Из приватной беседы. 2014 г

Спасет ли нас платная медицина, и повышение зарплаты медперсоналу? Обуздают ли сии магистральные пути растущую онкологию и сердечнососудистые заболевания, и решиться ли проблема пожирающих человека вирусов? Я думаю, вряд ли кто из медиков  готов с уверенностью  положительно ответить на данные вопросы.
Министры и депутаты видят выход из положения, как мне кажется, весьма однобоко, злободневные проблемы медицины предлагают решать за счет нас – пациентов, платите мол, «символически» и возможно будет нормалек. «Символическая плата» аля наш Совмин, вы думаю, догадываетесь как это и что это, пояснять полагаю излишним, но подчеркну, это будет что-то из ряда вон выходящее, типа недавнего ввода налога на движение.
Общаясь по роду деятельности, да и в быту с врачами профессионалами, у меня сложилось мнение, что успехи медицины, в частности, и медобслуживания зависят, прежде всего, от изменения подходов в организации системы здравоохранения и самой, я бы сказал, методологии медицинской науки.
В одной из приватных бесед мой хороший знакомый профессор медицины поведал мне, что медицина Синеокой страдает от дезинтегрированных подходов в научном познании, т.е. увеличивающимся дроблением профильных медицинских профессий. Более того внутренние проблемы отрасли (прежде всего низкий уровень зарплаты) сказываются на настроениях молодых врачей, которые не видя перспектив в повышении своего социального статуса, вольно и невольно поглядывают за бугор. Быть лечащим врачом сегодня для них невыгодно. Отсюда молодежь, включая рычаги всевозможных связей и протекций, старается уйти в фармацевтические структуры, компании по продаже медоборудования, а административный аппарат здравоохранения. Состоявшиеся врачи, как правило, изыскивают возможность подработок в частных медицинских структурах или  оказывают услуги состоятельным людям в качестве личных докторов. Кроме невысокой зарплаты у наших врачей сильную неудовлетворенность вызывают отсутствие условий для профессиональной реализации. «Как!– воскликнул я, – вот как раз для этого все, казалось бы, у нас и есть».  Но мой знакомый профессор  вторит обратное. Врачи сетуют, на  то, что с одной стороны государство и предоставляет возможность повышения квалификации, но с другой почерпнуть что-либо передовое, полезное в учебных центрах не возможно. Причины различные: отсутствие   источников информации по международной практике, уровень преподавания, формализм и прочее.
Социальные гарантии как я понял из беседы с профессором, также беспокоят белорусских айболитов.  Какие такие гарантии? Обыкновенные, социальные льготы (льготное кредитование строительством жилья, обеспечение врачей, направленных в сельскую местной служебным жильем, бесплатное обеспечение лекарствами челнов семьи врача) и более всего профессиональная защищенность. Дело «Экомедсервиса», отчетливо продемонстрировало, что защиты у врачей в случае совершения профессиональной ошибки, конфликтной ситуации с пациентом или с руководством как не было, так и нет. Как ходили по лезвию бритвы, так и продолжают ходить.
Мой собеседник понимает, что социальный пакет, конечно же, не решит все проблемы здравоохранения, но, по его мнению, он послужит маяком для привлечения в эту сферу молодежи, позволит повысить престиж профессии врача, остановить отток кадров из сферы.
Профессор уверен, если невозможно повысить материальный уровень медицинских работников, то хотя бы минимальные социальные льготы им  нужно предоставить. По его мнению, в первую очередь, социальная поддержка  врачей должна гарантироваться именно государством, и не перекладываться на плечи пациентов. А навязываемый глоболистский антисоциальный принцип, чем богаче пациент, тем бескрайнее возможности современной медицины, никогда, как утверждает профессор, не работал, и не будет работать. Более того шутит он: «При платной медицине выписать человека из кардиологии невозможно. Стоит озвучить счет за лечение – и пациент опять нуждается в лечении».


Рецензии