Приключения с огнем

Пьеса поставлена:
- Ульяновский областной театр кукол им. Е.М.Леонтьевой, 2008 г.
- Башкирский театр ГБУКиИ СГТКО, 2016 г.
- Театральный коллектив клуба «Буревестник»  МБУ ДО ЦД(П) «Эдельвейс» г.Серов, 2019 г.
- Донецкий республиканский академический молодежный театр, режиссер – Григорий Рысин, 2021 г




поучительная сказка-клоунада для всех


Действующие лица:

Первый актер
Второй актер
Третий актер
Четвертый актер


ВСЕ ВМЕСТЕ(поют):
                Пять,четыре,три,два,раз...
                Всем пошире глазки!
                Начинаем наш рассказ.
                Что-то вроде сказки.
                Мы расскажем вам,друзья,
                Чтобы стала ясность:
                Что вам можно,что нельзя
                Где грозит опасность.
                Поиграем,попоем
                И станцуем даже.
                "Приключения с огнем"
                Мы сейчас покажем.
                Вы внимательно смотрите
                Поучительный рассказ.
                Очень сильно не шумите.
                Пять,четыре,три,два,раз.

Первый:   Здравствуйте,здравствуйте,наши маленькие зрители. Сегодня я   
                расскажу вам...
Второй:   Мы расскажем!
Первый:  Да,да,мы расскажем вам...
Третий:   Необыкновенную историю...
Первый: Да,да,необыкновенную историю...
Второй:  О девочке!
Третий:  О девочке?
Первый: Да,да,о девочке...
Второй:  Да,о девочке...
Третий:  Да,о девочке...
Первый: Которую звали Машенька!..
Второй:  Нет,ее звали Светочка.
Третий:  Ее звали Танечка!
Первый: Машенька!
Второй: Светочка!
Третий:  Танечка!
Первый: Успокойтесь,уважаемые!Это ровным счетом не имеет никакого   
                значения,
Второй:  Хорошо,ее звали Машенька.
Третий:  Ну,конечно,ее звали Машенька.
Первый: Так вот. Эта Машенька была необычным ребенком.
Второй:  Очень-очень необычным!
Третий:  Чрезвычайно необычным!
Первый: Она была непослушным ребенком!
Второй:  Очень-очень непослушным!..
Третий:  Чрезвычайно непослушным!.. 
Первый: Сами можете убедиться.               

                ( Появляется Машенька.)

Машенька (поет): Почему,отчего и откуда,
                Как,где,что и почем,и зачем?
                Сколько будет от сих и до туда?
                И еще миллионы проблем!
                Говорят,что нельзя мне это,
                Говорят,что нельзя мне то.
                Почему очень жарким летом
                Одевать мне нельзя пальто?!
                Я люблю нарушать все запреты.
                Очень хочется все испытать.
                И проверить,конечно,при этом
                Как от спички огонь зажигать?
                Говорят,что в розетку пальчик
                Если сунуть-ударит ток...
                Но ведь сунул знакомый мальчик:
                Ничего он себе не обжег.
                Буду кукле я платье утюжить,
                Телевизор без спроса включать.
                И,конечно,когда очень нужно,
                Я сама буду газ зажигать.
                Если хочется знать-все можно.
                Буду делать я все сама.
                Если делать все осторожно,
                То большого не надо ума.

Первый: Вот такая это была девочка.
Второй: Очень-очень непослушная.
Третий: Чрезвычайно непослушная.
Первый: Однажды Машенька осталась дома совершенно одна!
Второй: Одна?!
Третий: Как одна?!
Первый: Совершенно одна!
Второй и Третий (вместе): Но как?
Первый: А вот так.
Машенька: Я просто не хотела иди в школу /детский сад/.
Второй: Совсем не хотела.
Третий: Абсолютно не хотела.
Первый: Итак,Машенька не хотела идти в школу. Поэтому,проснувшись утром,   
               она сказала маме...
Машенька: У меня очень-очень болит горло.
Первый: А потом сказала папе...
Машенька: У меня очень-очень болит голова.
Первый: А еще уши,нос...
Машенька: И зубы!..А-А-А!
Второй: Горло!
Третий: Голова!
Второй: Уши!
Третий: Нос!
Первый: И зубы!

