Что мешает человеку быть порядочным

Толковый словарь русского языка Ожегова определяет порядочность как "честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам". Другими словами, если человек следит за тем, чтобы не навредить другим, он порядочен. Как-то не очень понятно, если честно. Общественные нормы не всегда высоко моральны, например.
Согласно «Определениям» Платона, порядочность — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера». Это мне нравится больше. Когда человек не искренен, не честен, не обучен понятиям добра и зла, вряд ли мы дождемся от него порядочности.
Но все же правильнее всего, на мой взгляд, определить порядочность как глубокую ответственность за совершённые поступки. 
Теперь я хочу задать вопрос: может ли порядочность быть устойчивым непреложным качеством личности? Очень хочется думать, что да, но это не так.
Так что же заставляет искренних, честных людей, воспитанных исключительно на лучших образчиках морали, совершать непорядочные поступки? Ответ на поверхности - слабости человеческие. Еще в Ветхом завете можно прочесть: человек слаб и беспомощен по самой своей природе. Хотите - спорьте. Я не вижу смысла. Смертность человека не позволяет ему быть абсолютно сильным. Как минимум, инстинкт самосохранения, отсутствие коего скорее признак психического отклонения, заложен в природе человеческой. А тщеславие? Многие ли, особенно молодые, могут справиться с его сетями? Рассуждения можно продолжать… Но лучше приведу пример. Если человек, добрый и честный по природе своей, и никому не желает вроде зла, вдруг попадается в сети тщеславия – ну бывает же! И вот он уже спешит польстить свое тщеславие, даже не всегда осознавая, что с кем-то поступил несправедливо. Потом перевел дух – на чаше весов неблаговидный поступок и собственное благополучие, и даже если совесть победила, не повернешь ведь время вспять, увы! И остаются только компромиссы.


Рецензии
Разве у тех, кто совершал подвиги, не жалея своей жизни, отсутствовал инстинкт самосохранения? Так что же, всех героев психами считать?

Галина Вольская   01.03.2018 07:41     Заявить о нарушении
Ну Вы же сами ответили на свой вопрос, Галина! Просто герой смог стать выше инстинкта. Ведь, например, смелость - это не отсутствие страха, а способность победить свой страх.

Новелла   01.03.2018 09:49   Заявить о нарушении
Так вот порядочному человеку ничего не должно мешать. А все остальные - просто непорядочные.

Галина Вольская   01.03.2018 10:05   Заявить о нарушении
Неужели я наконец встретила безгрешного человека?

Новелла   01.03.2018 11:16   Заявить о нарушении
Безгрешных ищите среди святых. А порядочные люди есть, я на такое высокое звание не претендую, хотя и стараюсь делать то, что могу.

Галина Вольская   01.03.2018 13:38   Заявить о нарушении
Скажите мне тогда, какой грех Вы допускается для порядочного человека?

Новелла   01.03.2018 14:52   Заявить о нарушении
Это вы у священников спросите, я ведь не отпускаю грехи.

Галина Вольская   01.03.2018 19:27   Заявить о нарушении
Так Вы же настаиваете, что порядочный человек имеет право грешить. Разве грех можно соотнести с порядочным поступком? Или порядочный человек имеет квоту на непорядочные поступки?

Новелла   01.03.2018 19:34   Заявить о нарушении
Вы прекрасно знаете, что грехи могут быть разными, тем более по христианской религии человек от рождения несет ответственность за грехи предков. Не смешивайте разные вещи и давайте прекратим затянувшийся спор. Для меня всегда было важно не делать того, за что я сама не смогу простить себя, хотя были и такие поступки. А все наши грехи посчитают нам потом...

Галина Вольская   02.03.2018 08:27   Заявить о нарушении
Извините, Галина, за причиненные волнения. Я с Вами не спорила, а пыталась прояснить Вашу точку зрения. Спасибо, что откликнулись. Всего Вам самого доброго!

Новелла   02.03.2018 12:44   Заявить о нарушении
Спасибо за предложения, Эмилий! А с вами, Новелла, мы, оказывается, коллеги по образованию, я радиофизик. Работать по специальности не смогла из-за здоровья - в сборочном цехе от шума сильные головные боли, обмороки, работала программистом. Болезнь сердца с рождения, обмороки всю жизнь, но врачи не диагностировали, может быть и к лучшему, я даже в университетской сборной по легкой атлетике была какое-то время.

Галина Вольская   03.03.2018 08:34   Заявить о нарушении
Чудеса - опять совпадение, Галина. Я тоже "бегала" за свой университет.

Новелла   03.03.2018 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.