Зоя в школе, институте. Бесплатный хлеб 50-х годов

  (Памяти моей Мамы посвящается – человеку, который был безмерно влюблён в жизнь)



     Моя мама часто вспоминала своё выступление на школьном концерте в платье, пошитом из парашюта, который привёз её дядя с войны. Прежде чем сесть за рояль, мама высоко подняла нижнюю часть платья, чтобы не помять драгоценную для неё обновку. Скорее всего, такое поведение подростка вызвало волну улыбок в зале. Сыграла она хорошо, настроение было праздничным, вот только этот «трюк» с платьем запал в память – видели или не видели? Вся надежда на защиту комбинашки.

     В школьные годы был у моей мамы друг детства, Вовка Гриценко. Он частенько забегал в гости. Иногда даже минуя собственный дом. Провожал и оставался делать уроки в гостях. Моя бабушка Александра Андреевна кормила этих двух неразлучных школьников. Заходили и другие одноклассники заниматься на дому.   В школе моей маме, в виде нагрузки, давали подтягивать отстающих учеников. Её отец (Леонид Иванович), сам выступавший не раз в роли преподавателя, изготовил ей для помощи в обучении деревянную учебную доску, на которой мелом было удобно и наглядно писать решение задач для группки одноклассников.

   После окончания школы, мама вместе со своим другом детства Вовкой Гриценко поступали в Транспортный институт. Вовка был силён в точных науках, а вот диктанты и сочинения у него «хромали», поэтому он рассчитывал на мамину помощь на экзаменах. Ничего из этого не вышло потому, что мама попала в поле зрения женщины-экзаменатора, которая оказалась знакома с маминым отцом. Моего дедушку (маминого отца) знали многие в городе - он был известной личностью. Кого-то он учил, с кем-то работал, с кем-то дружил…… В общем Вовка пострадал из-за этой популярности, ему не удалось списать у моей мамы и он провалил экзамены. Поступил на следующий год в Строительный институт. А мама сдала экзамены в Транспортный институт и успешно прозанималась полтора курса по специальности «Строительство мостов и туннелей» (причина выбора специальности – романтика, юная Зоя начиталась рассказов о легендарном изобретателе и проектировщике мостов Кулибине).

      Потом познакомилась со старшекурсницей, приехавшей с практики и поведавшей прозу реальной жизни мостостроителей.  На особенно опасных и тяжёлых  участках строительства используются бригады заключённых. Работать с таким коллективом молодой женщине трудно и страшно. Постоянные сальные шуточки, мат, недвусмысленные предложения, подкреплённые угрозами. Реальной защиты ей охрана обеспечить не могла. Для этого бы пришлось всюду её сопровождать. Работы ведутся на высоте, для перехода между узлами крепления проложены узкие балки и доски. На таком объекте везде опасно находиться, поэтому очень просто привести угрозу в исполнение и списать потом всё на несчастный случай на производстве.

      После этого разговора мамина романтика улетучилась на столько, что она запаниковала и посреди учебного года забрала документы из института. Почему-то была уверена, что ей (отличнице) удастся перевестись в другой вуз. Обошла все ВУЗы города, но везде говорили: «приходите в начале учебного года». Поступок получился глупый. Положение вышло отчаянное, хоть иди на завод, теряй год – для отличницы серьёзный удар по самолюбию. В этот период метаний из Одессы приехали погостить родственники. Узнав о проблеме, предложили моей маме поехать с ними в Одессу, попробовать поступить в Гидротехнический институт (ОГТИ). Там произошёл большой отсев неуспевающих студентов. Или в любой другой, где её примут. С жильём проблемы нет - пока не устроится, может жить у родственников.

     Так и поступили. Приехала, поселилась, обошла все ВУЗы – эффект тот же. Ехать домой с «поджатым хвостом»? Расстроилась окончательно, но не в маминой привычке раскисать и сдаваться без боя. Пошла на приём к секретарю райкома комсомола. Рассказала о своей проблеме, попросила помочь ей с поступлением.  При этом была убедительна, нашла нужные слова, произвела хорошее впечатление. И секретарь решил помочь. Позвонил секретарю комитета комсомола Гидротехнического института, её звали Люся ……… Попросил, в виде исключения, помочь с поступлением. Руководство института нашло компромисс – зачислить мою маму вольным слушателем. И уже по итогам сессии принимать решение о зачислении. На этот испытательный срок было предоставлено место в общежитии, освобождённое отчисленными студентами. Заниматься в этом институте было так же трудно, как и в транспортном, но мама экзамены сдала на отлично. После чего её приняли в институт. В процессе обучения, его в 1957 году переименовали в Одесский инженерно-строительный институт (ОИСИ). Занималась с 1953г. по 1959 г., специальность – водоснабжение и канализация.

