Экскурсия



Сегодня последний раз переночуем в чистом, современном, но неуютном, официально-казённом номере новой престижной московской гостиницы, и — домой!

Всё хорошо в меру. Закончилась пятидневная экскурсионная поездка в Москву, столицу СССР. За это время мы посетили многие знаменитые места, о которых раньше неоднократно слышали.

В те времена, (совсем недавние, но уже и далёкие 90-е годы ХХ столетия), в стране начала вдруг интенсивно развиваться туристическая отрасль. Появилось множество маршрутов, путёвки на экскурсии распространяли на предприятиях и в организациях. За путёвку надо было заплатить от 10 до 30 процентов стоимости, остальное доплачивал профсоюз..
Вот так я и моя сотрудница Юля, купив на заводе путёвки, попали на экскурсии.

Узнав, что поезд приходит в Москву во второй половине дня, решили выехать 20 октября, так как срок пятидневной путёвки был с 21-го. Сразу с вокзала направились в гостиницу.
Очень удивились, узнав, что завтра ещё не будет экскурсий, что это день заезда. Вот и поселить нас могут только завтра утром.

Что же делать?
- Юля, поехали к родственникам моего мужа, - предложила я. - Правда, добираться далеко. Но я уверена, что не откажут переночевать, ещё и ужином угостят.
- Нет, - возразила она. - Поехали к Фире, моей бывшей подруге -однокласснице. Дело в том, что этим летом она с семьёй приезжала в отпуск к нам на Днепр, останавливались у нас. Мы им спальню на целый месяц отдали, и денег ни копейки не взяли. Как-никак десять лет учились в одном классе. Почти родственники! Вот и она меня в гости приглашала, если буду в Москве. Я обещала, и ещё дома планировала обязательно её проведать. Даже гостинцы везу — дефициты: коньяк и шоколадные конфеты «Птичье молоко».
- Да, действительно дефициты! Где тебе удалось их раздобыть? В магазинах днём с огнём не найдёшь!
- Ой, с большим трудом! Благодаря сестре. Она на кондитерской фабрике работает, смогла выписать, им понемногу продают на работе. Так что давай поедем к Фире. Думаю, что на одну ночь она нас приютит. Тем более, говорила, что живёт не очень далеко.
- Ну хорошо, - согласилась я, - приехали вместе, так что будем держаться вместе.

Что значит «недалеко» по московским меркам, судить трудно. Искали подругу долго, добрались уже к вечеру.
Открыв нам дверь, она сухо поздоровалась с Юлей, и как-то неохотно пригласила нас в квартиру.
- А мы на экскурсии в Москве, - бодро говорила Юля, следуя за хозяйкой в зал. - Я решила, что заодно и к тебе заеду. Вот, и гостинцы привезла - выставила на стол бутылку коньяка и коробку конфет.
Подруга молча забрала всё это и унесла на кухню.

Я сидела на диване и чувствовала себя очень неуютно. Юля что-то рассказывала об их общих знакомых, подруга отвечала односложно, явно ожидая, когда закончится «визит вежливости» и незванные гости уберутся восвояси.
Юля, наверное, забыла представить меня своей подруге, та же не спрашивала, как меня зовут и не проявляла никаких признаков интереса к моей особе.

А время шло. Хотелось кушать, хотелось отдохнуть и уже близилось время сна. Юля всё ещё распространялась о каких-то, незнакомых мне, людях, наконец сказала:
- Знаешь, Фира, у нас тут произошло недоразумение. Путёвка с завтрашнего дня, мы и приехали сегодня, чтобы уже завтра утром включиться в экскурсии. А оказывается, что завтра только день заезда! И сегодня нас в гостиницу не селят. Можно, мы с сотрудницей у тебя переночуем?

Подруга молчала.
- Мы согласны на полу переспать, - поспешно заверила Юля, взглянув на часы, стрелки которых показывали уже начало девятого.
Подруга по-прежнему молчала.
- Так что? - каким-то «деревянным» голосом переспросила Юля.
- Ладно, - сказала наконец, Фира. - Тебя я, так и быть, могу оставить. Но спать будешь на полу.
- Но мы же вдвоём! - взмолилась Юля, которой было неудобно передо мной. - Куда же она пойдёт сейчас одна, в чужом городе, на ночь глядя? Мы поместимся, вон, в том уголке.
- Нет! Только тебя.

