осталась похвальная грамота по этому случаю.       
     Его глаза заблестели:
     – Давайте ещё попробуем!
     Пробуем и ещё не раз пробуем. После пытаемся отжаться от пола. Кое-что, пару раз и не до конца. Быстро устаёт. Ноги не слушаются. Если подтягивание – это нагрузка в основном на его бицепсы, кисти и широчайшие мышцы спины плюс вытяжка под собственным весом, то отжимания от пола – это для его плечевых суставов, трицепсов и грудных мышц плюс напряжения для ног и спины. Начинаю с элементарного, усложнять буду позже, когда он окрепнет.
     С ногами труднее. Делаю массаж голеням и стопам как самым обездвиженным и слабым. Затем в положении лёжа на животе заставляю Егорку изгибать ноги, чтобы пятками коснуться ягодиц, да ещё создаю ему нагрузку своими руками. И так не менее пятнадцати раз. Мальчишка упирается, задыхается, но работает. После приседания. Держу за руки, а носками своих ног прижимаю к полу его ноги, чтобы оставались на месте. Выразительно и громко считаю. В перерывах объясняю что мы делаем и для чего. Вкладываю в его голову мысль о необходимости движения для всего живого, тем более для него. И самое главное: ты – человек, а человек – существо прямоходящее. Так что, парень, прекращай ползать и переходи в вертикальное положение.
     После каждой тренировки он мокрый от пота. В какой-то день пытается «спрыгнуть с темы» – ничего не хочет делать и молчит.
     Я заглядываю в его большие тёмные глаза:
     – Слушай меня внимательно, сынок. Если ты не хочешь пресмыкаться всю жизнь, то нужно так и только так. Через труд и терпение, с потом, а если придётся, даже с кровью, но двигаться к цели. Понял?!
     Спустя пару недель Егорка первый раз смог подтянуться на перекладине и отжаться от пола до десяти раз. Любой его маленький успех я превращаю в праздник и хвалю. Он горд от счастья. Я не меньше. Теперь это наши общие маленькие победы. В конце занятия подвожу итоги перед мамой или бабушкой. Отмечаю, чего новенького мы сегодня достигли. 
     Вот только здороваться он категорически не желает. Каждый день одно и то же:
     – Здравствуй, Егорка! – протягиваю ему руку.
     Молчит. Мать с бабушкой стоят рядом и сгорают от стыда. Упрашивают:
     – Ну, скажи дядьке! Скажи! Как мы тебя учили?
     Он молчит, словно в рот воды набрал, и даже глазом не моргнёт. С прощанием та же история. У пацана явный комплекс. Ну, ничего. Дойдём и до этого. Чуть позже, а пока работаем дальше.
     Добавляю нагрузку на мышцы спины. Использую большой мяч. Ложу Егорку на него животом, держу за ноги и заставляю поднимать верхнюю часть туловища по максимуму насколько это возможно. После наоборот – прижимаю верхнюю часть туловища, и он, изгибая спину, поднимает по максимуму ноги. Ему трудно, вросшая в поясницу пластина не позволяет размахнуться. Но теперь это ещё одно наше обязательное упражнение. Начинали еле-еле с трёх-пяти раз. Через пару недель уже не менее пятнадцати-двадцати, а точнее до десятого пота, то есть до предела. И так каждый день.
     А еще мы качаем с ним мышцы пресса на полу и на перекладине. Если на полу ещё кое-как получается, то поднять ноги к перекладине из свободного виса никак. Согласен, не каждому дано, но при таком сокращении мышц брюшного пресса – это лучшее для растягивания максимально нагруженных перед этим мышц спины. Я это знаю по себе, я это чувствую по нему.
     Результат не заставил себя долго ждать. Месяца через три ударного труда Егорка уже подтягивается двенадцать раз, отжимается от пола до двадцати пяти раз, Приседает самостоятельно, держась руками за брусья, около двадцати раз. Ну и в висе подкидывает ноги к перекладине раз двенадцать. Неплохо. И ещё – от намечавшегося сколиоза позвоночника не осталось и следа, а его грудная клетка стала симметричной. На фоне нарастающих мышц тела голова смотрится вполне адекватно. Приступы головной боли, о которых предупреждала мамаша с бабушкой, реже проявляются. На щеках румянец, в глазах блеск. Хоть какой-то результат, слава Богу.
