Памяти Алексея Батуева

О жизни и борьбе Алексея Батуева, прототипа главного героя "записок алкоголика", я узнал из письма доброй знакомой. Потом были и другие письма о нём, но это стало отправной точкой к написанию "записок". Приведу его с небольшими сокращениями:

"Памяти Алексея Батуева. 23.03.1971 – 26.10.2017

Не знаю, увидел и прочел ли про то, что умер Алексей, который очень давно прибился к нашему храму. Но мне очень хочется, чтобы ты знал о том, как славно закончил он свои дни.

Думаю, вот почему он пришел именно в храм (ведь не все бомжи туда идут). Как-то он мне рассказывал, что когда был маленький, то убежал из детдома (или потерялся - забыла) и вышел к церкви. Зашел, снял шапку, как все мужчины. Сел там на лавочку и уснул. Проснулся я, говорит, а у меня – полная шапка конфет да печенек.  И стал туда ходить время от времени. А взрослым пришел туда, наверное, потому, что усвоил он тогда своей детской душой, что там, где ему дали столько благ – его любят. Все ищут любви. Тем паче – сирота.

Обращался он ко мне «матушка» (и не только ко мне). Я какое-то время сопротивлялась – мне было неприятно, ведь я не монахиня и не жена священника… Но потом вспомнила, что для сирот «мама» - самое желанное слово, вот только обратить его не к кому… А потому смирилась.

У нас  долго были очень добрые отношения вплоть до того, что если он долго не появлялся, я начинала беспокоиться: он мне как-то сказал, что лежал в больнице, и там ему сказали, что печень его в таком состоянии, что он долго не протянет…

Да, совсем забыла. Алексей не просто прибился к церкви, он сторожил восстанавливающийся тогда Никольский храм, настоятелем которого является известный тебе  о.Игорь. И он был не только «работодателем», но и благотворителем, что ли, Алексея, его неофициальным попечителем… Его при храме кормили, он там ночевал, телефоны ему батюшка покупал и клал туда деньги и проч. ТелефонЫ потому, что Алексей иногда расслаблялся… и потому приходилось покупать новые…

Про телефоны я вот почему. Они были простые, но с картой памяти, и Алексей время от времени меня просил туда что-то записывать. Он так отдыхал – слушал музыку.. Но со временем стал просить записывать молитвы, акафисты и проч. Ведь он ходил на исповедь, на причастие..

Когда восстановили храм, батюшка перестал служить у нас, служил только в Никольском, и Алексей у нас стал редко появляться.

Звонит мне Марина на Иверскую, 26.10, - всё забываю, говорит, тебе сказать – Алексей в больнице. Сильные боли. Проверили, все органы в метастазах… Вчера, говорит, о.Игорь его исповедовал, пособоровал, причастил… А вечером приходит СМС – умер Алексей.

…Я сразу посчитала – когда будет 40 дней. На Введение Пресвятой Богородицы (4.12)! Умер на празднование иконы Богородичной, и 40 дней на Её праздник. И вспомнила, что Алексей Ее очень почитал, все к ней обращался… Кстати, и о.Игорь на это тоже внимание обратил…

Думаю, хоть на отпевание к нему попасть – очень хочется в этом принять участие. Никогда так не рвалась.

Попросила девчонок в лавке позвонить мне, когда узнают. Позвонили.

Вчера 1.11 отпевали его в Никольском храме. Отпевали ДВОЕ батюшек - о.Игорь и благочинный – главный священник Ч-го округа. Хотел и о.Роман придти – не смог, выехал на требу. Пели на три (!) голоса – это только на отпевании важных людей нас всех собраться просят. А к Алексею сами все пришли. Отпевали ПОЛНЫМ чином: чаще всего – сокращенный вариант. Прихожан было, наверное, больше 30 человек. Цветы принесли… Кто-то плакал…

В храм на отпев, оттуда – на кладбище и с кладбища – домой я ездила с о.Игорем. И он мне кое-что рассказал.

Собирался он причащать Алексея на Иверскую. Но накануне почему-то передумал и пошел вечером. Сделал всё, что полагается. На следующий день пошел к нему, он не разговаривал уже и только смотрел в одну точку. Напутствовал его, сказал что-то и ушел. Через 10 мин он умер… А ведь он не успел бы его причастить, если бы накануне не передумал… А ночью после причастия батюшка видел сон, что полночи покойника таскал – лёгкий такой, как мощи одни. А полночи с ребёнком водился… А до этого о.Игорь сказал, что Лёха (так он звал его) последнее время как ребенок стал, чистый такой, тепло от него какое-то шло…
Потом он говорит, что Лёха закончил жизнь подвижником (от слова «подвиг», если не знаешь). Мне еще подумалось тогда: кому, как не священнику, который исповедовал его, не знать, КАК отошел человек.

После рассказа о. Игоря я сказала ему: "Святые среди нас, а мы морды воротим"… Он согласился со мной…

И после отпевания он сказал, что усопший падал и вставал, снова падал, и снова вставал, как и все мы. Что он всю свою непростую жизнь боролся с грехом и ВЫШЕЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ!!!

А я о.Игорю рассказала про шапку, полную конфет и печенек… Кстати, рассказывала про нее и женщинам из Никольского храма и своим, из Успенского, когда узнала о смерти Алексея, все в этом месте как-то реагируют, по-бабьи так, по-матерински – «да миленький!» или просто ойкнет кто, а кто-то всхлипнет. Меня в свое время тоже очень порадовала эта история, ведь с нее и началась его дорога в храм, а по большому счету - дорога ко спасению…"


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.