Неисповедимы пути Господни. Пролог

           НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ
           (Авторская версия реальных событий)

               

                ПОСВЯЩАЮ
                всем тем, кто был от меня на две 
                судьбы впереди

                Пролог

              РОДНЫХ НЕТ, А ПО РОДИМОЙ
                СТОРОНЕ СЕРДЦЕ НОЕТ

                «Есть божество, что лепит нашу волю;
                желанья наши – плод его трудов»
                Шекспир


          В жизни, как в музыке: настоящее волнительно, будущее – притягательно, а прошлое с годами становится привлекательно.

          Идея написания повести пришла давно, но чтобы прийти к такому состоянию, когда начинаешь расставлять истинные приоритеты, прошло немало времени. Ещё жива была мамочка. Слушая то горькие, то радостные её воспоминания, старалась запомнить факты, события, пережитые чувства и помнила, что главное – не упустить время, иначе может случиться, что будет поздно сказать то, о чём мечтаю. «Успей сделать вовремя» – метрономом звучала в голове одна из восточных мудростей. Замысел вынашивался давно, пока вдруг в один миг, в один щелчок, не произошло то, что обдумывалось годами, десятилетиями. И случилось это, когда каждой клеточкой ощутила, что всё: я готова, больше молчать не могу. Села за клавиатуру, тихонько «приоткрыла» дверь в прошлое и тенью по нему ступая, надолго ушла в бессонницу и в боль сердечную. С клавишей на монитор выходили буковки, сливаясь в слова, группирующиеся в предложения, медленно, но уверенно, перетекающие в отдельные события, моменты. Как тихий ручеёк, медленно переливающийся в маленькую речушку, затем в большую реку, так факт за фактом создавался образ героев, их характер, обстановка - жизнь каждого персонажа, а из них - жизнь семьи, села, страны, эпохи. Рождался оригинальный, самобытный мир, свидетелем которого я становилась. На дне реки памяти выкристаллизовались чистые бриллианты  воспоминаний. И начала отпускать боль, камнем застывшая в душе, та, что копилась десятилетиями, и, чувствуя освобождение, душа ощутила легкость и полёт, а сердце – отраду. Мысли, словно ветер, переворачивали страницу за страницей биографии ушедших людей, утюжили одни, незначительные и маловажные, события и разворашивали другие, бередили старые раны, напрягая память, воссоздавали в ней позабытые мгновения и штрихи. Многое из ненужного сегодня отвалилось. Просеяв сквозь сито времён жизнь своих предков, разделивших со мною безмолвный крик души, я ощутила, что выполнила свой долг пред ними…


          Только в зрелом возрасте начинаешь понимать, в какой необыкновенной семье и красоте ты родился. Многим я обязана своим пращурам. В семье была любовь, было уважение, а сюсюканий не было. Я всегда стремилась унаследовать родительское чувство достоинства, воплощение их человеческой любви и доброты. В болезни и здравии, в горе и радости такими людьми, как мои родители, бабушки и дедушки, не разбрасываются. Я смотрела на выцветшие, чудом уцелевшие и удивительным образом сохранившиеся в семье фотографии, претерпевшие массу превратностей судьбы; на запечатлённых на них и в памяти сердца людей, и хотелось хоть немного поведать о своих прародителях, чтобы перед глазами детей и внуков эти портреты наполнились жизнью и обрели своё достойное место в памяти тех, кто несёт в себе частицу их крови, их привычек, их ума, души и совести. Годы не стирают их образ. Не дерзая сказать что-то совсем оригинальное и новое, тем не менее, беру на себя смелость поделиться пережитым, тем драгоценным и дорогим, что, раз попав внутрь меня, осталось со мною навечно, на всё время моего земного пути. Как писал Эрих Мария Ремарк: «Можешь убежать от обстоятельств и людей, но никогда не убежишь от своих мыслей и чувств». Позволю себе хоть в воспоминаниях «пройтись» с родными по их судьбе. Меня потянуло туда, глубже вспомнить, что такое раннее сиротство, ужасы войны, страшные годы послевоенной разрухи, острый и жуткий голод, настоящее изнеможение, коллективизация, радость рождения детей и боль потери родителей…

          Сейчас, по прошествии множества лет, начинаю верить, что моя несколько странноватая со стороны жизнь была заложена судьбой. «Ты на нас не похожа, у нас никто в семье не писал», - приходилось не раз слышать из уст старшего брата. Но коль Богом мне инакость доверена – а писателей в роду, действительно, не было – значит, осознавая ценность времени, я зачерпну пригоршнями чистой водицы из родника памяти, припаду к ней губами и неспешно стану цедить эту живительную влагу, Великую агиасму, на свете. И чем ближе я приближалась к прошлому, тем твёрже становилось убеждение в правильности выбранной стези, ощутимее оказывались теплынь и сердечность, притягивающие меня, словно тепло матери. Шаг за шагом, не спеша, очарованная прошлым, так глубоко вглядывалась в него, проникалась им, что оно уже не тяготило меня. И порой, казалось, как в известном выражении о бездне, оно начинало вглядываться в меня. Прошлое - дорога с лужами, снегами, дождями, сугрошицами*, травой и цветами. Оно прекрасно. Там тоже люди жили, любили, страдали.  И весь этот опыт, все эти ошибки и есть судьба…

          Тоскуя по мёртвым, будем учиться ценить живых и помнить слова Епископа Тихона Шевкунова: «Судьба человеческая. Мы часто не задумываемся над самим смыслом этого слова. А по-славянски слово «судьба» происходит от выражения «суд Божий». То есть, все, что происходит с нами – это особый Божий суд, особые Божии пути по отношению к нам».

          И когда мои дни будут сочтены, а душа станет праздновать свой День рождения, мы встретимся с Вами, мои дорогие, кого видела и кого не видела. Я стану там на колени и поцелую Ваши ноги и руки в знак благодарности за всё, что Вы дали мне на Земле. А пока, как крестик нательный, Вы всегда со мною, в моём сердце, в моей душе, в моих мыслях…


 20 февраля 2018


*Сугрошица – дождь со снегом.


Рецензии
Здравствуйте Ирина. Очень душевно написано.Все наши судьбы вытекают одна из другой. И наши предки живут в нас. Понравилось. Удачи,

Алла Гиркая   21.02.2020 19:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Алла, за теплоту и понимание!
С признательностью,

Ирина Христюк   24.02.2020 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.