Перемежать трагические с комическими...

В искусстве трагическом все сцены идут на подъём, а в искусстве сентиментальном – все вниз. Всеволод Мейерхольд. // В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор. Иосиф Бродский. // На театре существует обычай во всех порядочных кровавых мелодрамах перемежать в строгом порядке трагические сцены с комическими, подобно тому как в свиной грудинке чередуются слои красные и белые. Такие перемены как будто нелепы, но они более натуральны, чем может показаться с первого взгляда. В жизни переход от нагруженного яствами стола к смертному ложу и от траурных одежд к праздничному наряду отнюдь не менее поразителен. Только в жизни мы – актёры, а не пассивные зрители, в этом-то и заключается существенная разница. Чарльз Диккенс. // Принципы построения новой драмы. Прежде всего, надо отказаться от преклонения перед авторитетом Аристотеля и выведенных им законов. Главная цель автора – не следовать античным образцам, а доставлять наслаждение зрителю или читателю. Из трёх пресловутых единств, провозглашённых Аристотелем (места, времени и действия) признаю только одно – единство действия. Точно также возражаю против недопустимости смешивания трагического и комического. Образцом для драматурга служит сама жизнь, а в ней трагедия и комедия часто идут рука об руку. Лопе де Вега, «Новое руководство к сочинению комедий в наше время», 1609. // Талантливый драматический писатель не мог пренебречь Шекспиром, не мог его не изучать, а изучая, убеждался, что Шекспир, вдоль и поперёк знавший человеческую природу, её бездны и высоты, всё исчерпал и ему, бедному последышу, делать уже, собственно, нечего. Да и то сказать, как взяться за перо человеку серьёзному, благодарно сознающему, что есть уже на свете непостижимое и недостижимое совершенство! Иоганн Гёте. // Драма – самая трудная форма искусства слова, ибо она гораздо говорит больше, чем роман, повесть, рассказ, вторгается в область изобразительного, «пластического» искусства. Максим Горький. // Пушкин считал драму высочайшею формою искусства. Николай Чернышевский. // Трудно очень написать такую драму, которая в наше время была бы то же, что были драмы Софокла, Эврипида для греков. А это-то и надо. Лев Толстой. // Что касается положительных качеств, которыми должна обладать современная пьеса, то к таковым я отношу прежде всего большую сюжетность пьесы, затем насыщенность и нарастание действия и, наконец, – доходчивый язык пьесы. Борис Лавренёв.


Рецензии