    Институтские годы. Послевоенное время было трудное, голодное, страну возрождали из руин. Но было это время и весёлым. Все думали так: «Война позади, урок недругам мы преподнесли хороший, трудности сейчас есть, но это временное, преодолимое явление». Всё строится, развивается, жизнь налаживается. Программа развития страны предусматривала постоянное снижение цен на товары и продукты. Каждый год объявляли о снижении цены того или иного товара. В период маминого студенчества хлеб в столовых отпускался бесплатно.

    Студенты того времени жили скромно. Стипендии были небольшие, плюс посильная помощь родителей, которые тоже не шиковали. Обычный состав домашней посылки: сало, крупы, сахар, печенье, конфеты, бублики-сушки, банки с вареньем, консервы…  Получали из дома и небольшие денежные переводы. Но время молодое – хочется всё и сразу. Хочется, по возможности, модно выглядеть, одеваться, нужны развлечения. Тем более, где? В курортном портовом городе. Одесса – ворота в модный заграничный мир, театральный, культурный центр. Поэтому денежные средства использовали не очень рачительно: покупалась помада, тушь для ресниц, пудра, какие-то модные небольшие вещицы (прозрачный газовый платок, театральные перчатки…).

   Обязательным условием жизни было посещение театральных представлений. Особенно посещаемым был оперный театр. Билеты покупались, исключительно, на галёрке, но это совершенно не портило впечатлений. Или в виде контрамарок – билетный абонемент на все концерты, в этом случае цена каждого билета существенно снижалась. Таких зрителей, по-моему, рассаживали на свободные места.  Искусство в Союзе было доступнее, чем в наше время. Тогда каждый мог себе позволить регулярно наведываться в кино и театр, было бы желание. Студенты получали стипендию в пределах 40 рублей. В те годы, самый дорогой билет в театр стоил в пределах двух рублей, ну максимум трёх (мама вспоминала, что за 1 рубль 80 коп. они сидели в первых рядах), а на галёрке это составляло всего несколько десятков копеек. При популярной, в то время, зарплате (порядка 100 рублей) можно было сходить в театр с шиком 50 раз! В кино (цена билета до 50 коп за односерийный фильм) можно было смотаться 200 раз!!!! В наше время искусство перестало принадлежать народу, уровня театрального шика не будем касаться (заоблачные цены). При «популярной» (в Украине 2005 года) зарплате  в пределах 2000 грн. и минимальной цене театрального билета 200 грн. заглянуть в Одесский театр удастся всего 10 раз!!!!!!!!!!

    Исходя из всего выше сказанного, в 50-е годы традиционный студенческий обед выглядел так. В столовой брали полную порцию борща (если были деньги) или стакан чая (если денег уже почти не осталось) и садились за стол, на котором хлебница была доверху наполнена хлебом. И «пировали», обильно смазывая бесплатный хлеб бесплатной горчицей. Хлеб съедали весь. Может, кто-то из мальчишек даже прятал его в карманы на вечерний ужин в общежитии с чаем?  В общем, выживали от посылки до посылки. У мамы даже случались головокружения от недоедания. Один раз её качнуло на отъезжавший трамвай и он слегка зацепил её (небольшой шрам на носу остался до сих пор). Второй раз было падение на практических занятиях в бетонный отстойник, но высота была небольшая и всё обошлось, без видимых серьёзных последствий. И всё равно они были счастливы и веселы.
 
………..У моей мамы планов о замужестве не было, просто танцы, просто дружба, стихи, музеи, театральная жизнь. Мамины сокурсницы были более практичны. Они присматривались к ребятам, пытались их увлечь, заинтересовать, готовили им еду, строили планы о более серьёзных отношениях с последующим созданием семьи. Самой заветной их целью было найти уже состоявшегося, обеспеченного молодого мужчину, например морского офицера дальнего плавания – это и достаток, и заграничные вещицы, и прописка в приморском городе.

