Звезды падучей серебристый след
посвящается.
Он с облегчением вздохнул,сняв рюкзак с натужных плеч."А вот признайся,что чувствуешь Себя гораздо комфортнее, когда на спине рюкзак, а? То-то же..Да уж, что ни говори, а привычка-вторая натура ". И так, подтрунивая над собой,он привычно охватил взглядом потемневшую к ночи тайгу, золотисто-оранжевый окрас неба на западе и говорливую на перекате речку с чистейшей, до зубной ломоты студёной водой.
Александр, покряхтывая, нагнулся к быстрой струе, черпанул ладонями благостной влаги, глотнул пересохшим ртом. Остаток плеснул на плотную под штормовкой грудь и, охнув от ледяной свежести, сел тут же, на остывающую после дневной жары, гальку." Ну вот, наконец-то добрался..Всё добре ,всё ладом и погодка на ять. За пару дней, надеюсь, не поведёт. Порыбачу всласть, наловлю харьгузиков, посолю, да повялю. Хороши будут в городе к пивку". Он погладил чёрную, с богатой проседью бородку и закурил не спеша. И пока курил, воспоминания, опережая друг друга, роились в голове, выхватывая из памяти кусочки из кочевой жизни геолога..
Разменяв уже седьмой десяток, Александр был по-прежнему бодрым и телом, и душой.
По спортивному подтянут, не страдающий одышкой,как большинство его однокашников.По утрам он пробегал, независимо от времени года,свои коронные три версты. Принимал душ, плотно завтракал, запивая чашкой крепкого кофе,и уходил на службу в производственный отдел Геологического управления.
После кончины жены, а детей у них не было, его как опытного геолога-полевика,не смотря на солидный возраст, взяли в суматошный этот отдел, чему он был несказанно рад. Ещё и потому, что по долгу службы ему частенько приходилось улетать вертолётом в полевые партии. Для Александра такие командировки-бальзам на душу. Прожённый, как говорится, до корней волос прелестями своей профессии,он мигом собирал свой походный рюкзак, где каждая вещь знала своё место. Заядлый рыбак тщательно проверял снасти, начищал до зеркального блеска уловистые блёсны. Армейскую фляжку наполнял отменой водкой, а рядом укладывал парочку кружков копченой колбасы с буханкой ржаного хлеба. Охотничий нож, спички с куревом, бинокль и аптечка-всё лежало в рюкзаке по-братски рядышком,стоило только руку протянуть..
Вот и вчера, обсудив с начальником партии результаты проверки геологических работ, Александр попросил его совета,где бы ему тут порыбачить с ночёвкой у костра, благо погода тому сопутствует.
Нет проблем, Александр Фёдорович,-начальник партии,сам заядлый рыбак,развернул карту-планшет.-Вот ,смотрите,тут стоим мы,-он ткнул пальцем в голубую жилку ручья,-а в паре километров, вот здесь, наша топографическая просека упирается в речушку Светлую. -Начальник карандашом поставил точку на берегу чуть левее просеки.-Тут, скажу я вам, на зорьке берет отменный хариус на "мушку. Проверено. Советую именно это местечко.
Спасибо, Геннадий. И ещё: я, впопыхах, забыл положить котелок,остальное всё у меня есть.
-Добре.возьмёте мой котелок.А может и мини-спальник на гагачьем пуху?
-Да нет,спасибо большое.Я предпочитаю дремать возле костра на жёсткой подстилке,чтобы не проспать утреннюю зорьку..
..Хорошо -то как.Можно сказать-я дома, в своей стихии",_улыбнулся бывший полевик,хлебнув с ладони глоток таёжной свежести. Он прищурившись, скользнул опытным взглядом по речной стремнине, но ни одного всплеска не усёк.рановато ещё.. Где-то через часок начнёт плясать. Тут-то я его и буду добывать".
Александр быстренько натаскал сушняка для костра, чтобы хватило на всю ночь. Расчистил от крупной гальки местечко для спанья, наломал тальниковых веток и устелил их так, чтобы не давили на бока, а поверху раскатал кусок брезента."вот и постелюшка готова, любо-дорого." Туристическим топориком нарубил сухостойных дровишек и тут же, не теряя времени, подготовил удочку."Во!Как раз вовремя,-услышал он долгожданный, резкий всплеск.-Пора.." Он тихонько,не гремя галькой,скользящим шагом подошёл к речке и умело послал "мушку" в стремнину.Едва приманка коснулась воды,как тут же геолог ощутил резкий рывок.Подсечка- и вот уже сизо-серебристая рыбина с радужным плавником бьётся в руке рыбака."Хорош, чертяка, ещё парочку добуду и хватит на уху." Вот тут-то и началась рыбья пляска. Хариусы, подобно зеркальцам, выскакивали из воды и тут же ныряли в свою стихию. "Вот это да-а-а..красотища какая.."-любовался он на пляску стремительных рыб. Добыть ещё пару штук не составило ему большого труда .Хватка рыбы была жадной и наверняка .В какой-то момент всё резко оборвалось. Пляска закончилась, когда прощальный луч вышиб из бурляшей воды на перекате речушки разноцветье солнечных бликов. "Вот и всё..Окончен бал,погасли свечи.."-вздохнул с сожалением Александр,разжигая костёр.