     Его беда въелась в моё сознание настолько, что я начал непроизвольно просыпаться по утрам часа в четыре. Почему-то именно в это время отдохнувший за ночь мозг перебирает всевозможные варианты решения проблемы. За окном зимняя ночь, а я лежу в темноте и думаю. Уже пора серьёзно браться за его голени и стопы. С бёдрами от регулярных приседаний получился хороший результат, а вот ниже колен просто беда.
     Как обычно, переделав домашние дела, иду после обеда к нему. В мороз, в метель, в слякоть и грязь всё равно иду. Потому что дал слово его бабушке. Потому что его печальные глаза в моём мозгу занозой. И не бросить, не отступить. Я даже не хочу пока никакой официальной работы. Хотя она мне ой как нужна. Ибо, если сейчас его оставить, это будет предательство с моей стороны. А я не предатель, никогда им не был. Даже если позвонят с прошлой работы и предложат вернуться в институт – сытое непыльное местечко, где все друг другу натянуто улыбаются под всеобщий «одобрямс». Нет, я не смогу. Объяснять бесполезно – не поймут. Со своим диванно-подковёрным патриотизмом не поймут. Отказаться от них ради какого-то пацана да ещё с некоторых пор враждебной национальности. Расценят как предательство. Пускай. Я не могу. Я занят больным ребёнком. Ну и что, что он не мой. Ведь, как известно, чужих детей не бывает. Теперь он моя работа, и я обязан завершить свою миссию определённым результатом. Только так.
     На очередном занятии прошу:
     –  Егорка, пошевели пальцами ног. Ну, хотя бы чуточку. Напряги сознание, заставь их! Управляй ими!
     Он сидит на попе, вытянув перед собой ноги. Округлив глаза, смотрит на безжизненные, деформированные стопы. Я захватываю их руками и показываю, как они должны шевелиться:
     –  Смотри! Вперёд-назад, вперёд-назад! Чувствуешь?
     Соглашательски машет головой, но…
     – Ничего! Мы ещё посмотрим кто кого. Не опускать руки, точнее ноги. Каждый день будем их «бомбить»! Мы обязательно заставим их шевелиться. Обязательно! Мы хозяева своего тела, и они должны слушать наши команды. Будем трудиться! Сколько бы времени на это не ушло! Правильно?!
     – Будем, будем…, – тихо отвечает он. Но как-то неуверенно.
     – Ты только веру не теряй, – пытаюсь его приободрить. – Без веры никуда. Вспомни первые дни нашего знакомства. А? Помнишь, каким ты был? А сейчас! Ведь в твоём классе, наверное, мало кто, а может быть даже никто двенадцать раз не сможет подтянуться. Готов поспорить. А ты вон какой! Посмотри на свои руки, плечи. Видишь, какие мускулы появились? То-то же! И с ногами справимся. Только веры одной мало. Вера без дела мертва.   
     Теперь при каждой встрече я делаю ему массаж голеней и стоп. А после обхватываю руками стопы и принудительно шевелю ими вперёд-назад, вперёд-назад. Не помню, сколько времени прошло, сколько пота с меня сошло, но когда появились первые едва ощутимые ладонями толчки, радости моей не было предела. Теперь важно, чтобы Егорка уловил эти движения и расширял амплитуду по максимуму. Пошли, родимые! Пошли!
     Ему трудно, он быстро устаёт от этих простейших шевелений. Ещё бы – девять лет мышцы голени не развивались, их практически не видно. Лишь тоненькие жилочки на костях. Для них даже такие элементарные движения представляют серьёзнейшую нагрузку. Но главное – они ожили и теперь ими можно управлять.
