Поэт первой гильдии

Сколько времени прошло с тех пор, как мы отсмеялись вместе с Булгаковым над кастовыми потугами советских писателей! Помните, последние похождения Коровьева и Бегемота? Они намеревались отобедать в Доме литераторов, а у них на входе потребовали членские билеты Союза Писателей! Помните их наигранное недоумение и вопросы: как ты думаешь, а у Достоевского было удостоверение писателя? ..
Вдоволь пошутили над союзами художников, композиторов, кинематографистов, писателей, которые дарили их членам некие привилегии и даже государственное содержание. Как бы мы сейчас не язвили по этому поводу, однако на западе коллеги поверить не могли, а поверив – завидовали безмерно, что членам Союза композиторов была положена зарплата. Во всем остальном мире творческие работники должны были на хлеб насущный зарабатывать любым путем, пока имя их станет знаменитым, а исполнение – приносить существенные доходы. Сейчас и российские композиторы, для которых кончилась государственная халява вместе с Советским Союзом, завидуют безмерно тем прошедшим временам. Кстати, в Союзе журналистов было по иному: это был профессиональный союз, в котором надлежало еще и взносы платить, а право, которое давали «корочки» тоже ограничивалось возможностью брать интервью и прочую информацию, не работая в определенной редакции. Пиши и пытайся пристроить свой опус в любую газету или журнал. Я это хорошо помню, проходили…
Но, собственно, речь не о союзах, речь о непреодолимой жажде творческих личностей непременно ОБОЗНАЧИТЬ себя каким-нибудь важным званием. Читаю в альбоме вопли и стенания по этому поводу – и похохатываю! Никто не хочет именоваться графоманом, предлагают ввести звания по старшинству, по заслугам, по наличию побед и наград… Ранжировать строже конкурсы, чтобы отделить зерна - от плевел, черных – от белых, графоманов – от гениев! Знаете, как раньше у купцов было: купец первой гильдии, второй, третьей… Или на государственной службе: статский советник, тайный советник… Или на военной – капитан, майор, генерал…. Вот не помню, чтобы у поэтов были какие-нибудь лычки, разделяющие их на элиту и черных подмастерьев, ни в нашей стране, ни в других, ни в прежние времена, ни в нынешние.
Природа человеческая, видимо, такова, что непременно во всяком деле хочется всякому индивидууму выделиться особо: погонами, званием, любым другим отличием. Теперь и на сайте, который хочется именовать не презренно-социальным, а литературным, надо будет как-то отсеять тех, кто поплоше, приподнять тех, кто пошибче, цветными фломастерами ники разметить, доступы разграничить, бирки разные при победах выдавать… ДА! Но при этом надо бы и читателей как-то рассортировать, пропустить через сито доступа! Лепят кому попало лайки, раздувают рейтинги…
На днях слушала актера Сергея Юрского, он на зрителя жалуется: неразборчив стал, всеяден, кому попало хлопает… Правда, при этом приходится ему признавать, что и театр – не тот, и актеры – плохи, не то что во времена его молодости! И тут же добавляет: «Но тогда страна была плоха, деспотическая, не демократическая».
Господа хорошие, я к чему так длинно старого актера цитирую? А чтобы сказать, нет в мире совершенства, реформаторство и условности всякого рода ради того, чтобы выделить лучших, польстить тщеславию, не имеет ни начала, ни конца. Честолюбие – в психологии человека, но лучше бы сильно не распускать его, не потакать амбициям и своим, и чужим. Не то как начнем делить всех поэтов-любителей на касты, определять гильдии и звания – Интернет со смеху треснет!
ПОЭТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ
- Я первый запеленговал,
Таинственный и еле слышный,
Тот вдохновения сигнал,
Что послан был на Землю свыше!
- Но рифма посвежей моя, -
Остра, как сталь из Златоуста!
Берусь поэму изваять,
Исполненную блеска, чувства!
- Соперник, мыслишь ты старО,
Банальны образы, герои,
Рассудим мы со всех сторон:
Ну кто сюжет так скучно строит?..
- Не буду спорить, да, конечно,
Ты цену стройным ритмам знал,
В кругу поэтов ты - успешней,
Но далеко не идеал!..
***
Они бескомпромиссно бились,
И перья в битвах навострили!


Рецензии