Об озере

Каждый человек, когда засыпает, исчезает из этого мира, оставляя здесь лишь усталое за день тело. Вы когда-нибудь смотрели на спящих людей? Какие у них лица? У большинства разглаживаются морщинки, а вечно плотно сжатые губы расслабляются, и проступает едва заметная улыбка. Во сне злодей не похож на злодея, вор не похож на вора.
Мне рассказывали зеркала истории о снах. И я расскажу одну из них вам.
«Сон — это маленькая смерть» — так говорил человек многим своим друзьям. «Когда я засыпаю, я умираю для этого мира. Меня нет эти несколько часов.» Каждый вечер, когда он засыпал, он улетал с Земли куда-то далеко-далеко. Сквозь миллиарды звёзд, сквозь тьму и непроглядную ночь.

Город на краю вселенной — где он? Как он выглядит?
Высоко в горах есть озеро. Глубокое-преглубокое — кратер от потухшего вулкана, а может от упавшей крошечной звезды, а быть может, это Древний прошел, и оставил след. Там вода такая прозрачная, что, кажется, видно самое дно в самом центре. Вокруг этого озера легенды ходят, одна страшнее другой, одна страннее другой. Когда я там была, мне говорили, что за месяц в озере этом утонуло семнадцать человек, а быть может и больше — разве ж посчитаешь!
Вокруг горы, с воздушными замками на вершинах, прозрачными и звонкими, старее, чем мир, старее, чем эти горы и небо. Едешь по серпантину над обрывами, а из лесов на тебя смотрят духи дорог и боги невидимых долин. Там, на вершинах, что покрыты снегом, стоят небесные замки древних царей, что правили этим миром ещё до его сотворения, и что пели неземные песни на языке, неведомом нам.
Что скажут дервиши, странствующие там? Что скажут древние мудрецы, когда по невидимой мостовой проскачет всадник в доспехах, сияющих ярче, чем самое яркое солнце, и скроется так, словно и не было его никогда, и лишь пыль клубами будет напоминать о его существовании. Что расскажут те, кто видел, как скит на краю обрыва ещё был обитаем, и как через отсутствующую в нем крышу лился солнечный свет на страницы древних фолиантов?
Они расскажут, что некогда вместо озера был город. Огромный прекрасный город, где жили самые прекрасные люди. Люди, которые никогда не знали ни горя, ни злобы, ни печали. Они знали лишь счастье да светлую и спокойную грусть, граничащую с безмятежностью. Но когда эта земля погрузилась во мрак войны, хаоса, ненависти и зависти, чтоб сохранить себя, этот город опустился на самое-самое дно озера, чтоб не дать никому разрушить тот хрупкий мир, что создал он внутри себя, чтоб уберечь людей, в нем живших, чтоб сохранить смех по переулкам.
Что же до людей, утонувших в том озере — так их не надо оплакивать. Думаете, они умерли? Нет. Не плачьте, отцы и дети этих счастливчиков. Их выбрало время, их выбрала вечность. Они опустились ниже, дальше, в этот самый город.
Когда будете проезжать мимо — прислушайтесь. И вы услышите. Услышите звон колоколов. Увидите, как сияют из-под воды ярче золота крыши. Вы услышите оттуда счастливый смех. Слушайте, и вы услышите, как под водой есть целый мир; мир, сотканный из гармонии и равновесия. Мир — суть прекрасное.
Ветер, что шевелит растрёпанные волосы горных мудрецов и развевает их старые одежды — вы слышите? Слышите, как бьётся ваше сердце в унисон с перезвоном колоколов? Вы слышите, как ваше дыхание переплетается с дыханием драконов, смотрящих на вас со снежных вершин? Чувствуете ли вы, как со склонов на вас с улыбкой смотрят боги?
Спит человек, для которого сон — это маленькая смерть. Он летит над этим миром, смотрит на людей, и видит. Видит этот город на краю вселенной, спрятавшийся на дне ледяного прозрачного горного озера


Рецензии