     Думаю, думаю, думаю…. Анализирую, как заставить их ещё лучше шевелиться. В очередное предутреннее бдение мою голову осеняет хорошая мысль: нужно каким-то образом индивидуально нагружать стопы. Попросил Егорку приподняться на цыпочки – ноль. Икроножные мышцы ещё слабы для такого. Значит, необходима меньшая нагрузка. А как её организовать в домашних условиях? По логике необходимо стопами что-то толкать от себя, но это что-то должно быть очень лёгкое на первых порах, позже с возможностью минимального добавления нагрузки. Тут бы специальный тренажёр, но до ближайшего города, где есть нечто подобное в «качалках», далеко. Да и не по карману подобное удовольствие. К тому же минимальную нагрузку вряд ли в тренажёрном зале можно создать. Там всё от килограмма или больше. А ему для начала в граммах нужно прибавлять. Именно в граммах, как для муравья. Силы ведь в ногах нет. А где в граммах взять? Думай, думай, думай….
     Эврика! Придумал! Ложу его спиной на диван попой под самую стенку, а ноги приставляю вертикально к стене. На стопы ложу обыкновенную тоненькую книжицу. Заставляю в таком положении давить носками ног на книжку и как бы приподнимать её вверх. С одной стороны стена не даёт книжке упасть, с другой пальцы ног её одновременно подпирают и поднимают. Пошло, пошло дело! Еле-еле, но двигает! А уж нагрузку тут можно менять от души. Выбирай из тех книг, что он запоем читает. Вон их сколько разбросано по комнате.
     Пока работаем с книгами. Уже дошли до самых толстых энциклопедий и делаем по сто раз в одном подходе. Возникает необходимость в добавлении нагрузки, а бесконечно добавлять не получается. Стало неудобно толкать пачки книг, они всё чаще соскальзывают и падают. А ещё  желательно, чтобы нагрузка сосредотачивалась именно на пальцах ног, а не на всей стопе.
     Дома сконструировал тренажёр под его стопы. Две фанерки, размером с книжные обложки, соединил двумя дверными петлями. Похоже на книгу, но внутри страниц нет. На той стороне, что будет ложиться на стопы, два болта для навешивания грузов, размещённые поближе к краю. В качестве грузов специально нарезанные по размерам квадратные железные пластинки с отверстиями по центру. Приготовил таких в общей массе килограмма на два, хотя каждая не больше ста грамм. Вот и всё. Принцип работы тот же. Только теперь пустую половинку тренажёра я прижимаю к стене, а на другую, что лежит на его стопах, подвешиваю грузы. Егорка поднимает носками пригруженную половинку, а я считаю. Как только он справляется с заданным весом, добавляются новые пластины. При этом стопы вынуждено работают на полную амплитуду, отчего икроножные мышцы растягиваются и сокращаются, а вместе с ними прорабатываются деформированные суставы.
     Через неделю таких тренировок попытался поставить на ноги и заставил приподняться на носках. Еле-еле оторвался от пола. Значит, рановато. Продолжили. Практически все заготовленные пластины задействованы, и число выталкиваний носками достигло ста. Неплохо, я бы даже сказал, отлично. Да и сами голени заметно округлились. Бывает, от последних движений он аж стонет. Но я не отстаю от него. Всё равно мало. Ещё, ещё! И нужно добавить нагрузку.
     Где-то у себя в сарае отыскал гантель на три килограмма. Ещё та, старинная, дутая, советская. Принёс ему в подарок. Во-первых, она будет дополнительной нагрузкой для тренажёра, во-вторых, я попутно разработал комплекс гантельной гимнастики для его верхней половины. И ничего, что гантель только одна, а вместо лежака мы используем обычные пуфики и табуретку. Зато мальчишка открыл для себя азы бодибилдинга. Узнал, где у него бицепсы, трицепсы, дельты, латеральные, трапециевидные, широчайшие мышцы и другие. И как их можно даже с таким минимальным набором тренировать. Так как нагрузка на весь его организм существенно возросла, то перехожу на следующую схему: после дня тренировки день отдыха.