                ( Актеры поют.)

Второй: Вот ребенок заболел.
Третий: Даже сразу похудел.
Машенька: Что же делать,как нам быть?
Первый: Надо Машеньку лечить!
Второй: Ты укатайся теплей.
Третий: Чаю с медом ты попей.
Первый: И скорей,скорей в кровать.
Все вместе: И лежать,лежать,лежать.
Второй: Вот укол и вот таблетка!
Первый: Расхворалась наша детка.
Третий: Ах,у нас температура!
Первый: Вот для горлышка микстура.
Все вместе: Что же делать,как нам быть?!
Машенька: Надо Машеньку лечить!

Второй: Оставляем тебя сегодня дома.
Третий: Оставляем тебя сегодня дома.
Машенька: Превосходно!
Второй: Одну.
Третий: Одну.
Машенька: Бесподобно!

( Второй и Третий стали уходить,но на последних словах Машеньки вернулись.)

Второй и Третий(поют): Только запомни:спички не брать,
                Газ на кухне не зажигать.
                На люстре тоже висеть нельзя:
                Иначе может случиться беда.
                Когда ребенок дома один
                Всякое может случиться с ним.
                Чтобы с тобой не свершилась беда
                Не делай того,что ребенку нельзя.

Первый: Вот так это и произошло. Родители ушли на работу, а Машенька 
               осталась дома одна.               
Машенька: Одна! Ура!
Первый: Но если сказать вам по секрету, то Машенька совсем не была больна.
Машенька: Не была!
Первый:  Она все это придумала.
Машенька: Придумала! Специально! Гениально!
Второй: Какой кошмар!
Третий: Какой ужас!
Первый: Просто нет слов!
Машенька: Не нужны мне таблетки, бинты и микстура. А ведь ловко я   обхитрила  родителей. Зато теперь могу делать все,что захочу!Ах,да...Спички не брать...Газ на кухне не зажигать...Иначе может случиться беда...Но я  вам скажу-это все ерунда. Так,где моя, любимая кукла? Где же она? Куда ты запропастилась?.. Ах, вот ты где! Ну,посмотри на себя. Как тебе не стыдно. Ты не причесана,не умыта...А платье!.. У тебя мятое  платье. Надо срочно привести тебя в порядок. Так,садись Сначала умоемся,затем причешемся...Вот тебе бант. А теперь займемся платьем. Я думаю...я  думаю...его надо погладить. Утюгом!
Первый: Она хочет взять утюг!
Второй: Она хочет взять настоящий утюг!
Машенька: А вот и утюг.
                Я включу его в розетку.
                И пойду возьму конфетку.
Третий: Вот несчастье,вот беда!
              С утюгом шутить нельзя.
Первый (исполняя роль утюга):
               По белью,словно лайнер морской,
               Я скольжу,как по пенистой глади.
               Очень нужен я в жизни людской
               Для того,чтоб утюжить и гладить.
                К электричеству я подключен,
                Электрическим током питаюсь.
                Когда шнур мой в розетку включен,
                За мгновение я раскаляюсь.
            Становлюсь я горячим тогда.
            Быть причиной могу возгоранья.
            Чтобы вдруг не случилась беда,
            Мне особое нужно вниманье.
                К электричеству я подключен,
                Электрическим током питаюсь.
                Когда шнур мой в розетку включен,
                За мгновение я раскаляюсь.

