Доверяй, но проверяй
А как удачно они начинали дело! Приехав в Хабаровск по делам своей московской фирмы(где являлся ген.директором и фактическим её владельцем с 55% долей уставного капитала ООО), Денис познакомился с представителем местной краевой администрации, принявшим его по звонку из Москвы зам.министра экономики.
Фирма Дениса занималась поставками различного оборудования для школ(столы, шкафы, стулья, настенные доски и т.п.). Создавать фирму пришлось поневоле,т.к. после распада Советского Союза его работа на московском авиапредприятии перестала приносить достаточный для проживания семьи доход. Экономика, связанная с высокотехнологичным производством, на глазах приходила в упадок. Этому сопутствовала "удачная" работа сотен консультантов, прибывших в Россию из-за океана по зову новой власти для оказания "помощи" в переводе советского общественного способа производства на частно-капиталистический.
Многие его знакомые, профессионалы в различных технических областях, потеряли работу и занялись коммерцией, а то и просто извозом на своих авто. Вот и Денису пришлось перестраиваться. В этом ему помогли контакты с мужем сестры, занявшим высокий пост в зарождающемся министерстве экономики новой России, а также один дальний родственник, работавший в сфере образования.
Школы продолжали нуждаться в партах и другой школьной мебели, а прежние поставщики или разорились или перепрофилировались, стараясь выжить в новой ситуации. По рекомендации того родственника Денис подобрал коллектив, зарегистрировал своё малое предприятие, отдав 45% доли Уставного капитала другим работникам предприятия. Тот же родственник помог найти мебельную мастерскую, которая и стала помогать выполнять заказы, получаемые фирмой Дениса для школ.
Дело пошло. С каждым годом объём поставок возрастал. На фирме появился собственный автотранспорт, включая "газель" дл перевозки грузов и легковая "вольво" для ген.директора. Родственник помог расширить бизнес. С его подачи Денис завязал отношения со школьными департаментами на Дальнем Востоке, включая Хабаровск и Сахалин. И вот в одну из таких деловых поездок Денису предложили вложиться в создание малого предприятия по сбору морского гребешка и его переработке.
Денис согласился и направил на счёт хабаровского предприятия крупную сумму средств, занятую в московском банке под довольно большой процент. Больше года он получал утешительную информацию от дальневосточного компаньона о развитии их бизнеса. Тот сообщал, что фирма приобрела водолазный катер с необходимым снаряжением и приспособлениями для лова морского гребешка, набрана команда катера и водолазы, а также создано небольшое береговое предприятие по переработке добываемых морских ресурсов. Начала поступать прибыль.
За полтора последних года Денис больше не выезжал на Дальний Восток для ознакомления с конкретными результатами деятельности новой фирмы и его компаньона. И вот, тот сообщил, что водолазный катер затонул во время шторма на глубине, с которой его невозможно поднять. К тому же,в целях экономии, по рекомендации сокомпаньона, они не стали страховать ни катер, ни береговое предприятие. А вскоре, как сообщал компаньон, на их береговом предприятии возник пожар, и оно выгорело практически дотла. Фотографии подтверждали состояние этого объекта. Но что случилось на самом деле, Денис не знал. Возможно, катер был просто перепродан его совладельцем, как и береговое предприятие, а Денису подсовывают "липу". К этому времени его родственник ушёл из системы образования и уехал жить в Соединённые Штаты, а муж сестры покинул министерство и возглавил крупное акционерное общество. Так что с их стороны на помощь не приходилось рассчитывать.
Денис задумался, как же ему возвращать банковскую ссуду. Придётся частично использовать возможности "школьной" фирмы. Но и в не дело пошло иначе, чем прежде. Появился серьёзный конкурент по оснащению школ, и объём заказов для них резко сократился.
