Национальная страсть. 2014 г

Говорят, что истина в вине. Но говорят, что и зло также в вине.
Хотелось несколько отступить от политического контекста нашего антидепрессивного ресурса и поделиться некоторыми соображениями относительно сетования ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) на то, что якобы белорусы самая пьющая нация в мире, которая по потреблению алкоголя в мире занимает аж, третью позицию.
Исследования ВОЗ возможно непустой сигнал и не сотрясание воздуха, а набат. Только вот кому?  Набат государству в целом или каждому из нас в отдельности?
Винопитие, знает каждый, для нас славян, есть добрая традиция, отказ от которой, может привести к утрате частички национальной идентичности.
Задумайтесь, вот взяла нация и резко бросила пить вино и водку? Вы можете себе такое представить, чтобы белорусы, русские, одним словом славяне, пошли на такого рода «преступление» против себя? Я лично себе такого представить не могу, ибо знаю, что питием жив наш человек.
Не подумайте, я отнюдь не оправдываю пьянство, которое есть зло. Я к тому, что винопитие часть нашей национальной культуры, через которое определяется частично наше мировоззрение, характеризуется дух нации. Подчеркиваю не в целом, а частично, как одна из составляющих.
Великий русский князь Владимир, который Русь крестил, выбирая для нас религию, по преданию отвечал магометанам, которые предлагали нам принять ислам, исключавший из рациона питания алкоголь: «Руси есть великие питии, не может без того бытии». Когда же пришли к князю византийцы и охарактеризовали христианство, указав князю, что винопитие Господом не возбраняется, Владимир радушно принял их и приказал всем принять крещение водою и Духом Святым. Вы слышите, «Господом не возбраняется». Кто может сравниться с Господом, чтобы что-то запретить против воли его?
Недавно, я читал маленькой дочери «Былины», так вот богатырь Илья Муромец в одной из них хвастал, что он «по семи ведер пива выпивает, по семи пудов хлеба кушает». А при наборе в княжескую дружину молодцев, чтобы проверить силушку богатырскую ставили посреди княжеского двора «чашу мерою полтора ведра, полную зелена вина». Кто  принимал эту чашу одной рукой и выпивал одним махом, того зачисляли в дружину.
Теперь давайте, уважаемый читатель рассмотрим вопрос потребления нами алкоголя в соответствии с традиционным православным вероучением, ибо большинство белорусов, принадлежат именно к этой конфессии.
В церковных канонах, как рассказывал мне один авторитетный батюшка, существуют правила, которые  указывают, что «гнушаться вина есть тяжкий грех». Покопавшись в Интернете, я действительно обнаружил так называемое Апостольское правило № 51, которое гласит (передаю суть, а не дословно), что священнические чины, которые удаляются от употребления вина не ради воздержания, а по причине пренебрежения вином, забывают, что все доброе создано, в том числе и пища (вино это пища) создано Богом. И поэтому сие гнушение (пренебрежение), ничто иное, как хула, клевета на Бога, который создал человека. За пренебрежение вином, если священник, или будь то мирянин, не исправятся, то есть не пересмотрят свое отношение к сему предмету, полагалось отлучать от Церкви.
Апостол Павел в послании к Тимофею (Тим.5:23) писал: «Впредь пей не  воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».
Вот в этих-то словах апостола те, кто злоупотребляет спиртными напитками, находят себе оправдание, потому что не знакомы с житием Тимофея, который усердием своим в служении Господу, подвижническим подвигом (строгие посты) подорвал себе здоровье. А Апостол Павел, для облегчения недуга своего друга просто рекомендует ему «немного» употреблять и вина, которое в новозаветные временя, отнюдь не походило по крепости на вино, которое пьем мы. Да и состояние того христианского общества в корне отличалось от нынешнего, пристрастного к вину.
Почему же тогда пьянство стало проблемой нашего современного общества, при наличии казалось бы доброй традиции? Да потому что эта традиция нами со временем извратилась. Распущенность, невоздержание, нечестие, безверие расслабили наши душевнее силы, и вместо употребления вина в удовольствие мы стали злоупотреблять им. Вино из божественного напитка превратилось для нас в дьявольский.
Значит ли это, что мы как нация имевшая культуру пития должны отказаться  сегодня от употребления алкоголя? Православие говорит, что нет, недолжны. Государство также не пойдет на сворачивание производства спиртных напитков, ибо это доходная статья бюджета. Так как же быть, чтобы не спиться?
Православие предлагает решать проблему каждому из нас индивидуально, то есть укрепляться в вере возлагая все свое нужды на Бога. Жажда божественной благодати, – как писал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, – прогнала бы всякую жажду вина…».
Не противоречит ли это сказанному выше? Не противоречит. Старцы знали, что полезно, а что нет их духовным чадам, поэтому благословляли и на употребление спиртных напитков, видя, что это не повредит.
Преподобный Иоанн Лествичник в 14 ступени «Лествицы» говорит: «Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимания на их благословение; а особенно когда мы еще боремся с огнем плотской похоти».
Что же касается мнения государства в этом вопросе, то целью алкогольной политики Синеокой  скорее  всего будет, является переориентация населения на цивилизованное потребление алкоголя, для того чтобы обуздать национальную страсть к нему.
Наливай мне, мальчик резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой
Мы не скифы, не люблю,
Други пьянствовать бесчинно...».


Рецензии