Второй: Она включила утюг в розетку!
Третий: Она поставила горячий утюг на мое платье!
Первый: Несомненно из-за этого может начаться пожар!
Третий: Что же делать,как же быть?..
Второй: Как беду предотвратить?
Первый: Ну,что вы раскричались как маленькие?Надо выключить утюг из 
               розетки и убрать его с платья. Вот и все.
Третий: Какое счастье!Я так испугалась. Так испугалась!Думала сгорю,совсем 
               сгорю...
Первый: Ладно,успокойся. Нам надо быть очень внимательными. Ведь от этой 
               Машеньки можно ожидать чего угодно.
Машенька(неожиданно появляясь): Да,да,что угодно. (Видит, что утюг выключен.) Я же хотела погладить платье...Да,ладно,походишь и так. Чтобы придумать более интересное. Может поиграть в считалочку. На златом крыльце сидели:царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой.(Играет несколько раз.) Нет,скучно. Что же придумать?. Спички не трогать...Газ не включать...Во что же тогда ребенку играть. Вообще, странные эти взрослые:такие большие,а боятся маленькой спички. Ну,чего их бояться. Они совсем не страшные.(Машенька достает коробок спичек.)
Первый: У нее в руках коробок спичек!
Второй: Да,да,у нее в руках настоящий коробок с настоящими спичками.
Первый: Ну до чего непослушная девочка!
Второй: Совсем-совсем непослушная девочка!
Машенька:Ну,что, спички-сестрички,давайте с вами поиграем.
Третий(исполняя роль спички, поет):
                Коробок колыбелька моя.
                Мы лежим в нем родные сестрички.
                Как единая вместе семья:
                Деревянные,стройные спички.
                По одной нас потом достают,
                Чиркнув нами,огонь зажигают.
                Покидая родимый приют,
                О судьбе своей каждая знает.
                Мы сгораем и знаем при том,
                Что мгновение наше прекрасно.
                Только нашим играть огоньком
                Не совсем для людей безопасно.
                Не игрушки мы,надо бы знать.
                Мы бываем опасны,поверьте.
                Например,нас не надо давать
                Непослушным и маленьким детям.

Машенька: Опять одно и то же. Нельзя...нельзя!Спички не брать!Газ не 
                включать. Да что я маленькая,что ли?!
Третий: Маленькая.
Машенька: Я большая. Ведь я уже хожу в школу.
Третий: Ну и что?!Все равно ты еще ребенок и притом маленький ребенок.
Машенька: Я большая.
Третий: Маленькая.
Второй: Да,да,маленькая.
Первый:Несомненно,маленькая.               
Машенька: Маленькая,большая какая разница. Я просто хочу играть. Играть!   
               Тебе понятно.
Третий: Конечно,понятно. Но играть спичками нельзя.
Машенька: Нельзя?
Третий: Нельзя.
Машенька: Нельзя???
Третий: Нельзя!
Второй: Совсем нельзя.
Первый: Абсолютно нельзя.
Машенька: Но почему!
Третий: Потому,что мы,спички,очень-очень опасны для людей.
Второй: Чрезвычайно опасны.
Первый: Чрезвычайно.
Машенька: Опасны?Но чем?
Третий: Мы можем принести несчастье.
Второй: Большое несчастье.
Первый: Огромное несчастье.
Машенька: Да вы просто дурачите меня. Какое же от вас может быть несчастье. Вы такие маленькие,безобидные.
Первый: Она не понимает.
Второй: Она ничего не понимает.
Третий:А еще ходит в школу!
Машенька: Я все поняла. Я все поняла. Вы просто не хотите со мной играть. Вам лень. Потому что вы привыкли тихо и мирно лежать в своей коробочке. Вы просто не хотите выходить из своего домика. Но я вас проучу. Я вас заставлю...Я вас просто-напросто вытряхну оттуда.
Третий: Не делай этого. Не доставай спички из коробки!
Первый: Непослушная девочка!
Второй:Чрезвычайно непослушная!
Первый:Она ничего не понимает!
Второй: Она совсем ничего не понимает!
Третий: Ты ничего не понимаешь!
Машенька: Я все,все понимаю. Вам хочется лежать,а мне играть.
Третий: Возьми куклу.
Машенька: Не хочу!
Третий: Почитай книгу.
Машенька: Не желаю!
Третий: Рисуй!
Машенька: Не буду!
Первый: Непослушная девочка!
Второй: Чрезвычайно непослушная!
Третий: Осторожнее.
Машенька: Хватит меня поучать. Я знаю,как надо играть со спичками.
Третий: Знаешь?!
Машенька: Да,я видела,как это делают взрослые. (Чиркает спичкой о коробок).
Первый: Караул!
Второй: Ай-ай-ай!
Третий: Постой!Этого делать нельзя.
Машенька: Опять нельзя!Но ведь взрослые именно так и делают. (Чиркает.)
Первый: Ее надо остановить.
Второй: Непременно остановить.
Первый: Пока не случилась беда.
Второй: Ох,страшная беда.
Третий: Пойми же ты,что чиркнув спичкой о коробок,можно получить огонь. А от огня можно сгореть.
Машенька: Глупости. Нет здесь никакого огня. (Чиркает и вдруг появляется искра.)
Третий: Ай-ай-ай!Смотри!Смотри!
Машенька: Ерунда. Не бойся. (Чиркает,и снова появляется искра.)
Третий: Ай-ай-ай!Беда!Сейчас случится беда!
Машенька: Постой, куда же ты?!Это всего лишь игра. Смотри как весело и красиво. Сколько маленьких огоньков. (Машенька чиркает спичками,появляется все больше и больше искр. Вдруг вспыхивает настоящий огонь.)  Второй(исполняя роль огня):
             Я от маленькой вспышки рождаюсь.
             Грею,тлею,тихонько искрю.
             Постепенно вовсю разгораюсь,
             Возрастаю,бушую,горю.
             Без присмотра я страшен,ужасен.
             Осторожней со мной надо быть.
             Я огонь,я бываю опасен
             Все живое могу погубить.
             Как же быть,как со мной обращаться?
             Как тушить и когда зажигать?
             С детства нужно всему обучаться.
            Надо правила всем соблюдать.

