Это важно понимать. 2014 г

Сегодня все больше высказывается претензий в адрес христианских церквей, в частности православия, за выражаемую ими позицию в отношении украинского кризиса.
Разумеется, когда отчаяние одолело почти всю нацию, ничего не остается делать, как поносить пастырей. Это делается не потому, что обвинять одного только Путина становится скучноватым, а оттого, что нужно бросить тень на без вины виноватого.
Люди странные по своей природе, и в меньшей степени причины любого негатива, складывающегося вокруг них, видят в ком или в чем угодно, но только не в себе. Так и впавший в отчаяние в связи с общественно-политическим и экономическим кризисом украинский народ в своих бедах обвиняет не только жестокосердных россиян, но и почему-то батюшек (благочестивых и не очень) православной конфессии. Мол, попы во всем виноваты, ибо перегрызлись между собой, поэтому не могут определиться, кто в этом конфликте «хороший», а кто «плохой», и, соответственно, занять твердую позицию: за «белых» они или за «красных», и указать сторону, которую нужно занять пастве, чтобы быстро и безболезненно выйти из постигшего нацию кризиса.
Давайте оставим за скобками политические аспекты украинских событий, ибо о них мы говорили уже неоднократно. Давайте обратим внимание на духовность нации, точнее, на ее уровень и объективно все же посмотрим на саму цель христианской церкви.
Что касается уровня нашей духовности в целом (и не только украинского народа), то без рассуждения и категорично скажу, что он ниже плинтуса. Объяснять не буду почему, так как считаю, что это займет весьма много времени и для этого потребуется исписать не одну страницу. Кто-то может возразить и считать себя высоко духовным человеком.  Я не против и обращаю внимание на духовное состояние людей в целом. А в целом, как говорится, никак. Попробуйте доказать обратное.
Цель же христианской церкви, как известно, – в спасении душ человеческих, а не в отображении позиции по тому или иному политическому или социальному вопросу. Хотя христианская церковь не может не быть безучастной к разрешению проблем общества и всегда старается иметь свой взгляд на эти проблемы, который неразрывно связан с ее учением. Если взгляд церкви подается не через призму христианского учения и христианских ценностей, то это уже не взгляд церкви, а частное мнение тех, кого злопыхатели жестко, но справедливо называют попами. Отсюда и нападки на церковь, и вполне заслуженная критика ее со стороны паствы.
Истинная же церковь не должна разделять паству на бандеровцев и сепаратистов, что, мол, первые плохие, а вторые хорошие, как того от нее и требуют политиканы. Как те, так и другие – для церкви свои. Если церковь, в чем ее упрекают, не выступила с осуждением Майдана или Антимайдана, то как раз это и есть ее позиция, ибо любые протесты против власти – дело политическое, но не религиозное.
Даже в кризисных ситуациях церковь должна сохранять политический нейтралитет, не ввязываться в дрязги между политиками. Церковь не должна быть политически активной, ее дело – быть Утешителем души Истины. Церковь может сохранять за собой свободу политических симпатий или антипатий, но главное для нее в нашем суетном мире – человек, а не государство. Но, к сожалению, украинские события демонстрируют отчасти обратное. Те, кто выходил на митинг, объявлялись грешниками, независимая позиция того или иного священника вызывала критику. Характерно, что в Украине это никого не удивляет, это норма, так и должно быть.
Накат на церковь разворачивается под стать накату на Путина: «Такие-сякие попы, животы поотращивали, на джипах ездиют...» Чего только не услышишь в адрес церкви и ее служителей! А все потому, что люди не хотят смотреть в самих в себя. Они готовы перемывать кости всем, но не себе. Помните, как в басне И.Крылова: «Чем кумушек считать, не лучше ли, кума, к себе оборотиться?» От других люди требуют весьма многого, но к себе всегда снисходительны.
Почему же произошли такие резкие изменения в нашем человеке, в частности в украинском брате? В.Жириновский недавно правильно отметил, что основной фактор – это развращающее влияние Европы на население Украины, которое Москва проглядела, допустив развитие и укоренение идеологии русофобства среди украинцев. Огромная сила разращенного сознания, не встретив идеологических препятствий, ринулась из Европы и внедрила дух, образ жизни и поведения, чуждые христианским ценностям, заботясь лишь об одном: как получше устроиться в этом суетном мире. И это очень сильно подавляет осознание того, что корни всех бед человеческих кроются лично в каждом из членов социума, не в структурах политических или религиозных, а в каждом из нас.
Равнодушие, отсутствие интереса к вопросам духовного характера, а по большому счету – интереса и к самому христианству, осуждение его, извращенное понимание его цели и истин привели к тому, что человек стал убежденным в том, что за счастье надо бороться кулаками и оружием. И каков результат? Сейчас вы – оружием и кулаками, через час вас – оружием и кулаками. Это путь ложный и тупиковый. Другое дело, когда с оружием и кулаками ты встаешь на защиту Отечества от внешнего врага. Если ты не будешь сражаться против него, то совершишь противное Богу. Вот, оказывается, в чем разница. Военный конфликт в Украине есть не что иное, как насилие, не сопряженное с защитой Отечества от внешнего врага. У Украины нет внешнего врага, а есть враг внутренний – сами украинцы, против которых по попущению Божиему в целях вразумления и очищения от раздирающих нацию страстей свой же народ вынужден бороться. Это важно понимать. Без понимания того, что суть кризиса нации – в ее отступничестве от христианских ценностей, из кризиса Украине не выбраться…


Рецензии