Сказал бы я вам кое-что, дорогие учителя...

СКАЗАЛ БЫ Я ВАМ КОЕ-ЧТО, ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ…
- Расскажи нам, как выглядит цветок картошки, -  неожиданно предложил мне учитель ботаники. Сам он ни об одном цветке ни разу не рассказал нам, даже из класса не выводил на луг или в степь. А тут ему обрисуй… Что мы знали о цветках? Посмотрели в учебнике, где пестики, где тычинки, на том и закончили образование.

А картошка была мне вот где - поперек горла! Она только потому и росла, что мы всей семьей несколько раз за лето ее пропалывали. Когда же она начинала цвести, выкидывая бутоны фиолетового или белого цвета, это означало, что ее уже можно подкапывать и брать долгожданную картошечку с собой на сенокос. Спросил бы меня, как устроена конная сенокосилка или конные грабли, как стог сметать, чтобы не промок. Про лошадей бы спросил, как их запрягать. А тут, видите ли, расскажи, как устроен цветок у картошки! Но – он учитель, ему дано право спрашивать.

И вдруг меня осенило! «Значит, наш учитель тоже когда-то картошку полол и цветки разглядел! Вот оно что! Теперь нас проверяет!»  А я ведь тоже этим занимался. На цветки смотрел, но не видел их – на другое было обращено внимание. Видел их очень много. Но вот как о них рассказать?

- Они или белые, или фиолетовые. Пучком таким вырастают.

- А один цветок как устроен?

- Нет у него лепестков. Он как граммофончик, только посреди желтые тычинки или пестики – не знаю точно.

- Пучком, говоришь? – насмешливо повторил учитель. - Благодаря картофелю выживаете, а как устроен цветок – не знаете! Стыдно! Садись, тройка.

- Нам урожай – главнее… - Тихонько проговорил я, садясь за парту. Обиделся на учителя. Учебник мы бы и без него выучили. А вот рассказать, обратить на что-то внимание, показать на природе, какая трава как цветет и как она называется – некому.

А ему и некогда! Вся школа, в том числе и мы, знали, что он от своей «исторички»-жены гуляет, бегает к «немке». Не обходится без разборок. «Немка» более стойкая. На уроки приходит бодрой, с хорошей прической, задание помнит и спрашивает по всей строгости. Ну да, живет одна. Завтрак мужу готовить не надо, обстирывать его и следить за его вещами не надо. Многое чего не надо! И все-таки мы не воспринимали ее как учительницу, а считали гулящей женщиной. И плохо учили уроки.

«Историчка» совсем не такая. На уроки приходит вялая, подавленная. И волосы на голове лежат как попало. Урок ей в муку. Она всегда начинает его почти одинаково:

- Мы на прошлом занятии начали новую тему, но не успели пройти. Спрашивать сегодня никого не  буду. Откройте учебники и дочитайте урок до конца. А потом поговорим.

После этого делала пометки в журнале, удобно садилась, подложив руки под голову, и засыпала. А мы не шумели, берегли ее сон. Понимали ее состояние. Дождалась мужа с войны, а он оказался таким неблагодарным! То, что немка – не беда, она «наша», с Поволжья. Но отбивать чужих мужей – тоже нечестно.

Кроме истории учительница вела еще и географию. Метод был один и тот же. Поэтому из всей школьной программы мы хуже всего знали историю, географию и немецкий язык. 

А лучше всего знали арифметику и русский язык. Арифметику вела выпускница института Екатерина Владимировна. Очень красивая, очень тактичная и знающая предмет. Энергии в ней было море! И пунктуальности у нее можно поучиться. Когда она объясняла урок, то начинало казаться, что нам не только все понятно, но мы и раньше будто бы знали это! Такая вот иллюзия.
                                                Захочешь ответить потом по горячим следам – заикаться устанешь. Ведь далеко не каждый мог «на лету» схватывать знания. А в этом – ключ к решению задач. 

А Полина Семеновна не давала нам спуску по русскому языку. От зубов у нас отскакивали названия как членов предложения, так и частей речи. Она нам постоянно диктовала предложения, и мы условленным способом подчеркивали нужное. Довела наши знания до автоматизма.

Этим учителям я всю жизнь благодарен.

«Ботаник» же наш в беду попал. Ехал ночью на мотоцикле, и мотор заглох. Как цветков он не знал, так и технику. Бензин, наверное, кончился? А как узнать? Зажег он спичку и поднес к бензобаку. Посмотреть! То-то что ботаник! Рвануло, конечно! Вся школа потом ахала, слушая сведения из районной больницы. Выжил! И дай Бог ему здоровья! То есть дал бы. Да нет его уже. И поговорить не с кем. Хоть бы учительская молодежь не оказалась такой инертной. Он всё-таки фронтовик, да с двумя женщинами разбирался. Не до нас ему было.

Когда цветет картофель, я всегда вспоминаю ботаника. Дети, не ждите, пока вас спросят, сами спрашивайте и интересуйтесь. Цветки есть не только у картошки, а почти у всех растений. Клумбы сейчас в моде. Хорошо бы знать, как называют цветы в народе и в учебниках.   
 


Рецензии
Добрый день, Василий! Спасибо за интересный рассказ об учителях. да. все они разные, у каждого своя манера вести урок. А мне хочется сказать об учителе рисования. В пятом классе у нас появился настоящий учитель рисования. раньше, когда его не было рисование вел кто-то из предметников, у которого всегда рисовали на свободную тему. А тут пришел специалист, художник по образованию, лет 40-45. И начал он нас учить рисованию
За полгода он нас нас научил рисовать птиц, кувшины, чашки, познакомил с перспективой. Я любила рисовать. и была у него любимицей. Но всегда хорошее когда-нибудь заканчивается. Он вдруг запил. и его уволили со школы. Но то, чему он меня научил, я пронесла через всю жизнь, и внуков своих учила.
Здоровья Вам и всяких благ!
С уважением,

Людмила Каштанова   18.04.2024 16:39     Заявить о нарушении
Доброй ночи, Людмила!
Я там писал, что лучшими преподавателями с пятого по седьмой класс были математичка и русского языка. После четвёртого класса я пришел в соседнее село в в семилетнюю школу с круглыми пятёрками. А по русскому языку ошибки и ошибки! Я искренне переживал. Подошел к Полине Семёновне, попросил совета, что делать. Читай, говорит, внимательно, обращай внимание на всё. И стал я читать медленно, объясняя каждое слово и запятую. Плюс теория. Плюс уроки. И вышел на хорошее знание русского языка, что потом привело меня в журналистику.
У каждого из нас были свои учителя. Но больше всего меня учила жизнь. Всё-таки семь редакций, и в каждой я был лучшим. Потом и редактором стал - но на районном уровне. Обо мне писал всесоюзный журнал "Журналист", а также "Журналист Украины", а ещё и "Партийная Жизнь" СССР.
Похвастал, и пора спать.
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   18.04.2024 21:38   Заявить о нарушении
Это не хвастовство. Когда я работала в проектной организации, там корректором(тот, кто размножал проекты по оригиналу) была женщина, которую я считала хвастуньей. Она всю свою жизнь проработала на неквалифицированной работе, которую может выполнять любая грамотная и внимательная школьница, но всегда при случае говорила: я же знаю, я ведь закончила аж 2 курса журналистики. Любила щеголять редко употребляемые в то время слова, чтобы выделяться среди простых людей с 8-10 классами образования. Например: нюанс, инсинуация, ажиотаж и другие.

Людмила Каштанова   19.04.2024 04:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.