Всё тут для него было привычным.Он быстренько развёл костерок,выпотрошил и тщательно промыл рыбу.Сполоснул котелок,набрал воды на уху. Чему-то улыбнувшись грудью лёг на камни и стал мелкими глотками пить воду,кося глаз на мальков,мельтешащих туда-сюда на мелководье."А ведь у каждой речки и ручья свой вкус воды.своя какая-то изюминка",-поднялся он на ноги,бросив взгляд окрест.Тайга готовилась к ночи.Откуда ни возьмись,едва ни чиркнув крылом рыбака,пронеслась сова-ночная охотница.А за ней бесшумно,низко над водой стали пдлётывать ночные тати-летучие мыши,едва перебирая в воздухе бархатными крылышками.Яркие краски вечерней зорьки стали быстро тускнеть.от речки потянуло сыростью.
Подбросив дровишек в костер,Александр забрался на косогор.Ещё засветло он приметил там чабрец-богородскую траву с сиреневыми цветочками."Отличная заварка будет для чая,самое то.."Когда нагорели угли,он умостил на них котелок ,прикурил от головёшки и ,глубоко вздохнув ароматный дымок,уселся на лежанку."На огонь да бегущую воду можно смотреть бесконечно, и не надоест..Вот ведь какая штука.Есть в этом какая-то магия что ли..
И мысли у костра текут одна за другой не спеша,словно бусинки на чётках у дервиша",-философствовал он, не отрывая взгляда от костра, как-то само собой потекли воспоминания, опережая друг друга, сталкиваясь и переплетаясь яркими моментами в его непростой жизни..И каждый раз,оставаясь наедине с самим собой,Александр,прикрыв глаза, вспоминал до мельчайших подробностей ту аварию,когда он, молодой геолог, вместе с другими летел осенью на базу после завершения полевых работ.Что-то случилось с вертолётом и он начал терять высоту. косо уходя к земле.Командир успел отвернуть его в сторону густого ельника..Они упали тогда на небольшую марёшку. Им удалось вышибить дверцу из горящего вертолёта, всем выскочить и вытащить окровавленного бортмеханика..И уже после, опустившись на кочки,припорошенные первым снежком, он закричал от дикой боли в спине. Кровь капля за каплей падала на снег.Красное на белом..Так и врезался ему в память этот контраст на всю жизнь. Красное на белом..
Командир экипажа быстро тогда стащил с него куртку и рубаху- рваная рана сильно кровоточила.У кого-то из геологов нашлись бинты. Перевязали крепко-накрепко и его, и бортмеханика, которого несли все по очереди на самодельных носилках. Вертолёт упал где-то верстах в десяти от базы. Ближе к вечеру к ним пробился вездеход. Вот тогда он больше месяца пролежал в районной больнице вместе с бортмехаником..
..Из бокового кармана рюкзака он достал пару луковиц, пакетик с чёрным перцем, лавровый лист и соль. "Всё у нас путём,всё под рукой..Ну что,Фёдорыч, пока сварим уху, давай-ка примем парочку глотков за прибытие. Что ни говори, а местечко тут отменное. Жаль, что спиннинг не прихватил, можно было бы поохотиться на хозяина речки, на тайменя. Да ладно уж, как-нибудь в следующий раз, если придётся".
Александр вынул из рюкзака фляжку, острым ножом отхватил от куска полоску сала с мясной прослойкой и положил на ломоть хлеба. Из фляжки сделал пару глотков и с жадностью впился крепкими зубами в смачный бутерброд. "Хорошо -то как, Господи..
Много ли человеку надо для счастья.Вот как сейчас:костёр,речушка под боком плещет на перекате,звёзды над головой.."-он улыбнулся, подбросил дровишек в костёр.И тут же сноп искр с треском вонзились в ночное небо. И этот костёр,и яркие искры на фоне звёздного неба воскресили в его памяти очень далёкое детство..И поддавшись магии огня, геолог, чуть смежив веки, вспоминал, как летними, теплыми вечерами
мать с отцом сидели,обнявшись,на ступенях крыльца.А он,мальчишка,рядышком с ними.
-Настенька, а давай-ка нашу любимую..
Давай, Саша..
И мама тихо-тихо,почти шёпотом:
Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету..
И тут отцовский,сочный баритон вплетался в материнский голос, и вот чарующе-грустная мелодия романса несётся ввысь,к первым звёздам вечернего неба:
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту..
А он,пятилетний мальчишка,прижавшись к матери,слушал их,затаив дыхание, и почему-то ему в тот момент хотелось заплакать..Какая же цепкая в детстве память,как-будто бы всё происходило вчера..