     Время лечит. Мальчишку словно подменили: расширились плечи, накачались руки, прибавили в объёмах и ноги. Теперь, когда он сидит за столом или на диване, непосвящённому даже в голову не придёт, что перед ним инвалид. Бабушка с матерью не нарадуются. Всё пытаются мне перед уходом всучить то куриные яички, то свежеиспечённые пироги. Я отказываюсь, но они не отстают и буквально силой вкладывают в руки или запихивают мне в карманы.
     Уже к весне Егорка стал свободно шевелить стопами. Пора усложнять. Ставлю его на ноги, под пальцы ног – книжку, пятки на полу, руками держится за брусья. Вперёд! Заставляю подняться на носки. Есть! Всего три-четыре раза, но есть! Всё, тренажёр нам уже не нужен. Теперь только так, и как можно дольше, пока в голени не начнёт печь огнём. Ему очень трудно и одновременно интересно. Такого движения своих ног он от рождения не испытывал. Давай, сынок, давай! И – слава Богу!
     Он буквально залит потом. Сидит на полу, восстанавливает дыхание после очередного упражнения, а я его подзадориваю:
     – А представь, Егорка, как в один прекрасный день ты вдруг открываешь дверь и заходишь в свой класс.
     Он удивлённо округляет большие карие глаза:
     – Как это?
     – А так. Количественное обязательно перерастёт в качественные изменения. Это закон. Ноги твои от регулярных тренировок когда-нибудь окрепнут и окончательно выздоровеют. Зачем тогда тебе дома сидеть в одиночестве и ждать учительницу? Возьмёшь в руки портфель и в школу. И так спокойно-уверенным голосом: «А ну-ка покажите-ка мне, где моя парта. Куда мне садиться?». Вот шуму в школе будет! Все буквально застынут от неожиданности.
     Он загорается:
     – И Славка с Артуром? И Ярослава с девчонками?
     – Да все! И не только в классе, но и во всей школе!
     – Так я тогда смогу и на физкультуру пойти, в футбол с ребятами погонять!
     – И не только в футбол. Ты уже сможешь о-го-го! И на турнике, и на брусьях получше остальных. Сильный станешь, выносливый, крепкий.
     – Крепкий орешек! Как Брюс Уиллис! – смеётся он.
     – Он самый, – подыгрываю я. – Передохнул? Тогда продолжим….   
     Ближе к лету я уже вожу его за руки по комнате. Он пришлёпывает, но идёт. Постепенно увеличиваем дистанцию. Двадцать, сорок, восемьдесят, сто шагов…. Для тренировки вестибулярного аппарата ставлю у стены и заставляю как можно дольше стоять без поддержки рук. Спектр наших упражнений, а вместе с ними нагрузка, расширились настолько, что перевожу на раздельную по мышечным группам тренировку с двумя подряд днями отдыха. А вот и долгожданный результат по стопам. Его мне объявила сама мамаша. Одевала Егорке носки на ноги и вдруг заметила, что живой участок на стопе стал гораздо шире. И сами подъёмы ног в районе суставов тоже стали чувствительными. Это здорово! Это праздник! У меня в душе ощущения тренера, воспитавшего олимпийского чемпиона – не меньше! Я поздравляю её, она меня.
     По сухой погоде вывожу Егорку во двор, а чуть позже на улицу, заставляю ходить прямо, по-человечески. Пускай пока с поддержкой моих рук, но ходить. Понятно, что когда его стопы начнут полностью чувствовать земную твердь, тогда он и падать не будет. А до этого трудиться и трудиться неизвестно сколько.   
     Соседские мальчишки подбегают к нам. Удивляются:
     – О, Егорка! Ты уже ходишь?! Молодец!
     Он немногословен по обыкновению, но в сияющих глазах радость. Оставляю играть с детворой в песочнице. Пока по старинке на корточках или на коленях, но всё же рядом со всеми. Теперь он почти такой же, как они.
     В перерывах между тренировками мой подопечный рассказывает о своих проблемах, делится впечатлениями от просмотренных передач, прочитанных книг и спрашивает, спрашивает, спрашивает….  Мальчишке явно не хватает мужского внимания и соучастия.
     – Егорка, а кем бы ты хотел стать? Что тебе больше всего нравится?
