Словарь сравнений Игоря Григорьева

               
         СРАВНЕНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ
                в поэме И. Григорьева «Обитель»
                (словарь)

Условные сокращения и обозначение

метаф. – метафора
нар.-поэт. – народно-поэтическое
обл. – областное
прост. – просторечное
разг. – разговорное
редк. – индивидуально-авторское, редкое
трад.-поэт. – традиционно-поэтическое
устар.  – устарелое
*– в авторском написании
*** – цитата из поэмы «Вьюга»

   В Словаре представлены общеизвестные сравнения и сравнительные обороты, которые употребляются в повседневной речи, а также уникальные, неповторимые сравнения, созданные замечательным мастером Русского Слова Игорем Николаевичем Григорьевым. Так как подавляющее большинство сравнений и сравнительных оборотов – индивидуально-авторские, специальной стилистической пометой они не помечены.

   Литературные источники:
Поэма «Обитель». / Григорьев И. Н. Русский урок: Лирика и поэмы. – Л.: Лениздат, 1991. – Стр. 92 – 165. 
Ранняя редакция –  поэма «Вьюга». / Григорьев И. Н. Вьюга: Поэма. – Л., 1990 – 96 стр.

А

АННА
Под стать берёзе. И вся она [Анна] была под стать Берёзе в осень в поле голом. И слов её не наверстать Моим напыщенным глаголом. – 109.

АНЮТИНА ПОДРУГА (Фотинья)
Как будто век была врачом. Не вопрошая ни о чём, Пришла Анютина подруга, Взялась за дело: ни ползвука, Как будто век была врачом. – 123.

Б

БЕЗ СЛОВЦА
Как без сердечка. – Заговорилась я с тобой: Мне без словца –  как без сердечка. Молчу, жадобнушка, отбой, Заждалася побелки печка. – 110.

БЕЛАЯ
Как снег. Бледная. Не перешла загробный брег, Жить нечем, жить нельзя, да надо, Восстала, белая как снег, Жена российского солдата… – 122.

БИРЮЗА
Будто задымилась. Я глянул в Фотины глаза, А там уже не тишь да милость: Их ангельская бирюза Внезапно будто задымилась… – 114.
Бирюза – о голубых глазах (метаф.).

БРОДИТЬ
Как брага. И ты об том не сожалей. Жизнь бьёт ключом, как брага, бродит, Новь агрогорода возводит! Нашто те в городе улей? – 155.
Брага – род домашнего пива.

В


ВЗРЫВНОЙ
Как аммонал. И лих, взрывной, как аммонал, [Михей] бабахал: –  Самообложенье! Не сад –  в наличности именье, Дохода частного канал. – 127.
Аммонал – взрывчатое вещество, употребляемое в горном и военном деле.

ВКУСИТЬ УДИЛА
Как вольный конь.  Как вольный конь, вкусив удил, Михей не сдался, не продался Серчал, грозился и ругался, И немцу зубы повредил! – 130.

ВЛАСТНЫЙ
Как земля сырая (нар.-поэт).  *** Да, труден стихотворный хлеб, Но властен, как земля сырая, Хоть сеятель –  без каравая... Когда бы напечатать где б! – Вьюга, 68.

ВЛЕЧЬ
Как встреча и разлука с ладой.  Даль проникает, как вино, Влечёт заманчивой привадой, Как встреча и разлука с ладой: Медвяно, горько, и хмельно.  – 93.
Лада (нар.-поэт.) – милая, возлюбленная.

ВОЗНИКНУТЬ
Как тать. В избе Михей возник, как тать. –  Фотинья, сник-ни, будет поздно! – Он ёрничал, да так серьёзно, Что я подумал: «Взять бы дать!..» – 106.
Тать (устар.) – вор, разбойник.

[ВОРВАТЬСЯ]
Как в песню тракториный* «хор».  Кипи, лирический задор, Я весь в тебе, добрей и крепни. И вдруг затор на самом гребне: Как в песню тракториный* «хор».  – 101.

ВСЕГО НУЖНЕЕ
Как в пожарке ворота.   И как в пожарке ворота, В накале огненных событий Всего нужнее и... забытей Красы спасенье –  доброта.  – 134.

ВСЁ
Как везде. В избе не белено чело. –Да чтобы печь да не франтиха! Ивановна, да все ли тихо? – Всё как везде. Всё ничего. Не за морями Ленинград, Не за горами, нам не с краю: Приедут дочки –  побелят Не к Рождеству, так к Первомаю. – 103.

