Картина маслом. 2014 г

Многие  согласятся с тем, если сказать, что госслужба привлекательное место для работы. Во всяком случает, люди в своей основной массе так считали, и считают, по сей день. Является ли сегодня госслужба в нашей стране на самом деле привлекательной,  как в материальном, так и морально-психологическом плане?
Вот, например, губернатор Брестской области К.Сумар относительно данной проблемы не на шутку встревожился, утверждая, что работать во властных структурах люди в последнее время не хотят, ибо подвергаются со стороны граждан всевозможным поношениям, мол, если проблемы не решаются, виноват чиновник, как ни крути, всегда именно, чиновник и виноват.  Сказать по правде, доля истины в этом есть, наш чиновник  от народа отгребает по полной программе и за свои грехи и за грехи системы в целом.
К.Сумар правильно сетует на то, что люди сегодня бояться идти во власть. Но, вопрос, почему?
 На мой взгляд, основная масса наших, чиновников, что ни говори, привыкла жить по своим специфическим правилам. Она привыкла быть номенклатурой, кастой. А сегодня эта кастовость разрушается. В первую очередь, разрушается самой системой госуправления, которая грубо говоря «прибила» чиновника вменяя ему в долг, морально-этические нормы поведения по отношению к гражданам, взамен устоявшихся «кастовых» норм, где чиновник в наших глазах являлся «царем», «богом» и «воинским начальником». Сегодня же подобный стереотип госслужащего претерпевает изменения. Карьера многих чиновников складывается не совсем по вертикали, зарплаты не высокие (в среднем 3-4 млн. рублей), служебная деятельность зачастую сплошной абсурд и рутина, дисциплина, спрос за двоих, выполнение авральной работы, отсутствие практических возможностей рубить бабло на взятках и злоупотреблениях из-за страха попасть под раздачу даже при малейшем намеке на оное и многое другое, что снижает престиж госслужащего.
Сетуя на устаревшую систему госслужбы,  значительная часть чиновников все же продолжают держаться за свои кресла,  предпочитая стабильность. Из системы по собственному желанию уходят единицы, это те, кто по каким-то причинам не прижился, не принял и не понял условий системы.  В системе по-другому не бывает, либо ты принимаешь условия, либо на все четыре стороны.
 Для того чтобы человеку стать чиновником нужно, в первую очередь призвание, я уже не говорю об образовании, это само собой разумеющееся. Он должен испытывать потребность в бумаготворчестве, смириться с бюрократией. Более того, он отчетливо должен осознавать, что свято место пусто не бывает. Если  плохо справляешься на порученном участке, то тебя в любой момент могут и попросить. А могут просто не продлить контракт, без объяснения причин, несмотря даже на твои замечательные профессиональные качества и исполнительность. Спросите, а почему же так?  Да, так бывает, например, из-за накопившихся недоброжелателей, которым ты «перешел или переехал дорогу», одним слом чиновник всегда подвержен, быть в «плену дворцовых интриг».
Как говорил полюбившийся нам герой фильма «Ликвидация» Давид Гоцман: «Картина  маслом» вырисовывается. Я бы добавил «маслом противоречий». С одной стороны госслужба приглядна карьерой, не большими, но стабильными доходами, некоторыми властными полномочиями, посредством которых обзаводятся «нужными и полезными связями, высоким социальным статусом, и не плохим пенсионным обеспечением. Но с другой – это жизнь по правилам системы, которые не всегда соответствуют потребностям внутреннего мира чиновника, с которыми на протяжении всей своей деятельности он вынужден вступать на поле брани и быть, в конце концов, побежденным, положив на алтарь служения собственное здоровье, нервы, репутацию.
Я думаю, что все-таки нежелание идти во власть у нас не является массовым, но опасение связывать себя узами принадлежности к властным структурам может перерасти в прогрессирующую тенденцию. Люди  видят изъяны системы госуправления и предпочитают ей, самое ценное – здоровую и достойную жизнь вне этой системы.


Рецензии