     – Я пока не знаю…, – задумывается он. – Мне книжки нравится читать про путешествия, и фильмы я люблю смотреть про сильных людей….
     – Ну, а сам-то хочешь быть сильным?
     – Само собой. Только куда уж мне…
     – Э-э-э, парень! Ты такое настроение брось. Из любой, казалось бы, тупиковой ситуации, есть выход. Кто его знает, как жизнь твоя повернётся. Глядишь, ещё ты других лечить и тренировать будешь.
     – Как вы?!
     – Хотя бы как я. А то ещё лучше. Вот окрепнешь, вырастешь, я тебя своим премудростям обучу, ты что-то своё придумаешь, ещё круче, чем у меня. А что? Ученики всегда должны быть лучше своих учителей. Без этого в мире прогресса не бывает….
     Вот пришёл его тренировать, а бабушка чуть ли не в слезах:
     – Представляете, ему на завтра задали по рисованию что-то из правил дорожного движения нарисовать, и я прям растерялась. Он тем более. А мать к отцу поехала в столицу.
     Фу ты! Нашла проблему! Я уж подумал с Егоркой что приключилось. Пока она хлопочет во дворе по хозяйству, он под моим руководством рисует разноцветными карандашами на альбомном листе автомобильную дорогу с разметкой, пешеходный переход со светофором, машину, людей на переходе. Ну, а дальше его фантазия разыгралась:
     – А давайте ещё это нарисуем! А может ещё такое добавить?
     И хотя рисует он не очень, и мне пришлось приложить руку, но общими усилиями кое-что состряпали. Неплохо получилось. Кстати, учительница оценила на «отлично» и даже забрала рисунок на конкурс. Помогал ему ещё по математике: то таблицу умножения подтянуть, то задачки на скорость разбирали. В общем, совмещали физические нагрузки с интеллектуальными.
     Как-то пересёкся с учительницей, что приходит к Егорке. Благодарит:
     – Спасибо за помощь.
     Видя моё недоумение, поясняет:
     – Это ведь вы помогаете Егорке по математике? Чувствуется! Он заметно прибавил в учёбе. Таблицу умножения, наконец, всю выучил. Четверть заканчивает только с хорошими оценками….
     Возвращаюсь как-то от него, а на улице детвора местная играет. Окружили меня:
     – Вы сейчас от Егорки? Как он там?
     – А вот приходите завтра после школы к нему домой. Мы будем тренироваться, там и посмотрите.
     Представляете, какая радость была для мальчишки, когда двое однокашников и девчушка – первая красавица класса пришли его проведать. Как он перед ними старался! Многое из того, что он делал, здоровым мальчишкам оказалось не под силу. Тут же стали жаловаться, что физкультуру у них ведёт то учительница информатики, то математичка. А вот если бы как с Егоркой, то они бы с радостью. А так кинут им мяч, и мальчишки бегают за ним весь урок, а девчонки стоят в сторонке. Вот и вся школьная физкультура.
     В один из моих приходов замечаю во дворе небольшой детский велосипед с поддерживающими роликами заднего колеса по бокам. Оказалось, что соседский мальчишка заезжал к Егорке и забыл. И тут мне стучит в темечко новая мысль. Я ведь давно подобную идею вынашивал, вот она и нарисовалась.
     – А ну, иди сюда, Егорка! Садись на сидение, держись за руль, ставь ноги на педали.
     Ноги его пока слабы, не слушаются и соскальзывают. Привязываю их верёвками к педалям, а велосипед закрепляю так, чтобы он стоял на месте. Как? А просто подложил под поддерживающие ролики пару кирпичей, при этом заднее колесо повисло в воздухе, вот и всё. Заставляю Егорку крутить педали. Он вначале робко, не смело, а после всё быстрее и быстрее. Улыбается во всю. Ещё бы! С самого рождения о таком мог только мечтать и наблюдать со стороны, а теперь лично почувствовал, что такое велосипед.
     – Вот тебе новый тренажёр, Егорка. Крути каждый день, и чем дольше, тем лучше для твоих ног.