Я чувствовала себя так, словно меня вываляли в грязи и выставили на посмешище.
И зачем согласилась сюда приехать? Сейчас бы сидела у родственников, за накрытым столом, рассказывала им свои новости. Знала точно, что если бы пришла к ним с Юлей, и даже с несколькими сотрудницами, всех бы встретили радушно и оставили ночевать.

А вот что делать сейчас, куда идти, я не знала. Первой мыслью было уходить отсюда, искать телефон-автомат, звонить родственникам, чтобы ждали, и заодно выяснять, каким транспортом можно к ним добраться из этого, незнакомого мне района огромного мегаполиса.

- Ладно, Юля. Оставайся. Я пойду. Поеду искать родственников.
Юля растерянно смотрела на меня, затем резко подхватилась с кресла:
- Я тебя не оставлю! Одну, на ночь глядя... Пойдём. Что-нибудь придумаем. В крайнем случае, на вокзале переночуем.
Молча обувались в прихожей, Фира спокойно ждала, равнодушно закрыла за нами дверь.

Было темно и сыро, накрапал дождь. Улица пустынная, редкие фонари казались тусклыми прозрачными шарами, состоящими из мелкой водяной мряки.
- Юля, как бы нам найти телефон-автомат?
- Зачем?
- Позвонить родственникам. Предупредить, что приедем.
- Я не поеду к твоим родственникам.
- Почему?
Юля задумалась, потом решительно сказала;
- Поедем в гостиницу. Думаю, там найдётся местечко. Если не в номере, то в холле на диване или в кресле переночуем.
Я не обижалась, я хорошо её понимала. После такого приёма у подруги...

Слава Богу, нашёлся двухместный номер. И хотя стоил он немалых денег, зато нормально отдохнули.
Утром обнаружили, что в нём не было окон, комната находилась внутри здания. Но это был уже день заезда, нас официально оформили и поселили рядом с другими экскурсантами нашей группы.

Пять дней экскурсии промелькнули незаметно. Мы с Юлей с удовольствием познавали новое и удивлялись, что наша группа как-то уменьшается, редеет. Ну что ж, зато всё видно и слышно.

Сначала нам сделали обзорную автобусную экскурсию по Москве, с посещением Красной площади. Затем  познакомили с Третьяковской галереей, с достопримечательностями Кремля, с историческими памятниками. И в последний день предложили самостоятельно посетить Мавзолей В.И.Ленина.

К моему удивлению, там была совсем небольшая очередь. Дожидась, когда войду в прохладный полумрак усыпальницы вождя Октябрьской революции, я вспоминала, как  ещё в детстве, в 1954 году мы всей семьёй стояли в многотысячной очереди, но так и не смогли сюда попасть. Тогда там лежал и И.В.Сталин.
Днём мы посещали все экскурсии, предусмотренные программой, а вечерами, уже по собственной инициативе, спешили в театры. МХАТ, «Ромэн», и ещё попали на концерт во Дворец съездов. Были счастливы тем, что удалось «вживую», на сцене, насладиться игрой Юрия Яковлева, Ии Саввиной, Георгия Жженова. Жаль, времени мало, но мы считали, что много успели за такой совсем короткий срок.

И вот, последнюю ночь провели в гостинице.
С вечера решили, что завтра встанем пораньше, отвезём свои вещи на вокзал в камеру хранения и до 16 часов (до отправления поезда) походим по магазинам. Правда, за предыдущие дни уже успели накупить много вещей, нужных в хозяйстве, еле разместили. И у меня, и у Юли по четыре сумки!
Теперь тащить их можно было только «короткими перебежками». То-есть, сначала метров на 10 перенести две тяжёлые сумки, поставить их, вернуться ещё за двумя. Эти пронести на 20 метров, поставить, вернуться...

Вот так мы шли от гостиницы до метро, так двигались по подземным переходам. Хорошо, что в это раннее время везде было пусто. Вот впереди последний турникет  выхода из метро уже в здании вокзала.
 
