Болонь подводный камень евроинтеграции. 2015 г

Недавно посмотрел программу Григория Киселя на ОНТ «Надо разобраться» с участием министра образования Синеокой Михаила Журавкова. Программа была посвящена вступлению Беларуси в Болонский процесс. В конце программы Кисель поздравил Журавкова с этим вступлением, не понимая, что в нашей стране, когда дойдет до реализации положений Болонского процесса, всякие там тихие радости и поздравления могут обернуться для таких, как Журавков, «отгребанием звездюлей» от лидера нации, который, если увидит негатив в этом вступлении, то непременно найдет виноватых. И такими виноватыми окажутся те, кто с пеной у рта убеждал президента принять «болонь» как стратегическую необходимость на пути интеграции с Европой.
Хорошо, допустим, данная интеграция – это шаг вперед для Синеокой. Но кто сказал, что «болонь» – это шаг вперед? Скорее, наоборот, – это шаг назад. Почему? Потому что произошел отказ от прежней системы образования, в основу которой была положена советская модель подготовки кадров для всех сфер жизнедеятельности общества.
Главное преимущество советской модели образования заключалось в ее универсальности. Советская школа, как средняя, так и высшая, всегда готовила специалистов широкого профиля, в то время как «болонь» предусматривает строгую специализацию. Например, я утрирую, конечно, ты учишься на историка, но не на историка широко профиля, а на историка, скажем, Средних веков. Поэтому ты ничего более по истории не знаешь, кроме Средних веков, ибо не обучили тебя разбираться ни в истории Древнего мира, ни Нового времени. А зачем «чердак» свой захламлять лишними знаниями по специальности, которой ты согласно болонской доктрине, абсолютно не соответствуешь?
При советской системе нас обучали многим вещам, которые не имели никакого отношения к нашим будущим профессиям. Но этот минус в итоге на практике оборачивался для нас плюсом. Мы могли выбирать себе любое поприще для реализации своего потенциала, безболезненно менять его независимо от записи в дипломе, указывающей на то, в какой сфере ты являешься специалистом. Любой человек с высшим образованием считался готовым управленцем. Разве это плохо? «Болонь» же категорически отвергает подобное, потому что разрушает целостность образования, присущую советской модели.
Более того, чего нам радоваться от вступления в Болонский процесс, если он, напевая красивую песню о себе любимом, намерен поставить точку в вопросе централизации научных знаний при Академии наук, передав ее мощности вузам, чтобы было так, как США. Американцы вкладывают в свою систему образования колоссальные деньги, которых у Беларуси нет, да и вряд ли появятся. Но разве от этого образование в США стало лучше? Не думаю, что у нас будет так, как в США, но будет то, что будет: вузы не только не разовьют науку, но и угробят тот потенциал, который десятилетиями формировался при Академии наук. Почему я так думаю? Потому что наши вузы из прежней «кузницы кадров» превратились в коммерческие предприятия по предоставлению населению образовательных услуг. Большинству студентов и их родителям важен не уровень подготовки, а наличие диплома. «Болонь» как раз поощряет этот негативизм в завуалированной форме, объясняя тем, что стандартизация образования, а также сведение его к одному знаменателю с европейским якобы облегчат процесс трудовой миграции. Наши молодые люди, мол, смогут легко устраиваться на работу в любой стране мира. Заманчиво, не правда ли? А как там будет на самом деле, кто знает! Да, возможность трудоустроиться на Западе появится, но пагубно скажется на отечественной сфере труда, которая, безусловно, оскудеет, потеряв необходимые кадры. Получается, что мы будем поставлять Европе трудовой ресурс, а сами испытывать острую нужду в нем. Нонсенс! Неужели не понятно, что, вступив в Болонский процесс, мы начнем решать проблемы Европы, а не Беларуси! Лучшие наши кадры отправятся созидать в Испанию, Португалию, но лучшие выпускники вузов этих стран вряд ли поедут, скажем, в Лясковичи, Наровлю или в Хойники. Чтобы приехать к нам на работу, нужна весьма веская мотивация, а также ликвидация с нашей стороны существенных организационных и бюрократических препятствий, которые, несомненно, у нас доминируют по сравнению с той же Европой.
Болонский процесс несет в себе угрозу разрушения фундаментальной науки, которая классически формируется у нас при кафедрах вузов. «Болонь» предполагает ликвидировать вузовскую кафедру как первооснову научного начала. Известно, что кафедры наших вузов всегда выполняли две важнейшие функции: обучающую и научную.  Выпускники вузов при кафедрах готовят дипломные работы – первые самостоятельные научные исследования. Болонский же процесс предлагает некие «кредиты» вместо дипломных работ, при этом роль кафедры абсолютно неопределенна, скорее, вообще данное вузовское звено исчезнет за ненадобностью. Это нечто пока малопонятное не только мне, но и зубрам науки. 
Таким образом, под прикрытием интеграции в евросообщество происходит уничтожение остатков советской модели образования. Из европейского опыта мы, приняв «болонь» на вооружение, невольно заберем самое худшее, мутное и не соответствующее нашей природной ментальности, что в итоге отразится на состоянии нашего толерантного общества в целом. 


Рецензии