Проект ЭР100 и Хаапсалу. Исторические коллизии
А собственно – почему?
Вольно или невольно, но он подтвердил предположения, высказанные в статье [1], о легитимности Земского совета Эстонии, о том, что события в Хаапсалу в феврале 1918 года происходили с ведома Земского совета. А это значит, что Земский совет Эстонии несёт ответственность за эти события. А именно:
- за то, что город Хаапсалу был сдан немцам без боя [4],
- за то, что эстонские вооружённые силы стали сотрудничать с немцами [3],
- за то, что с немцами было подписано двухстороннее соглашение [4].
Подробнее обо всём этом написано в статьях [1] и [2].
Отсюда получается, что члены Земского совета Эстонии нарушили присягу – так как началось прямое сотрудничество с немецкими оккупантами (или, как сказано в новостях, – иностранными войсками). Нарушив присягу, данную народу Эстонии, – сам Земский совет по сути лишился своей власти. А это значит, что манифест независимости Эстонии, составленный и изданный им, не имеет какой-либо силы. Так это или не так – покажет время.
Вот что Маргус Кастерпалу сказал на праздничном мероприятии в Хаапсалу:
«20 февраля 1918 года именно в Хаапсалу появилась первая возможность зачитать манифест независимости Эстонии, однако до прибытия Комитета спасения в город вошли иностранные войска»; «Борьба за возможность провозглашения Эстонской Республики продолжалась и в последующие дни, но события в Хаапсалу сыграли в этом важную роль». [5]
Какие же события произошли тогда в Хаапсалу?
Первая возможность действительно появилась в городе вечером 20 февраля 1918 года, когда в Хаапсалу был произведён переворот (мятеж) [2]. Но вот только сам Манифест был датирован 21 февраля 1918 г. (о чём в новостях умалчивается [5]).
И уже 21 февраля в присутствии немцев полковник эстонских вооружённых сил Эрнст Пыддер первым публично огласил о появлении независимого Эстонского государства. [4]
Прошло сто лет и тут вдруг у команды ЭР100 Государственной канцелярии Эстонии появляется абсолютно противоположная точка зрения на события того времени. Чтобы увидеть это - достаточно сравнить два текста, представленные ниже:
Версия команды ЭР100:
1. «В ночь на 18 февраля командующий 1-го Эстонского пехотного полка, полковник Эрнст Пыддер, отправляет в Куресcааре в качестве посланников Эдуарда Альвера и Оскара Мамерса. Посланники сообщают командующему Северного корпуса немецкой армии, что эстонские национальные части выступят фронтом против готовящихся к вторжению на их территорию немецких войск.» [6]
Реальные события:
2. «В ночь на 18 февраля в штаб немецкого губернатора Моонзундских островов в Курессааре (Аренсбург) из Хаапсалу прибыли два «представителя» из 1-го Эстонского полка и от имени командира полка (полковник Эрнст Пыддер) заявили, что при переходе немцев в наступление полк «по ликвидации некоторых ненадёжных элементов подчиняется немецкому командованию»[3], и посоветовали с переходом Северного корпуса на материк вести наступление не на Пярну, а на Таллин (Ревель), «как центр, в котором сосредоточены все революционные происки Эстонии».» [2]
Есть о чём поразмышлять.
К примеру, для чего это делается?
А вот для чего.
По мнению профессора А. Т. Клиймана: «В истории становления независимости Эстонии Манифест не является конститутивным, т. е. созидающим актом. Манифест является лишь актом декларативным, т. е. актом, констатирующим и уточняющим уже существующее.» [7]
Как выше было показано, утром 21 февраля 1918 года налицо был факт отрытого сотрудничества властей Эстонии с оккупантами, что автоматически лишило эту власть возможности действовать от имени своих избирателей - народа (жителей) Эстонии, в том числе и провозглашать Манифест. К тому же констатировать этим манифестом уже было нечего, действительность была уже совсем другой.
Чтобы как то свести концы с концами, команда ЭР100 Государственной канцелярии Эстонии и придумала вот это - что якобы:
«... эстонские национальные части выступят фронтом против готовящихся к вторжению на их территорию немецких войск. [6]».
И это только начало (такое вот своеобразное толкование исторических событий) в цепи празднования независимости Эстонии. Впереди юбилейные мероприятия в Пярну (Пернов), Тарту (Юрьев), Таллине (Ревель, Колывань).
Что там нам расскажет команда ЭР100 ?
Источники:
1. Статья – «Манифест и легитимность Земского совета Эстонии», Бартини
2. Статья – «Эстонские силы в период немецкой оккупации 1917-18 гг.», Бартини
3. Гуго Каупишь, «Освобождение Лифляндии и Эстландии (с 18.2 по 5.3)», Ольденбург, Издательство Шталинг, 1918 год, (В описываемый период автор являлся начальником оперативного отдела (1-й офицер Генерального штаба) 8-й армии).
4. Аго Паюр, «Рождение манифеста о независимости Эстонии», 1962.
5. «В Хаапсалу стартовали торжества в честь ЭР100» – 6. «Февраль 1918: сегодня 100 лет назад». EV100, Хроника событий. Составитель: Мультимедийный отдел ERR - «17 февраля: В оккупированный Курессаре отправляют посланников» - 7. И.Н. Грязин, М.П. Руус, «Юридическая дата рождения Эстонской Демократической Республики» (теоретическая постановка проблемы) - Ученые записки Тартуского государственного университета, Выпуск 847, Теоретические проблемы истории права, Труды по правоведению, STUDIA IURIDICA II, на русском языке, г. Тарту, 1989 год, стр. 122.
8. Маргус Кастерпалу - руководитель крупных проектов организационной команды ЭР100 Государственной канцелярии Эстонии. [5]
Свидетельство о публикации №218022001599