Юля с двумя первыми сумками шла впереди, я за ней. Прошли через автоматически раздвинувшиеся дверки турникета, ещё немного вперёд, поставили сумки... Я повернулась, машинально шагнула вперёд, дверцы передо мной мягко захлопнулись.
Автоматический турникет открывался только на выход, он не понимал, что мы перенесли только половину вещей, а вторая стоит посреди пустого коридора и нам никак невозможно туда пройти.
И вокруг ни единой живой души! Вот они, совсем рядом, наши вещи. Но, как говорится, «и видит око, да взять никак».
Оставалось только ждать, пока кто-нибудь появится в этом малолюдном тоннеле метро, и просить, чтобы выручил нас, «провинциалок».
Наконец, минут через 40, появился мужчина, и поднёс к нам наши злополучные сумки.
Сдав вещи в камеру хранения, облегчённо вздохнули, попили кофе в вокзальном буфете и отправились в магазины.

Современному человеку, живущему в эпоху «рыночных отношений», трудно себе представить, что наполняло чемоданы и сумки путешественников тех, 90-х годов.
Всё, что угодно!
Потому, что в их родных городах и посёлках многого просто не было в продаже! А в больших, тем более, в столичных (а тем паче, в самой Москве!) можно было, если повезёт, отстояв очередь, купить какой-нибудь дефицит (нередко оказывалось, что произведен он был в их городе).
Вот и везли домой мыло, зубную пасту, стиральные порошки, апельсины, конфеты, колбасы, сыр, ткани, кофточки, джинсы, куртки, шапки, ковры, дорожки, посуду... в общем, всё, что «выбросили» в продажу, что попалось на пути обделённому обилием необходимых товаров провинциалу, и на что хватало его сбережений.
Мы уже успели накупить всякой всячины, но в кошельках ещё оставались деньги и до отправления поезда ещё достаточно времени.
Мы и двинули на Тверскую.

Она напомнила нам центральную улицу нашего городка в день Первомайской демонстрации. :
Людская река медленно плыла, образовав в центре два встречных потока. То и дело группы людей плавно вливались в двери магазинов, а на смену им в общий поток устремлялись вышедшие из очередного магазина, чтобы зорко оглянувшись по сторонам, влиться в двери следующего.

Мы с Юлей уже несколько раз теряли друг друга в этом безликом потоке, и в очередной раз встретившись, договорились, если потеряемся, ждать в магазине «Ткани».
Я зашла в магазин шляп и начала выбирать зимнюю шапку-ушанку сыну. Наконец, заполучив вожделенную вещь, взмыленная и растрёпанная, с трудом вырвалась из плотной толпы людей у прилавка.
Юли нигде не было. Помня об уговоре, направилась в магазин «Ткани». Но её и там не было.
Прождав с полчаса, решила что надо уже ехать на вокзал, а то, чего доброго, и на поезд опоздаю. Моя квитанция на вещи в камере хранения и мой билет на поезд были у меня.

С Юлей встретились у камеры хранения. Она стала сердито выговаривать мне, что не подождала в условленном месте.
- Ладно, Юля. Я тебя, вообще-то долго ждала в магазине, и на вокзал приехала позже, - сказала примирительно. Мне совсем не хотелось выяснять отношения, тем более, что не считала себя в чём-то виноватой. В такой толпе не мудрено потеряться, и обвинять в этом друг друга взрослым людям совсем ни к чему.

Мы наняли грузчика с тележкой, он быстро катил наши сумки к поезду, а Юля всё не могла успокоиться, возмущённо ворчала и ворчала. В это время к нам подошла группа парней:
- Разменяйте 1000 рублей, - обратился ко мне один из них, протягивая деньги.
- Извините, не могу, - ответила сухо, так как что-то в парнях меня насторожило.
Краем глаза увидела, как Юля полезла в карман, достала кошелёк, отсчитывает деньги другому парню из этой кампании. Он быстро взял их, а Юля сунула кошелёк в карман и стала догонять удалившуюся тележку.

Мы подошли к вагону, проводников не было. Зашли, положили вещи в ящики под своими нижними полками. Я расстегнула верхнюю пуговицу пальто, из потайного внутреннего карманчика достала билет на поезд.
Ещё с детских лет, когда мама возила меня с сестричками в гости к своим родителям в Волгоградскую область и учила быть бдительной и осторожной на шумных послевоенных вокзалах, я ложу деньги, документы, билеты небольшими группками в разные места в сумке, в одежде.
Дальше положишь — ближе возьмёшь!