Хорошо, подумал Денис, что в прошлом году появился надёжный заместитель, Яков, с которым он учился на одном факультете, но тот был младше Дениса по выпуску на год. Яков сразу же развернул активную деятельность. Он предложил основной капитал их предприятия вложить в развитие мастерской, находящейся в белорусском Гомеле, откуда сам был родом. Яша уверял, что там у него хорошие контакты с городскими властями, в рядах которых работает его дядя. Ну что же, уговорил. Белорусское предприятие стало успешно развиваться. С сырьём трудностей не было. Удалось организовать поставки в местные регионы.
Денис был очень доволен, что основная его фирма работает успешно, хотя в России он и лишился поддержки влиятельных родственников. По предложению Якова они повысили должностные ставки сотрудников, и о своей роли в этом Яков при каждом удобном случае напоминал коллективу. Его энергия по расширению бизнеса в Белоруссии, включая поставки леса в страны СНГ, Денисом только приветствовалась.
Он полностью доверил Якову финансовые дела их предприятия, не влезая в детали и предоставив тому право первой подписи документов.
Одно только слегка беспокоило Дениса: Яков абсолютно не понравился его жене, зам.директора НИИ психиатрии, когда посетил их дом. После ухода Якова жена попросила никогда больше не приводить его к ним, и вообще предпочла бы больше с Яковом не встречаться. Она сказала, что Яков очень неискренний человек, и к тому же рыжий, а у неё в детстве и в годы учёбы остались самые негативные впечатления от рыжеволосых людей, хотя она прекрасно понимала, что не цвет волос определяет характер человека. Денис в ответ засмеялся, сказав, что ни за годы совместной учёбы и работы с Яковом он ни от кого не слышал плохих слов о Якове. Закончил разговор известной поговоркой: "рыжий да седой-самый дорогой". Но жена на это заметила, что как бы Яков на самом деле не оказался очень дорогим, только в другом смысле, для Дениса.
А вместе с тем, дела, начавшие было улучшаться с подключением белорусского направления, стали вызывать беспокойство. Прошло некоторое время, и Яков после возвращения из Гомеля предложил перерегистрировать их фирму в Белоруссии. Это, мол, существенно снизит налоговую нагрузку, а из московского контингента образовать филиал, для чего потребуется лишь добавит тройку сотрудников в Гомеле. Работу главной конторы Яков предложил проверять дважды в месяц лично или с главбухом. Денис согласился и поручил Якову все организационные дела.
Он верил, что судьба благоволит ему, и не подведёт и в этот раз. Вспомнил, как в годы учёбы в Ленинграде на втором курсе заболел туберкулёзом, заразившись от красивой девушки, познакомившись с ней на танцах в Мраморном дворце. Девушка сгорела от болезни за какие-то полгода. Ленинградские врачи не смогли помочь заболевшей открытой формой туберкулёза. К его счастью, отец связался со своим другом, работавшем в Нью-Йорке, и тот достал таблетки стрептоцида и стрептомицина, которые не производились тогда в Советском Союзе. Более 4-х месяцев Денис лечился в клинике и в санатории. Его однокашники перешли на очередной курс, когда он полностью выздоровел. Пока Денис думал, продолжать ли ему учёбу в том же институте, отец настоял, чтобы он сменил опасный для него влажный питерский климат на более сухой и полезный, московский, и закончил учёбу в любом ВУЗе Москвы.
Денис поступил в МАИ, досдав несколько экзаменов и успешно затем его окончив. На московском авиапредприятии Денис проявил себя способным инженером и даже внёс личный вклад в создание первого советского лунохода, получив авторское свидетельство за устройство перемещения аппарата по лунной поверхности. Но вот что не любил Денис, так это работать с финансовыми документами, да и к организаторской работе душа не очень лежала. Потому, найдя грамотного бухгалтера, он практически все финансовые дела компании полностью доверил тому, не вникая в детали его работы. А уж когда появился Яков, то на него были возложены фактически все организационно-финансовые дела. Яков с главбухом периодически выезжали в Гомель и проводили там на месте необходимую работу.
