Имеющий уши да слышит 2015 г

Я не раз касался темы престижпроектов, реализуемых на государственном уровне. И не раз отмечал, что в погоне за престижностью и пиаром достижений страны в различных областях общественной жизни власть может наступить на исторические грабли, от удара которых по лбу оправиться будет весьма сложно.
На протяжении уже более двадцати лет власти Синеокой используют различные возможности, дабы показать всему миру процветание маленькой страны – островка благополучия на развалинах постсоветского пространства.
Нет, не подумайте, что выражаю некое несогласие с генеральной линией действующей власти, наоборот, полностью разделяю данное направление внутренней и внешней политики. Но дело в том, что результаты проведения такой политики не всегда благотворно влияют на общество в целом. У процесса есть подводные камни, и причем весьма опасные, не обращать внимание на которые наши идеологи просто не имеют морального права. 
Не стоит закрывать глаза на правду и с долей ответственности констатировать, что экономические успехи Беларуси за последние двадцать лет надо признать существенными. Но на фоне относительной экономической и политической стабильности появились (что совершенно понятно) негативные моменты. И в первую очередь такие, которые должны были подчеркивать достигнутые успехи путем участия страны как в отечественных, так и в международных престижпроектах, на которые опять же, естественно, требовались значительные затраты.
Посмотрите внимательно на мировую экономику, в структуру которой вольно-невольно втянута и Беларусь. Это, прежде всего, экономика индустрии развлечений, всевозможных олимпиад, чемпионатов, конкурсов, фестивалей, розыгрышей мировых кубков и тому подобное. И все это развивается с неистовой быстротой. Новые информационные технологии позволяют производить айфоны, айподы, нетбуки, которые заменяют живое общение и превращены в средство порабощения душ, и прежде всего душ молодежи.
Телевидение пестреет программами, демонстрирующими обывателю культ развлечений от казалось бы безвинных кулинарных программ, разжигающих страсть чревоугодия, до программ, обнажающих всю черноту падшей человеческой природы (программа «Пусть говорят», например). Пропаганда извращенных ценностей в данной и похожих передачах, возводиться в ранг «добродетели», ее создатели стремятся пробуждать у публики сострадание и милосердие к своим героям, а получается наоборот, все низводиться к осуждению.
Создается впечатление, что тусовки на дискотеках, стадионах, в клубах, барах чуть ли не единственные места на земле, где кипит жизнь – жизнь правильная, насыщенная и полноценная. И что характерно, все это полностью поддерживается массовой пропагандой в СМИ.
Кроме того, индустрия развлечений поощряется правительствами, для того чтобы отвлечь общество от насущных проблем, но отнюдь не для того, чтобы настроить его на созидание. Хотя, возможно, на уровне сознания чиновников от власти последний посыл и преследуется, но на деле выходит совершенно иначе.
В результате часть нашего общества, в основном молодежь, стала постепенно скатываться на позиции обывателей-потребителей, которые все больше хотят получать от общества, но меньше всего отдавать ему. И попробуй только не дай человеку средство для удовлетворения его потребностей, он сразу же начинает выказывать недовольство.
По совершенно объективным причинам наше государство не может в полной мере удовлетворить аппетиты потребительского общества и вынуждено в целях нивелирования протестных настроений перенаправлять его негативную энергию в сферу развлечений и массового досуга. Отсюда принцип «хлеба и зрелищ» стал одним из основополагающих в государственной политике.
Но насытить хлебом и зрелищами ненасытную человеческую природу становится для государства все сложнее. И если это в один прекрасный момент не удастся сделать, то люди в поисках причин своей неудовлетворенности пустятся во все тяжкие. Возникнет почва для массовых волнений.
Для того чтобы ликвидировать эту почву, государству вновь придется изыскивать средства для насыщения «пиплов» хлебом и зрелищами и на некоторое время погасить протестную активность, ибо ни одно правительство в мире не заинтересовано в революционных ситуациях. Но такой путь – даже не замкнутый круг, а ведущая в погибель линия, потому что желания или потребности развращенной престижпроектами публики всегда будут расти, если их не унять.
 Каким образом? Необходимо государственную идеологию выстраивать в соответствии с христианскими ценностями, которые и станут альтернативой ценностям мира, основанным на стяжательстве материальных благ. В глобальном плане мир приближается к критической точке. Человек, если ему объяснить, способен обнаружить смысл своего существования и найти ответы на главные вопросы о своем дальнейшем развитии. И в этом ему должна помочь не только Церковь, но и государство – государство воцерковленное (я имею в виду в первую очередь аппарат власти отвечающий за идеологическую работу), соблюдающее и понимающее Закон Божий, а не придерживающееся внешней формы взаимоотношений с Церковью.
Обратите внимание на существенную деталь: в древнем еврейском мире, еще до Рождества Христова, благосостояние общества обусловливалось отношениями правителя с Богом при посредничестве пророков, возвещавших правителю Волю Божью. Если правитель следовал Воле Создателя, общество развивалось гармонично, но как только правитель отступал от сей Воли, то и народ его отступал от Бога и начинал служить мамоне, чем вызывал гнев Божий и оставление себя без Его присутствия.
Еще одним историческим примером, когда общество, руководствуясь идеологической доктриной типа «хлеба и зрелищ», летело в пропасть, можно привести историю последнего столетия Древнего Рима. Римские императоры, дабы сдерживать недовольство масс возросшей пропастью между бедными и богатыми, возникшей в результате удешевления рынка рабочей силы, создали рабочие места с неполной занятостью для малоимущих римских граждан, субсидировали для них строительство жилья и приобретение зерна. В итоге масса римлян стала праздной и неспособной к созиданию, но способной к восстанию. Чтобы отвлечь римлян от закравшейся в их души крамолы, императоры предложили народу Колизеи, бесчисленные гладиаторские бои, актерские представления, публичные казни христиан и гонки колесниц. Итог – Рим пал под ударами варварской цивилизации и более не воскрес уже никогда. Поэтому наша склонность (современных людей) к развлечениям может быть сопоставима с похожим пристрастием у древних римлян!
Имеющий уши да слышит…


Рецензии