                (Огонь разгорается,начинается пожар.)

Машенька: Ай-ай-ай,ты очень горячий и кусачий.
Второй: Зато я веселый.
Машенька: Мне очень жарко от тебя.
Второй: Но ведь ты хотела со мной играть.
Машенька: Хотела...
Второй: Так давай играть.
Машенька: Мне страшно. Ты горячий.
Второй: Давай играть.
Машенька: Я боюсь. Боюсь.
Второй: Давай играть!
Машенька: Нет,нет,не трогай меня.
Второй: Но ты сама хотела играть с огнем.
Машенька: Отстань от меня. Я не хочу с тобой играть,не хочу!
Второй: А я хочу!Хочу!Играть!Играть!
Машенька: Помогите!Спасите!Что же делать?Помогите!
Первый: Вот и доигрались.
Третий: Доигрались.
Первый: Надо спасать.
Второй: Непременно надо спасать.
Первый: И чем быстрей,тем лучше.
Третий: А лучше быстрее.
Первый: Начали!
Машенька: Ай-ай-ай!Что же делать?!Кто-нибудь,помогите!
Первый: Здесь не нужно суеты,
Принеси скорей воды.
Ну,быстрей,быстрей,быстрей.
На огонь воды полей.
И ведро,и два и три.
Здесь не нужно суеты.
Третий: Нам не справиться одним
Позвони по ноль один.
Ты пожарных вызывай
И не медли,не зевай.
Надо Машеньку спасать,
Из пожара вызволять.
 Второй:Я горю,горю,горю,
Все вокруг себя сожгу.
Куклу,книги и игрушки,
Одеяло и подушки.
Ничего я не боюсь,
Еще больше разгорюсь.