И вот как-то Яков с бухгалтером пришли к нему и сообщили, что в Белоруссии у них наступили не простые времена. Сотрудники компании уже второй месяц не получают зарплаты(у дирекции с ней всё было в порядке). Обстановка требует, чтобы руководство фирмы перебралось в Гомель и занялось бы на месте конкретной работой по улучшению дел. По их мнению, там предстояло поработать не менее года. Денис сразу же высказался против своего переезда. Тогда пришедшие(очевидно, заранее сговорившись о тактике поведения), предложили переизбрать ген.директора, назначив им Якова, который с главбухом отправился бы в Гомель. Денис не соглашался и на такой вариант. Уйдя от него, эти двое воспользовались 2-х дневным отсутствием Дениса на работе по болезни, провели общее собрание, на котором большинством голосов ген.директором был выбран Яков. По приходу Дениса на работу, ему показали это решение. Денис выразил несогласие с ним, поскольку оно не имело юридической силы, т.к. большая часть уставного капитала и доля голосов в фирме принадлежала ему. Преданная Денису секретарша сообщила, что Яков с главбухом вели индивидуальную обработку каждого сотрудника в пользу Якова, где и добились успеха.
Денис дома поделился с женой сложившейся обстановкой. Та высказалась, что обработанные против него сотрудники фирмы надеются на лучшее и потому пошли против Дениса, тем более, что им в случае избрания Якова обещали вскоре выплатить задолженность по зарплате и поднять оклады. А затем она обратила внимание Дениса на то, кто и как станет заниматься возвращением активов в Москву? Сам он с этим не справится, а вот обострение застарелой язвенной болезни в этом случае ему гарантировано.
Наконец, как он собирается работать с прежним коллективом, отказавшим ему в доверии, как к руководителю?
На другой день Яков вновь пришёл к Денису, предложив ему забрать "вольво" и по доброму расстаться с оказавшейся в тяжёлом положении фирмой. Немного подумав, Денис согласился. Тем более, что он не видел возможности выплаты взятой в банке ссуды на Дальневосточный проект за счёт прежней компании. Да вот за ссуду требовалось платить в ближайшие месяцы.
Пришлось продать доставшуюся от родителей 2-х этажную дачу с каменным первым этажом, расположенную в ближнем Подмосковье, а также свою 4-х комнатную квартиру почти в центре Москвы и переселиться в "двушку" на северо-востоке города. Благо, что дети были уже пристроены и жили отдельно: сын владел автомастерской и жил с семьёй в хорошей квартире, а дочь вышла замуж за американца и уехала к нему на родину.
Все усилия теперь Денис сосредоточил на завершении благоустройства деревянного дома на дачном участке, приобретённом в 60 км от Москвы в северо-восточном направлении. Он собирал дом сам, в одиночку.
Да, думалось Денису, расставшись со "школьной" фирмой, существует хорошая русская поговорка: "доверяй, но проверяй", но вот не внял он ей. Причём дважды.
Может быть, на Дальнем Востоке на самом деле его просто одурачили, а он не стал разбираться с реальностями, за что заплатил дорогую цену. Жена рекомендовала ему больше не влезать в дела с созданием своего дела, а заняться, например, техническими переводами с иностранных языков на русский, так как он прилично владел английским и французским языками, особенно технической терминологией.
И вновь судьба благосклонно отнеслась к Денису. Позвонил старый приятель из Питера и предложил заняться переводом на французский язык тех.документации на систему управления запусками космических аппаратов для французского космического полигона на острове Куру. Оказалось, фирма его приятеля получила заказ на разработку и поставку этой сложной системы, за которую не взялась ни одна западная, да и российская фирма после ознакомления с высокими техническими требованиями заказчика на её создание.
Эта работа привлекла Дениса ещё и потому, что она не касалась каких-либо организационных или сложных финансовых дел с его участием. Денис взялся за работу с верой в успехи на новом поприще, где он надеялся быть ещё долго востребованным. Всё у него получилось, но он отошёл от практических дел и вышел на пенсию.
Свидетельство о публикации №218022000978