Скоро отправление. Пальто повесила на крючок, билет положила в верхний карманчик сумки. Села у столика на свою полку.
И тут обратила внимание, что Юля лихорадочно роется в своих карманах, потом в сумке.
- У тебя нет моего билета? - обратилась ко мне.
- Нет.
- Где же мой кошелёк? Там у меня все деньги и билет. Не знаешь, куда я его положила?
- Я видела, как ты меняла деньги парням, и потом положила кошелёк в карман.
- Странно. Ни в кармане, ни в сумке нету.

Она ещё раз проверила карманы, даже вывернула их наизнанку, вытряхнула на полку содержимое сумки. Кошелька не было.
- Что же делать? Что же делать? - волновалась Юля, а я вспоминала парней на вокзале и понимала, что это они вытащили у неё из кармана кошелёк.
- Ладно. Попрошу проводницу, чтобы довезла домой. У меня ещё есть бутылка коньяка и коробка конфет. Хорошо, что Фире не всё отдала.
- Ваши билеты? - подошла проводница. Проверив мой, обратилась к Юле: - Давайте ваш билетик.
Юля начала сбивчиво объяснять, что меняла деньги, что кошелёк с деньгами и билетом у неё украли. Но проводница была неумолима:
- Билет!
- Но я вам правду говорю! Видите, и место это моё, никто на него не претендует! Я вам заплачу за проезд, - молила Юля.
Но проводницу никакими доводами убедить было невозможно:
- Ищите билет! Иначе высажу на первой остановке! Это будет Тула.
Проводница пошла дальше по вагону проверять билеты, а Юля, достав из сумки бутылку коньяка и коробку конфет, направилась к служебному купе поджидать её там. Вернулась расстроенная и ещё больше разобиженная на меня. Посидев немного, не глядя, сквозь зубы, процедила:
- Одолжи 200 рублей.
- Да, конечно, - протянула деньги. - Ну что, уладила с проводницей?
- Отдала конфеты и коньяк. Она сказала, чтобы заплатила ещё и за билет.

Юля ушла. Через некоторое время вернулась, собрала свои вещи и буркнув: - Я перехожу в другое купе, не хочу с тобой ехать, это ты во всём виновата, - ушла.

Я удивлённо смотрела ей вслед. Она так считает? Это её право. Я никакой вины за собой не чувствую.
Если Юля решила на мне выместить свою обиду и злость, это тоже её право.
Все люди разные.

На следующее утро мы приехали домой. Стоя около окна в вагоне в очереди на выход, увидела Юлю, которая быстро бежала по перрону рядом со встретившим её мужем. Наверное спешила, не хотела со мной встретиться.

Выйдя из вагона, совершенно неожиданно я столкнулась с соседкой по подъезду.
Она с трудом тащила два тяжеленных чемодана, через плечо был перекинут огромный, свёрнутый в трубу, ковёр.
- О, и ты ехала в этом вагоне? В Москве была?
- Да, - ответила я. - В Москве. На экскурсии.
- И я на экскурсию ездила, - с гордостью сообщила соседка. - Такая удачная экскурсия! Вот, ковёр купила, и джинсы мужу и детям, и ещё много чего. И в такой хорошей гостинице жила!

Из дальнейшего разговора выяснилось, что мы были на одной и той же экскурсии.
- Странно. Почему же я тебя ни разу не видела?- удивилась я.
- Так я ведь вставала ни свет ни заря и бежала очереди занимать в магазинах. А ты как съездила? Как экскурсия?
- А я была в театрах, во Дворце съездов, в Мавзолее. Раньше бывала в Москве, но в Мавзолей было не попасть, а вот сейчас и там побывала.
- Это всё ерунда, - перебила меня соседка. - Что купила хорошее?
- Да ничего такого, - пробормотала я.
Соседка смотрела на меня с нескрываемым сожалением.

Через несколько дней, видно успокоившись, Юля сама подошла ко мне на работе:
- Извини. Я не со зла. Просто была очень расстроена.
- Да я уже всё забыла, - улыбась ответила я, подумав:
«Все люди разные!»
20.04.2015


Рецензии
Да, всё знакомо - и радость экскурсий, и желание купить всё, потому что потом не достать, и то, что люди разные)))

Доброты, терпения и здоровья!

С уважением, Виктория.

Виктория Иосифовна Чугунова   23.02.2018 00:36     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виктория!
Спасибо за отзыв. Да, такие времена были. Потому и побежали мы в "перестройку"...
С уважением,

Людмила Киреева-Силенко   24.02.2018 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.