ВЫЙТИ
Кисой. Газетный девственный покой, Журнальный крен к словесным фарсам: Уйдёшь в набор рычащим барсом, А выйдешь кисой –  гладь рукой. –  146.
Киса (разг.) – ласковое название кошки. 

Г

ГЛЯДЕТЬ
Как в невидаль.  А я, как в невидаль глядел И думал с гордостью горючей: Как величать такой удел –   Прекрасный, страшный, неминучий? – 108.
Невидаль (разг.) – редкостное, необычное.

ГОЛОЛЕДЬ
Бронёю. Катает снежной целиной Калинин Виктор ходом спорым. За кем бы думали? За мной! Ну и, само собой, – дозором: Там кабанишек приглядеть, Тут ёлку выпростать из плена... В лесах – бронёю гололедь, В полях – бездомье и измена. – 161.
Гололедь (обл.) – гололёд.

ГОРНИЙ ХОР
Как всепрощенье и прощанье.  И как начало всех начал, Как всепрощенье и прощанье, Почти бессмертья обещанье, Тот горний хор во мне звучал. – 114.
Как начало всех начал.  Там же.
Горний (трад.-поэт.) –  находящийся, происходящий в вышине; небесный.

Д

ДАЛЬ
Как присмирелый ветерок перед крутою громотряской.   Покорные земной судьбе, Подруги –  Фотя и Анюта –   Не ведали цены себе. Так даль не ведает приюта. Но зазывает в свой чертог, Российской привечает лаской, Как присмирелый ветерок Перед крутою громотряской. – 109.
Громотряска (редк.) – гроза.

ДВЕРИ
Что заколдованные. Хоть колочу, как громобой, –  Что заколдованные двери; Ни трепетанья над трубой, И окна –  как глаза в потере. – 138.
Что заколоченные. *** – Вьюга, 63.

ДЕНЬКИ
Как пленные у рва.  Деньки как пленные у рва, Июль, а мыслям не согреться, И никуда душе не деться, И тело ведь не трын-трава. – 118.

ДОГАДКА
Как молния. –  Опомнись, Мухи, кроткий зверь, Жизнь –  горечь, да не так несладка… И вдруг, как молния, –  догадка! И я сшибаю с петель дверь... – 138.

ДЫШАТЬ
Как в первозданном лете. В рассветные минуты эти Дышу как в первозданном лете... – 96.

Ж

ЖЕЧЬСЯ
Как пляска снежная.  А совесть охала и жглась, Как пляска снежная, уныла, Под рёбрами некстати ныла: «Зазря в бутылку не залазь!» – 158.

З

ЗЕМЛЯ И НЕБО
Как две шелковых шали.   И ни разлукой, ни тоской Земля и небо не дышали –  Они, как две шелковых шали, Струили радость и покой. – 139.

К

КНЯЗЁК
Как в давнем-давно. И все полохались вокруг: Опять князьки, как в давнем-давно? –  Как им, михеям, сходит с рук Своё? И наше? И державно? Спросил я друга моего. – Пытаешь чересчур далёко: Не схлопотать бы, паря, срока. Тюрьму? –У нас того...  – 129.

КОВАРНЫЙ
Как ноябрьский лёд. Коварны, как ноябрьский лёд, Души предснежные печали, Особенно когда ночами Спать волчий ветер не даёт. – 155.

 КОЛОТИТЬ
Как громобой. Хоть колочу, как громобой, –  Что заколдованные двери; Ни трепетанья над трубой, И окна –  как глаза в потере. – 138.
Громобой (редк.) – удар грома.

Л

ЛАПАТЬ
Как медведь. Пришёл хозяин: –  Милка! Люся!.. – Валёк, не лапай, как медведь! Опять под мухой, чёртов сын?.. – 98.
Лапать (прост.) – обнимать.

ЛЕС
Как небом смят.  И виден лес –  как небом смят, И небо –  будто смято лесом, И земь –  под громовым навесом. –  Ого, шарах-нуло! Свят-свят! – 116.

М

МАХНУТЬ
Как летом по грибы. – Идти бы впрям, да спесь-то вбок. А вбок от пряма – буераки. Вот и попёр, вот и побёг – И докатился до собаки. Махнул, как летом по грибы, Поплыл по снегу бесшабашно… – 164.