     Соседи пошли навстречу и оставили на время велосипед для Егорки, чтобы тренировался. Конечно, через несколько дней его тянет кататься, а не стоять на месте. Но как и где? С одной стороны ноги слабы и спадают с педалей, а, значит, будут постоянно привязаны. И если придётся падать, то выставить их в сторону для страховки он не сможет. С другой – нужна ровная без камней территория. А такая только возле школы, до которой топать метров пятьсот по бездорожью.
     Пока он крутил педали дома, я сообразил, как решить этот вопрос. Приезжаю к нему на очередную тренировку на машине. В его глазах тревога. Думает, что сегодня ничего не будет, так как дядьке, видимо, нужно куда-то ехать по делам. Но я сажу его в машину, в багажник велосипед и к школе. Там на ровном асфальте он первый раз в жизни сам поехал. Еле-еле, но поехал. А тут ещё местная детвора к нему подъехала на своих великах. Только и слышно со всех сторон: «Егорка!... Егорка!... Егорка!». И давай они вокруг школы круги наматывать. Вот оно мальчишкино счастье – он наравне со всеми, а, может даже в чём-то лучше их. И ничего, что пока с привязанными ногами. Это только пока. Это временно.
     Тренируемся по прежней программе, не сбавляя нагрузки, а раз в неделю устраиваю ему вылазки к школе, чтобы погонять с детворой на велосипедах. Благо погода позволяет. Теперь он ожидает моего прихода с нетерпением, а когда я задерживаюсь, начинает волноваться.
     Пришла пора решить ещё одну проблему. Ту саму, застарелую, запущенную, перед которой оказались бессильны потуги родителей. При каждой встрече я продолжаю говорить ему: «Здравствуй, Егорка!» и протягиваю руку. Но он упорно молчит. С прощанием та же история.
     Спрашиваю его:
     – Ты хочешь быть здоровым?
     Кивает головой.
     – Так почему ты молчишь? Ведь для этого ты должен, прежде всего, желать здоровья другим, и к тебе потихоньку будет твоё здоровье возвращаться. Это ж закон! К тому же, желая здоровья другому человеку, ты тем самым показываешь, что ты его уважаешь. Ты меня уважаешь?
     Кивает головой.
     – А почему тогда не здороваешься со мной?
     Молчит.
     – Хорошо, – говорю ему. – Если в следующий раз я к бебе приду, и ты будешь молчать, то я расценю это как неуважение к себе и уйду. Зачем я буду тратить своё время, знания и опыт на того, кто меня не уважает?! Подумай над этим.
     Наступил следующий раз, но изменений никаких.
     – Ладно, – отвечаю спокойно. – Тогда я ухожу, как мы договаривались, и приду завтра. А ты подумай. Времени у тебя много.
     За мной бежит бабушка и причитает:
     – Вы уж его простите! Да как же так, да уж сколько мы ему говорили, как уже упрашивали…. Получается, что Вы зря пришли, время на него, упёртого, напрасно потратили….
     – Не упрашивайте его, и не паникуйте. Всё будет хорошо. Ничего зря не происходит.  Если нужно, я ещё не раз так приду и уйду, но результат получится. Всему своё время. Только, между нами говоря, это время должно было наступить гораздо раньше.
     Со второго раза паренька не проняло, и я с таким же невозмутимым спокойствием ушёл, пообещав ещё раз прийти, но только через пару дней.
     Через пару дней Егорку наконец-то прорвало на «здравствуйте» и «до свидания», и мы продолжили наши тренировки, несмотря на школьные каникулы, жару, приезды в гости его двоюродных братьев и сестёр, праздники, домашние хлопоты, дни рождения. Так как, тренируясь по раздельной методике, нагрузка на него значительно увеличилась, то теперь мы встречались лишь два дня в неделю, и один день у нас было катание на велосипеде вокруг школы. Кстати, под конец нашего общения он уже крутил педали без привязок, а количество кругов вокруг сельской школы дошло до семи. Дистанция скажу не малая.
