ум 2

Давным давно, (кажется в прошлую пятницу), я где-то вычитал, что умных людей в любом социуме содержится около 5% от общего количества. Ну может быть от общей массы или может быть количество умных книжек в мире составляет 5% от их общего числа. Что делать с этой информацией я никогда не задумывался, тем более не примерял себя к пяти процентам умных людей. Однако время шло и иногда, время от времени вступая в общение с людьми из самых разных слоев общества, занимающих должности разные - от сортировщика мусора в коллекторе мусоропровода до работника министерства муниципального образования,  я не смог составить мнение об удельной, если можно так сказать, массе ума по отношению к должности, профессии, социальному статусу, этнической группе или даже возрасту субъекта и его гендерности.  А как же шахматисты?, говорит внутренний голос, вряд ли среди этих ребят найдется дурак? И вспоминая жития известных и не очень, кудрявых и лысоватых, аполитичных и партийных адептов шахматной мысли и шахматного дебюта, задается вопросом - а что же такое ум? И чем отличается он от безумия? Но спокойствие!   В этом мраке неожиданно забрезжил огонёк истины. В его слабо мерцающем свете  передо мной нарисовалась стройная картина, и в истоках ее стоит не кто иной,  как упомянутый выше сортировщик, владелец квартиры в том же подъезде, в котором хранюсь и я.  По неизвестной причине, сортировщик мусора Николай, низшее звено в иерархии мусорной мафии района, проживает вне границ принадлежащей ему  жилплощади, предпочитая вольные рекреации и живописнейшие уютные закоулки пожарных лестниц. С Николаем нас объединяет нехитрый но упорядоченный быт необычного крыла многоэтажного дома, представляющего собой хитрую систему длинных стометровых коридоров, содержащих множество двухуровневых квартир и просторных рекреаций. Не имея ключа от подъездной двери и излишних денег, Николай иногда пользуется моими услугами, никогда, впрочем, не злоупотребляя этим. Именно он заронил в мое сознание искру догадки, сообщив, что некий известный ему N является настолько некомпетентным и недостойным субъектом, что мне не имеет никакого смысла с ним общаться. Уточнив, много ли во дворе людей, подобных N, я получил обескураживающий ответ - почти все такие. Поскольку оценка “почти все” очень хорошо кореллировалась с цифрой 95%, теория сформулировалась сама собой. Имея под рукой постулат об изотропности пространства и правила сложения векторов я предположил, что каждый член сообщества внутренне готов к тому, что личностей, подобных ему в плане умственного и культурного развития в определенный момент времени на определенной территории  находится около Пяти процентов. Эта цифра представляет собой парциальную плотность ожидания Партнера. Из этого предположения вытекает несколько следствий -
1) В социуме существует около двадцати социальных партнерских групп, внутри которых противоречия могут быть сведены к минимуму.
2)  Выявляя социальные группы и устраняя противоречия между ними, мы снизим напряжение в социуме.
Поскольку хорошая теория позволяет делать прогнозы, подтверждающиеся в ходе эксперимента, необходимо провести эксперимент. Но это уже тема для будущих рассказов, а в этом рассказе поговорим исключительно об уме. Пытливый ум Читателя давно понял, что автор по какой-то причине отказался называть оставшиеся девяносто пять процентов глупцами а вместо этого предложил классифицировать эти двадцать разновидностей ума. Полистав толковые словари, и не обнаружив ни в одном из них определения ума, с которым бы я согласился хотя бы в принципе, хотя бы по одному из аспектов, я понял, что заниматься этим придётся самостоятельно. Способность изучать, понимать и размышлять - в общих чертах на этом сходятся словарь Даля и Cambridge Dictionary.  Но в отличие от них мы с Вами вооружены догадкой о двадцати партнёрских группах, и это знание неизбежно должно привести нас к пониманию того, что же такое Человек, и действительно ли ему есть чем гордиться, и что выделяет из общей массы пресловутые 5 процентов населения.
Предположим, что основные факторы, влияющие на формирование ума, это
1. Сложившийся баланс  интро- и экстраверсии личности (а-скорее интро/б-скорее экстра)
2. Критичное отношение к собственному пониманию окружающей действительности(а-склонность к самоиронии/б-мания величия )
3. Уверенность в детерминизме окружающей действительности с учетом его относительности(а-всё в наших руках/б-бог есть)
4. Наличие цели, оправдывающей существование (а-цель созидательная/б-цели нет/в-цель разрушительная)
В каждом из четырех факторов мы устанавливаем минимально возможное число градаций, соответственно 1(а,б) 2(а,б) 3(а,б) 4(а,б,в). Математический подсчёт показывает, что число сочетаний этих факторов с учётом их значений равно 20. Двадцать, Ватсон! Это само по себе уже удивительно, ведь эта цифра совпала с прогнозируемой и пришли мы к ней логическим путём, без подгонки и ухищрений.  Итак, отныне, определив тип ментальности своего оппонента, и убедившись, что он совпадает с моим а это тип 1а/2а/3б/4а, я буду знать, что застольная беседа между нами не закончится надорванными голосовыми связками и взаимными оскорблениями. Несмотря на то, что четвёртый фактор определяет цель моей жизни как созидательную (всячески нести в массы тезис о том, что все люди братья и сострадание ко всем живым существам),  третий фактор,  делегирующий часть моей ответственности за происходящее Высшему разуму, не позволяет мне стать в один ряд с сильными мира сего. Зато теперь я знаю, о ком придумана поговорка “выше головы не прыгнешь” , и почему у Сеньки такая смешная шапка! 
Этот тип ментальности, (назовём его Фактор М) не даётся человеку с рождением, на мой взгляд, он формируется окончательно под воздействием внешних и внутренних психосоматических факторов не ранее, чем личность успеет поучиться, поработать, осознать свои позиции на этих поприщах и в деле воспроизводства себе подобных. Это проливает свет на причину существования возрастного ценза в некоторых аспектах общественной жизни.
На этом теоретическая часть нашего с Вами исследования подошла к концу. Впереди социальные эксперименты. Положив на предметное стекло социального микроскопа того или иного политического деятеля или популярного исполнителя, или уважаемого писателя, мы определим их параметры, которые покажут, какой из факторов отвечает за мир во всём мире, и почему в некоторых обществах любят своих пенсионеров но презирают чужих, при чем не только пенсионеров. Почему в других обществах настолько любят угнетённых из самых отдалённых уголков этого  мира, что на своих порой не остаётся ни сил ни средств. Почему в любом обществе, монолитном по национальным и религиозным признакам, всегда найдётся почва для раскола, были бы желающие этим заняться!  Но давайте понимать, что это знание будет полезным только в том случае, если мы с Вами объединимся, услышим друг друга, возьмём себя в руки и установим второй джампер своего Фактора М в положение а!


Рецензии