МЕТАТЬСЯ
Эхом. А в полуночья жгучий клич Метался эхом в буераках... Он [Пёс Мухи] был чистейший «костромич», Хотя и числился в дворнягах. – 144.

МИХЕЙ
Как ржавый гвоздь в пшеничном тесте. Я что тебе сказать хочу: Они [михеи], как мы, да не на месте –  Как ржавый гвоздь в пшеничном тесте. Лакеям власть не по плечу. – 129.
Михей – здесь: в нарицательном употреблении.

Н

НЕБО
Будто смято лесом.  И виден лес –  как небом смят, И небо –  будто смято лесом, И земь –  под громовым навесом. –  Ого, шарахнуло! Свят-свят! – 116.

НЕ УБЕРЁГСЯ
Как пескаришка в щучьей пасти.  Как чибис в коршуньих когтях, Как пескаришка в щучьей пасти, Не уберёгся от напасти Рыбак… в Михеевых сетях. – 107.
Как чибис в коршуньих когтях. Там же.

НЕУГАСИМО
Как свеча. И в изголовье, как свеча, Неугасимо, пусть и скупо, Земли обиженной заступа [Фотинья] Сулит: – Дотянем до грача! – 165.

 О

ОКНА
Как глаза в потере.  Хоть колочу, как громобой, –  Что заколоченные двери; Ни трепетанья над трубой, И окна –  как глаза в потере. – 138.

ОСИНА
Синей птицею.  Какая ширь и долина;! Какая грустная низина! И озимь жгуче-зелена! И синей птицею осина! – 112.

П

ПОГАСНУТЬ
Как в сугробе зряшный крик.  Спесь – за метелью. Жажда книг. Литавры критики столичной Погаснули, как хмель привычный, Как в том сугробе зряшный крик. – 164.
Как хмель привычный.  Там же.

ПОМНЮ
Как сейчас. – Где нынче лес, а было поле,  Мы с Анной –  помню как сейчас –  В то воскресенье лён пололи. – 115.

ПОНЁС
Как истопник в угаре (разг.). Говорит глупости, что-л. пустое, неразумное. Знать, перегрелся фанфарон – Понёс, как истоп-ник в угаре, И был в его репертуаре На всю беду один резон: – Была деревня, да сплыла... – 154.
Как мерин застоялый (прост.). Вовсю бранит, отчитывает кого-л. И осерчавший местный туз Понёс, как мерин застоялый... – 147.

ПОСОХ
Будто жезл. Фотинья ростом не взяла, Улыбку тратит, что обновку; Зима безвёсно замела Её заботную головку; Одета чисто, налегке, Тиха, да на ногу проворна, Слова роняет – сеет зёрна; И по-сох, будто жезл в руке. – 101.

ПРИГОЖАЯ
Как дева робкая.  Пристыли слёзы ноября: Тридцатый день, близка пороша. Под кромкой туч не мгла –  заря, Как дева робкая, пригожа. – 111.

ПРИЗРАЧНЫЙ
Как след в ущербленной росе.  Как след в ущербленной росе, Быль призрачной была и странной. И вот остались Фотя с Анной, Михей, да я, да Мухи – все. – 100.

ПРИНЕСЛО
Как ветром. И к нам, как ветром, принесло Говоруна и стрекулиста: – Сорите, но идейно чисто, Ваш безыдейный мусор – зло. – 99.

ПРИЧИНИТЬ РАДОСТЬ
Как будто в дом вернул пропажу.  – Возьми тетрадку, почитай-ка! Хоть побратим присочинил, Спел местность вроде бы не нашу, А сердцу радость причинил, Как будто в дом вернул пропажу. – 141.

ПРОНИКАТЬ
Как вино. Даль проникает, как вино, Влечёт заманчивой привадой, Как встреча и разлука с ладой: Медвяно, горько, и хмельно.  – 93.

Р

РАД
Как в обороне безоружный. Инд-авт. Как потерявший связь солдат, Как в обороне безоружный, Сейчас и Жучке бы недужной, Что родной тётке, был я рад. – 95.
Как потерявший связь солдат. Там же.
Что родной тётке. Там же.

РОБЛИВЫЙ
Что вяхирь-воркунец. Роблив, что вяхирь-воркунец, Гром бормотал в колке еловом, Как я: как лез в карман за словом. И снарядился наконец. – 114.
Вяхирь – дикий голубь.