Машенька: Мне страшно,страшно. Зачем,зачем я играла со спичками!Никто не
поможет мне. Никто. Я ведь дома одна. Одна!
Третий: Мне жалко ее.
Второй: И мне очень-очень жалко ее.
Первый: Но ее надо проучить.
Третий: Надо.
Второй: Непременно надо.
Третий: И все же мне ее жалко.
Второй: И мне.
Первый: Да и мне тоже. Надо ей помочь.
Второй: Конечно,надо.
Третий: Непременно надо.
Первый: Ладно,несите сюда телефон. Будем вызывать пожарных. Машенька:Что же делать,как же быть?! Как пожар мне потушить?
                Ох,пришла в мой дои беда. Виновата я сама.
Первый(играя роль телефона):
                Вы во мне все нуждаетесь сильно.
                Всем известен прерывистый звон.
                Я бываю простым и мобильным:
                Чудо связи-ваш друг,телефон.
                Я помощник надежный и скорый.
                Очень нужен всегда и везде.
                Чтоб могли вы вести разговоры,
                Нужен в радости,нужен в беде.
                Если газом запахло в квартире,
                В аварийную срочно звони.
                Набери телефон:0-4.
                Если кто заболел,то 0-3.
                По 0-2 милицейскую службу
                Беспокоить нельзя без причин.
                Но запомнить особенно нужно:
                При пожаре звони ноль один.
Машенька: При пожаре звони ноль один...Ноль один...Ноль один.!!/Начинает набирать номер телефона./
                Это пожарные? Со мною беда!
                Скорее,скорей,приезжайте сюда!
                Я дома одна,не знаю как быть.
                Не знаю как мне пожар потушить.
                Здесь много огня,здесь дыма полно.
                А может быть мне прыгнуть в окно?!
                Не прыгать?! Не буду! Стоять и ждать.
                Сейчас меня будут спасать.

(Клоуны переодевшись в пожарную команду с ведрами, пожарным рукавом в шлемах, появляются на сцене.)

Все трое (поют):
                Сигнал получен,и пожарные сирены
                Машинам красным путь освободят.
                На месте возгоранья непременно
                Пожарных появляется отряд.
                И сразу в бой с огнем и задымленьем.
                Насос работает,струею бьет вода.
                Пожар потушен будет за мгновенье,
                Готовы к этому пожарные всегда.
                По зову первому тревожного сигнала
                Они готовы в бой с огнем вступать.
                Но,чтобы им работы было мало,
                Всем надо безопасность соблюдать.
                Должны все знать:и взрослые и дети:
                Быть бдительными надо всем всегда.
                За жизнь людей мы с вами все в ответе,
                С огнем шутить не надо никогда.
Первый: Кто вызывал пожарных?
Машенька: Я вызывала.
Второй: В чем причина возгоранья?
Машенька: Я не знаю...
Третий: Из-за чего начался пожар?
Машенька: Я не знаю...
Все трое: Не знаешь!..
Машенька: Я нечаянно, я случайно...
Все трое: Случайно!..
Машенька: Я играла...
Первый: Но ведь тебя предупреждали!
Машенька: Предупреждали...
Второй: Но ведь тебе говорили!
Машенька: Говорили...
Третий: А ты!..
Машенька: А я... я все поняла... Я все поняла! Я больше никогда, никогда не буду играть с огнем.
Первый: Не верю!
Второй: И я не верю!
Третий: И я тоже, не верю!
Машенька: Честное, честное слово!!!
Первый: Будем надеяться, что ты его не нарушишь. И никогда не забудешь о правилах пожарной безопасности.
Все четверо (поют):
                Пять,четыре,три,два,раз...
                Всем пошире глазки!
                Завершаем наш рассказ.
                Что-то вроде сказки.
                Рассказали вам,друзья,
                Чтобы стала ясность:
                Что вам можно,что нельзя
                Где грозит опасность.
                Танцевали мы и пели
                Исключительно для вас.
                Вы внимательно смотрели
                Поучительный рассказ?
                Вам желаем на прощанье:
                Не болейте никогда.
                Говорим вам: до свиданья!
                Будьте бдительны всегда!

               


Автор: 
                Шор (Синина) Наталья Яковлевна
            453113, Башкортостан, г. Стерлитамак
            8-961-04-35676     benefis-shor@yandex.ru
постановка пьесы возможна только с письменного согласия автора


Рецензии