Жизненный путь послушника Феодора

 
Святой Феодор Абросимов

Православная газета Мурманской и Мончегорской епархии 1 номер январь 2002 стр3

… Что мы знаем о послушнике нашей северной обители преподобномученике Феодоре Абросимове? Некоторые иноки и послушники Трифнов Печенгского монастыря стали новомучениками. Наместник обители иеромонах Паисий ( в миру – Павел Рябов) был растрелян коммунистами на Левашовской пустыне под Ленинградом в сам день памяти святого Трифона Печенгского – 28 декабря 1940 года.
Прихожанка Никольскго кафедрального собора Мурманска Ксения Миколюк  принесла в редакцию епархиальной газеты материалы о репрессированном монахе Печенгской обители, уроженце села Чаваньга ( Терский берег Белого моря) Фёдоре Семёновиче Абросимове.

Неясно, был ли Федор в постриге. Монашеское имя в деле за № 4550 по обвинению Абросимова Федора Семеновича по статье № 56-6 УК РСФСР не указано.
Вот что рассказал о себе на допросе сам послушник Федор:
- Родился я 20 февраля 1897 года в селе Чаваньга. Отец мой был бедным рыбаком, а  мать занималась сельским хозяйством. Образование – три класа сельской школы. До 1913 годая проживал в Чаваньге, после чего ушел в послушники в Трифонов Печенгский монастырь.
В конце 1915 года был призван на военную слжбу в царскую армию  в начале 1916 выехал к месту службы в Петроград. Служил в саперном батальоне рядовым содатом. В конце 1916 года  был откомандирован на Западный фронт в Минском направлении. До весны 1918 года находился на фронте, после чего был демобилизован и выехал в Архангельск. В Архангельске поступил на службу в качестве вольнонаемного матроса на буксирный катер, принадлежавший Красной Арии. В 1918 году Архангельск был занят Белой армией. Я с красными отступать не захотел и остался на службе у белых.

Сначала я служил на том же катере, затем был мобилизован в Белую армию и зачислен в обоз рядовым ( ухаживал за лошадьми). В 1919 году по болезни меня демобилизовали, и я уехал в Мурманскую область.
До октября месяца я пробыл в Харловке и выехал через Мурманск в Петсамо, где поступил в монастырь на электростанцию. Там я и работал до занятия этой территории Красной армией в 1939 году.
 
  Фёдору Абросимова настойчиво предъявляли обвинение в шпионаже.
Вот что он отвечал на допросе.
Вопрос: Вас посещали финские министры и губернаторы, когда они приезжали в Петсамо?
Ответ: Да, при приездах они заходили ко мне на электростанцию. Меня знают многие из Хельсинки, так как в Петсамо я единственный мастер по электротехнике.
Арестованного Фёдора Абросимова допрашивали несколько раз в течение июня- июля 1940 года. Последний допрос проводился 25 июля, в конце помечено, что допрос был прерван в 24 часа.
Однако, не смотря на ночные допросы, Фёдор Абросимов никого не оговорил и виновным в шпионаже себя не признал. " Шпионскую деятельность отрицает," - вынуждены были записать в обвинительном заключении.
Фёдор Абросимов был осужден сроком на 8 лет, считая с июня 1940 года. Далее в его личном деле можно прочитать акт о смерти...
Вот что в нем сообщается: " ...  на ОЛТ 8 Центрсангородка умер заключённый Федор Семёнович Абросимов 1941 года августа 2 дня. Смерть последовала от хронического энтерита и язвенного колита".
Фёдор Абросимов был посмертно реабилитирован 13.04 1989 года Прокуратурой Мурманской области.(Материалы статьи иерея Василия Вольского, Галины Сиротинской, Оксаны Миколюк)


Рецензии