Закипела в котелке вода.Александр тут же опустил рыбу,посолил.А когда у ней побелели глаза,бросил в котелок очищенную луковицу и перец с лаврушкой. Снял котелок в сторону от огня,плеснул туда слегка из фляжки и плотно укутал курткой.
Сумерки сгустились.Отблески костра играли бликами в речных струях.Летучие мыши то и дело пролетали вблизи костра и тут же,отпрянув,бесшумно уносились к воде.Рыбак снял с лежанки брезент,постелил рядом,уселся на тальниковые ветки и стал,не спеша готовить "стол".Аккуратно,тонкими ломтиками,нарезал сало.От буханки отхватил пару ломтей ноздреватого ржаного хлеба и, разрезав луковицу на четвертинки, сглотнул набежавшую слюну..
И снова, глядя на пляшущий огонь, он вспоминал те счастливые мгновения детства, никем и ничем не омрачённые..Как-то уже под вечер,отец вернулся с полей на своём жеребце, запряженном в ходок. В светлой рубахе, пропахшей крепким мужицки потом и табачным дымом,отец подхватил сына на руки-Ну что, Сашок, хочешь полетать?
-Хочу, папка!
-Тогда полетели-и-и!-он, крепко держа сына, резко подкинул его вверх.
-А-а-а! -визжал от восторга малец,-ещё хочу!
-А давай ещё!-смеялся счастливый отец,подбрасывая его в голубую высь и крепко прижимая к груди родное чадо.-А теперь поедем с тобой на луг,накосим коню травы на ночь.
Он помогал отцу таскать маленькими охапочками скошенную траву в ходок,а потом отец посадил его на самую верхушку копны. Санька был счастлив! Трава сильно пахла какими-то медовыми ароматами, от которых кружилась голова. Прожив, считай, свой век, он до сих пор помнит тот вечер, вжиканье косы в крепких отцовских руках и запах той самой свежескошенной травы..
..Александр снял куртку с котелка и в тот же миг в нос ударил ни с чем не сравнимый дух заматеревшей ухи. "Вот она, родимая, упрела.. Щас-ка и начнём.."
Он поправил лежанку, сел поудобнее и предвкушая грядущее удовольствие ,взглянул на небо. Звёздный свет,пронзая великие расстояния и мягко касаясь всего сущего на матушке-Земле ,хранил в себе никем не разгаданную тайну Вселенной."Интересно, а что там, далеко-далече, в космических глубинах..Вот прямо сейчас, что думает мой собрат по разуму. Может быть сидит у костерка и смотрит в небеса?А вдруг, в эту секунду наши взгляды пересеклись..-усмехнулся он.-Ладно,хватит философии,вернёмся к нашим земным делам".
Рыбак плеснул в кружку ровно на три глотка."Ну дай бог не последнюю.."Резко выдохнув, он кинул в рот ломтик сала и тут же, исходя слюной, навалился на уху. Хлебая известное на Руси варево, он охая и ахая, наслаждался непревзойдённым вкусом ухи с"дымком".
Вдруг что-то с шорохом пролетело над ним.обдав ветерком."Во,опять сова ринулась на охоту.Днём дремлет где-нибудь в тёмном затишке, а ночами шастает, ищет поживу".
Тщательно обсосав рыбьи косточки,геолог подвинул котелок к костру, подогреть остатки ухи. Подбросив в огонь пару полешек, он закурил. Не отрывая взгляда от яркого пламени и вслушиваясь в скороговорку речушки он вспомнил, как мать летом,
в жаркий полдень, взяв его за руку, вела по тропинке вдоль огорода на речку Берёзовку. Может быть её так назвали в стародавние времена из-за светлых, берёзовых рощиц, что сбегали с косогоров и купали свои ветви в хрустально-чистой воде. Бежит, гремит речушка по каменистому руслу ,шуршит разноцветной галькой..
-Хочешь купаться,сынок?
-Ага,хочу!
-Снимай тогда рубашку и штанишки.
И вот он, голенький, смотрит то на мать, то на воду,где яркие солнечные "зайчики" заставляют его жмуриться.А мать,млея от счастья, что у них растёт такой сын, что так много солнца и тепла на родной земле, берёт за руки свою кровинку и тихонько опускает ножонками в речную прохладу. А он, повизгивает от восторга щекочущих струек, то поджимает, то опускает ноги в прохладную благодать.И столько радости, столько счастья светилось в материнских глазах..
Геолог дохлебал уху, сполоснул котелок и, черпанув воды,поставил варить чай."Надо будет поговорить с руководством, да взять деньков десять отпуска и съездить на родину ,поклониться родным могилкам. Душа требует.."Он напился душистого чая с чабрецом, поднялся с лежанки и тут же вдруг увидел, как по густо-синему куполу ночного неба, оставляя за собой серебристую дорожку, к земле стремительно неслась яркая звёздочка.."Вот и примета верная ,хороший знак. Всё еду..Так тому и быть.."
И облегчённо вздохнув, укрывшись брезентом, он, как и в далёком детстве ,подложив ладонь под щёку, заснул под ночной говорок таёжной речушки..
Свидетельство о публикации №218022101651