     Был такой знакомый у моей мамы. Он подошёл к ней знакомиться в читальном зале, помог одеться в гардеробной, провёл до общежития, предложил встретиться на танцах в клубе морских офицеров. Она согласилась прийти, но только с подругами, которые мечтали – оказаться на таких танцах. Моей маме хватало танцев во дворце студентов, на какие-то другие танцы она почти не ходила. Пришли. Он весь вечер танцевал только с моей мамой, со своим товарищем провели девушек после танцев до общежития, друг выполнил свой долг и ушёл. А мама с офицером ещё долго разговаривали. Он предложил ей завтра прийти к нему в гости домой. Хотел познакомить со своей мамой. Его квартира была на приморском бульваре, из окон был вид на  море (моя мама потом шутила, что только из-за одного морского вида можно было выходить за него замуж).  Но он получил отказ. Благополучие для неё было на заднем плане. Она ждала настоящей любви. 

…был и другой такой обеспеченный знакомый - принц из арабской страны, но это уже совсем смешная экзотика, были простые ребята-студенты……., но всё это так и осталось там, в далёкой, теперь уже, Одессе.

    Мама закончила ОИСИ  на отлично, с правом выбора места распределения. Могла выбрать любой город страны: Одессу, Москву, Ленинград, Киев, Ялту, Симферополь, …. Но романтические настроения направили её в далёкую, загадочную своими таёжными просторами Тюмень. К слову сказать, такие отдалённые северные города – удел менее успешных в учёбе студентов. Любопытно было пожить и поработать среди тайги, так она видела своё будущее в Тюмени. Но действительность, как всегда оказалась действительностью. Таёжный лес оказался на значительно большем расстоянии, чем ожидалось. До него можно было добраться только электричкой, катером или на вертолёте. Умеют тюменцы лес рубить на деревянные тротуары.

(на фото моя Мама в центре)

2005 год.

PS: Читательница написала в своей рецензии на мой рассказ «Деды, или Двенадцать месяцев и Снежная королева»: "...Повеяло бродяжьим духом и теплом костра, напомнило и о моей одной случайной компании. Так получилось, что я попала по распределению в совершенно незнакомый город одна..."

В.К. (07.09.20): "Моя Мама, ....для послеинститутской работы по распределению, а из романтических настроений выбрала северный город, чтобы быть ближе к роскошной тайге, но все деревья в округе оказались спилеными на дрова и дощатые тротуары. А дремучий лес отыскался в общежитии, где ухажёры-босяки лазили к неразборчивым соседкам под одеяла. Зоя тогда вынуждена была спать в одежде, и отбиваться от пьяных гундосов, которые не уставали жужжать: "Что ты ломаешься? Строишь из себя недотрогу!".   Вот, где случайная компания! Днём работа, а ночью нет покоя и надёжного тыла. Пришлось моей Маме срочно закончить перебирать своими женихами, и выйти замуж за первого встречного порядочного лётчика".    


Рецензии
Виктор!
Прочитал рассказ с интересом и удовольствием. Очень сердечно, любовно и с большим чувством сыновней к ней нежности Вы рассказали о своей маме. Но будет ли продолжение? Ваша мама была настоящим человеком и хотелось бы узнать как сложилась её дальнейшая судьба.

С наилучшими пожеланиями -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   21.07.2021 11:05     Заявить о нарушении
PS. Лестницу и светильники, возле которых сфотографировалась Ваша мама, помню очень хорошо. Светильники великолепны, как и великолепен весь интерьер театра.

Вадим Прохоркин   21.07.2021 11:25   Заявить о нарушении
Вадим Иванович, здравствуйте.
Моя Мама - человек закваски Вашего поколения. Свою жизнь она прожила достойно, если Вам интересно через её тропинку взглянуть на прошлое, то пожалуйста:
- "Разными мы туристическими тропинками гуляли" http://proza.ru/2017/04/17/1829 (...PS Про возможности планирования. Моя мама и отец относительно благополучно умудрились шмякнуться в тундре на таком обледеневшем утюге, как МИ-1....их подобрали местные аборигены (ханты или манси? сейчас уже не помню), отвезли к себе на оленях в стойбище оленеводов.. катание на нардах закончилось гостеприимным приёмом до прилёта спасательного вертолёта...);
- "Хочу я с Небом помириться. Приключения Зои" http://proza.ru/2018/06/08/962;
- "Зоя. Наша семейная история Чечеловки" http://proza.ru/2018/02/22/1112;
- "Приятная Мамина слезинка, или мой поход налево" http://proza.ru/2017/10/06/1023;
- "Записки из чечеловского дворика" http://proza.ru/2018/02/22/1404;
- "Зоя, лечебные стихи" http://proza.ru/2017/05/05/883

Виктор Комосов   22.07.2021 23:31   Заявить о нарушении
P.S. Пацанские ориентиры того времени

«Тропинка босяка. Благородный чечеловский Волк» http://proza.ru/2018/06/01/1076

Виктор Комосов   23.07.2021 08:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.