Бревно

     Оно до сих пор лежит на том же месте, куда его приволокли более чем полвека назад и оставили лежать там в ожидании, пока куда-нибудь пригодится в качестве стройматериала. Безжалостное время не пощадило прочную древесину,- бревно растрескалось множественными трещинами по всей длине и наполовину вросло в землю. Погожими летними вечерами на нем посиживают местные старожилы и, покуривая душистый самосад, обмениваются последними деревенскими новостями. От них же вы можете услышать занятную историю о том, как когда-то темной ночью простой колхозник Камильян притащил на себе это бревно-исполин и, несмотря на то, что проделано было это как можно бесшумно и не совсем законным способом, прославил свое имя на несколько поколений вперед.

     Между тем, даже старожилы не знают подлинную историю бревна, превратившегося со временем в местную достопримечательность, как та пещера в прибрежной горке, где по преданиям прятались разбойники атамана Пугачева и где до сих пор добывают глину для замазки кирпичных печей в деревенских избах.
 
     В описываемое время Камильян пас колхозное овечье стадо. За свою редкую доброту и за чрезмерную мягкотелость односельчане прозвали его Камыр* Камильян. Злые языки в деревне утверждали, что его иногда поколачивает собственная жена, которая была на целую голову выше мужа. В основном, супруги жили дружно и растили вдвоем семерых детей.

     Наш Камильян задумал как-то отремонтировать у себя во дворе сарай для своего личного скота, для каковой цели ему понадобилась пара деревянных столбов. Нужный материал он присмотрел заранее и однажды после полуночи направил свои натруженные на овечьих пастбищах стопы в сторону колхозного склада. Применив все свое красноречие и сдобрив слова пузатой бутылью самогона, овцевод уговорил складского сторожа Шарифа «не заметить» пропажу одной единицы стройматериала из охраняемой последним кучи. При тусклом лунном свете он выбрал достаточно длинное бревно с гладкими округлыми боками, и, взвалив его на плечо, жизнерадостно направился в обратный путь. Идти было порядочно, а ноша - тяжелая. Но Камильян ни разу даже не останавливался. Изрядно уставший, он сбросил бревно, едва дойдя до своего двора, решив пристроить его получше уже утром. И пошел спать под теплый бок обожаемой супруги, еще больше радуясь тому, что никто его не увидел при неблаговидном занятии.

     Так или примерно так думал запасливый овцевод – любитель колхозного добра. В темном переулке он не смог разглядеть,- на куче дров его соседа Файзи, что жил напротив, сидели четверо парней и беззлобно поругивали завклуба Кадима за то, что тот слишком рано закрывает клуб, не давая местной молодежи потанцевать под баян хотя бы до двух часов ночи. Парням предстояло встать в пять утра, чтоб идти трудиться во благо родного колхоза. Но это их мало волновало, потому что у них всех энергия била через край круглосуточно. Тут они увидели приближающийся согбенный силуэт с бревном на плече наперевес. В головах парней мгновенно созрел план. Дождавшись, когда ночной воришка сбросит ношу у своего забора и пойдет домой спать, они дружно подняли бревно и понесли обратно туда, откуда оно было экспроприировано.

     Не встретив возражений со стороны сторожа Шарифа, успевшего хлебнуть дарового самогона и безмятежно спавшего, парни при том же тусклом лунном свете выбрали самое здоровенное бревно и понесли его к дому Камильяна. По дороге им пришлось три-четыре раза останавливаться, чтобы передохнуть. Но с задуманным они справились с честью,- доставили тяжеленное бревно ровно на то место, где часом ранее лежало бревно постройнее. И с чувством исполненного долга тоже пошли спать по домам.

     Рано утром Камильян вышел на улицу с намерением полюбоваться своим ночным приобретением и затем убрать его подальше от людских глаз. Он крепко обнял бревно за тонкий конец и натужился, пытаясь его поднять. И… ничего у него не получилось. Немало удивленный, он еще несколько раз попытался сдвинуть бревно хотя бы с места. Безуспешно.
 
     Тогда Камильян позвал старшего сына – ученика восьмого класса - мальчика работящего и крепкого. Сын с отцом тоже успехов не добились. В это время мимо них шел на работу сосед Ахметкалям.

     - Доброе у тебя бревно на столб, сосед,- сказал тот, поздоровавшись. – Что-то я не видел тебя вчера на лошади, на чем же ты его привез?

     - Это я… Иду после работы домой… Смотрю, лежит посреди дороги… А мне как раз столб был нужен. Ну и притащил… Уже темно было, не заметил, что бревно такое здоровое! - пришлось признаться Камильяну. – Только ты, это, сосед… Никому не говори об этом. Люди разные - могут не так понять…

     Ахметкалям клятвенно заверил, что никогда не выдаст секреты своих соседей. Уже втроем, они еще раз попытались подвинуть бревно. Тоже безуспешно. Потом мужчины выкурили по одной самокрутке, и на том разошлись.

     … Вечером у дома Камильяна собралось полдеревни. Все уже были наслышаны о его ночном подвиге. Крепкие мужчины по одному и по двое подходили к неприкаянно лежавшему бревну и пытались приподнять его. Тем самым они удостаивались восхищенных взглядов молодых женщин и… больше ничего. Был среди собравшихся и первый батыр сабантуя - борец Фидагим. Ему тоже не удалось сдвинуть бревно с места.

     Естественно, кое-кто усомнился в том, что овцевод справился с такой ношей в одиночку. Защитником неожиданно выступил сторож Шариф.

     - Я видел собственными глазами,- разгоряченно доказывал сторож особо недоверчивым, не уточняя, впрочем, где это происходило,- не далее, как вчера, Камильян легко поднял это самое бревно, взвалил его себе на плечо и быстро понес, почти бегом. Сам удивился его силушке, хотя в молодости я тоже не был слабаком!

     После этого случая, односельчане к имени Камильян стали уважительно прибавлять Батыр вместо прежнего Камыр.


              Камыр* - тесто (тат.)


Рецензии