РЫЖЕТЬ
Костерком. Ветлёнка грея у ветлы, Рыжеет костерком лисица. И двух бугров косые лица Не так и хмуры, как светлы.  – 111.

С

СЛОВА РОНЯЕТ
Сеет зёрна. Фотинья ростом не взяла, Улыбку тратит, что обновку; Зима безвёсно замела Её заботную головку; Одета чисто, налегке, Тиха, да на ногу проворна, Слова роняет – сеет зёрна; И посох, будто жезл в руке. – 101.

СТАРУЮ
Как подменили. Стала совершенно неузнаваемой. – Макарова, соцбыт не тронь: Мы за житуху контру били!.. Тут старую как подменили, Возьми попробуй засупонь: – Тебя бы, нехристь, при-струнить – Отшилась бы, глядишь, поруха. Распановалась волчья сыть – Продали совесть ради брюха. – 106.

СТЕНАТЬ
Как грешная душа. [Фотинья] падала. И, чуть дыша, Вновь за водою семенила. И домовой в чаду горнила Стенал, как грешная душа. – 137.


СТЕЧЬ
Как прах.  [Немцы] прочь с крыльца стекли, как прах, Оставив в доме Анны вопли, Нездешний запах, зримый страх, И в ночь, как грауэн (ужас – нем.), утопли... – 122.

СТРАННЫЙ
Как след в ущербленной росе.  Как след в ущербленной росе, Быль призрачной была и странной. И вот остались Фотя с Анной, Михей, да я, да Мухи – все. – 100.

СУПРУГА ВИКТОРА
Как тень. Бледная. Назавтра на «козле», как тень, Примчала Виктора супруга: –  Живее к нам, Нужна услуга: Уговори упрямый пень! – 148.

Т

ТАЩИТЬСЯ
Как сивый мерин в мыле. Во тьме подругу звал русак Да молодые волки выли... Я маху дал, попал впросак, Тащусь, как сивый мерин в мыле. – 94.

ТЕЛО
Как в воде весло.  Ночей за двадцать пронесло, Деньков не меньше пролетело. Однажды мру и чую тело! А тело, как в воде весло. – 162.

ТРАТИТЬ
Что обновку. Фотинья ростом не взяла, Улыбку тратит, что обновку; Зима безвёсно замела Её заботную головку... – 101.

ТРЕВОЖИТЬ
Как побег из плена.  Былое за сердце берёт, Тревожа, как побег из плена. И, не ломяся наперёд, Пред Анной преклоню колена.  – 123.

У

УЙТИ В НАБОР
Рычащим барсом. Газетный девственный покой, Журнальный крен к словесным фарсам: Уйдёшь в набор рычащим барсом, А выйдешь кисой –  гладь рукой. –  146.

УТОПНУТЬ
Как грауэн.  [Немцы] прочь с крыльца стекли, как прах, Оставив в доме Анны вопли, Нездешний запах, зримый страх, И в ночь, как грауэн (ужас – нем.), утопли... – 122.

Ф

ФОТИНЬЯ
Как птица. Была Фотинья в этот раз –  Как птица белая, как птица. –  Похоже, гром себя растряс. И нам пора угомониться. – 125.
Как птица белая. Бледная. – Там же.
Словно кровная родня. И, словно кровная родня [Фотинья], И, может быть, превыше крови, Увещевает о любви, О правде завтрашнего дня. – 165.

Ч

ЧАСТИТЬ
Как фриц из пулемёта. Стреляли шифер и металл, Частя, как фриц из пулемёта, И хохотал истошно кто-то, И красный кочет клекотал. – 137.

ЧЕРЁМУХА
Как колокол с небес.  На радость, чудо из чудес, Меж таволги и чернотала Она [черёмуха], как колокол с небес, Священный звук земле являла. – 126.
Как храм.  С тех дней (сердяги, слава вам За чистое земное дело!) У родника –  пребело-бело –  Цвела черёмуха, как храм. – Там же.

ЧИСТО
Как в поле. И воскресенье потекло То валко-шатко, то рыси-сто. И на душе, как в поле, чисто, Пускай и снежно, да тепло. – 163.

Я

Я
Как пёс. Не быть бы Нюшке –  не она, Мой прах достался б чисту полю. Как пёс я: чем душа полна, И чую, да изречь не сдолю... – 108.


Рецензии