     Всему приходит конец. Я нашёл работу. Не ахти какую, ни по одной из моих специальностей. Но всё же какой-никакой заработок. Не знаю, как Егорка, а бабушка больше всех расстроилась. Узнав от меня новость, плачет. Ей ведь больше всех достаётся. Мать с отцом частенько на заработках, внучка большая и самостоятельная, поэтому Егоркины проблемы полностью на её плечах.
     Расставаясь, подвожу итоги почти годовых усилий. Из положительного: сколиоза нет, грудная клетка симметричная, мышечный тонус в норме для его возраста, я бы даже сказал – отличный, головные боли практически исчезли. Егорка выучил массу упражнений, о которых раньше и не догадывался. Чувствительность стоп выросла наполовину. Икроножные мышцы ожили и прибавили в объёмах. Суставы на стопах стали крепче и послушнее. Он уже может подниматься на носки, приседать, отжиматься от пола, подтягиваться на перекладине, ходить вертикально, держась за стену или с помощью костылей, кататься на велосипеде, пускай не лихо, без выкрутасов, но всё же. Параллельно с физическими показателями повысились результаты в учёбе.
     Из отрицательного: долго оставаться в вертикальном положении Егорка не может – мешает злополучная пластина, добавляющая болей в поясничном отделе, ноги заметно пришлёпывают и не совсем слушаются. Любое их движение связано с определённым усилием, поэтому и на велосипеде особо не разгонишься. Ну, и самое неприятное – походы в туалет так и остались неконтролируемы.
     – Послушай меня внимательно, – обращаюсь я к Егорке при расставании. – Кое-чего ты достиг, но нам не хватило времени, а сколько его нужно, чтобы окончательно выздороветь, одному Богу известно. Может всю жизнь придётся воевать за своё здоровье. Но просто желать мало, нужно делать, делать и делать. Только тогда будет результат. У меня нет возможности быть рядом. Теперь всё в твоих руках и ногах. Может стоит записать упражнения, которые тебе нужно будет выполнять?
      Он отрицательно машет головой, убеждает, что всё хорошо запомнил. То же говорю бабушке и матери. Они к нему:
      – Ты точно всё запомнил, Егорка? Может в самом деле записать, чтобы не забыл?  Пообещай дядьке, что ты всё будешь делать, чему он тебя научил.
      Он по обыкновению соглашается, а в больших тёмно-карих глазах давно забытая печаль с тоскою. Я глажу темноволосую голову и шепчу на ухо:
      – Держись, сынок. Никогда в жизни не пресмыкайся и не топчись на месте…, – и уже бабушке с матерью:
      – Вы меня извините, чем смог, тем помог, пока было время. А что не буду приходить, сами понимаете – работа есть работа. Теперь каждый день в город нужно ездить, а по вечерам и выходным домашние дела ждут. Всё же живём в селе. Тут день год кормит. Сами знаете. Если что спросить, я всегда на телефоне. А Егорку заставляйте, и чем больше, тем лучше. Буквально требуйте от него. Теперь всё в ваших руках. Он уже наполовину выкарабкался из ямы, и остановка для него смерти подобна. Жалко и обидно будет, если всё забросит….
      Меня закружила новая работа и домашние хлопоты. Но однажды повстречался в местной маршрутке с Егоркиной бабушкой. Обнялись, как родные. Я первым делом спрашиваю про внука.
     – Ой…, – сокрушённо вздыхает она. – После Вашего ухода ещё что-то там делал или пытался делать. А потом этот, как его, Интернет провели. Будь он не ладен. Просто зараза какая-то. Родители думали как лучше, чтобы о болячке своей меньше вспоминал и по-современному, как все дети, развивался. Но получилось только хуже. Целыми днями и ночами за компьютером пропадает. В голове одни стрелялки. Уроки забросил, стал плохо учиться. Упражнения не делает, никого не слушается, на коленках ползает, как прежде, будто и не было ничего. Родители на заработках, он подрос, и я с ним уже совладать не могу. В общем, совсем от рук отбился….
     Мы попрощались и разбежались по своим делам.
     Жалко и обидно стало. И на душе пустота. Будто и не было ничего….

07 февраля 2018 г.


Рецензии