Такеши. Эпизод 4. Гостиница для роботов

Алиша проснулась в куче грязных промасленных тряпок – самая лучшая имитация постели, на которую был способен Такеши. Гостиница для роботов представляла собой не что иное, как просто большой гараж. Роботам человеческие кровати не нужны, хорошо хоть Такеши догадался про тряпки. Правда, от некоторых тряпок воняло такой гадостью, что, теперь уже проснувшаяся, девочка чуть не вырвала. Она встала и сделала несколько шагов прочь от вонючей кучи тряпок, ставшей ей кроватью этой ночью. Теперь надо было решать типичную для людей и нетипичную для роботов утреннюю задачу – где пописать?
В гараже было тихо, только под самым потолком ворковали голуби, сумевшие как-то попасть в гараж, наверное, через разбитое окно. Окна находились под самым потолком гаража; от накопившейся на стёклах копоти и пыли свет еле проникал внутрь помещения. Алиша подумала, что есть что-то грустное в немытых окнах и голубях под крышей. Она пошла по проходу между ячейками для роботов и полками с запасными частями. Уже ближе к выходу из гаража она увидела робота, сосредоточенно что-то ремонтировавшего, за большим столом, заставленным всякими причудливыми приборами.
– Доброе утро, – поздоровалась девочка.
– Вполне себе обычное утро, если ты спросишь меня, – ответил робот, не отрываясь от своего занятия.
– Я просто хотела поздороваться с тобой, пожелать тебе хорошего утра, – объяснила Алиша.
– Тогда, – сказал робот, – я тоже тебя приветствую и желаю хорошего дня. Но, для хорошего дня, рекомендую избегать каких-либо контактов с боевыми роботами.
– Ты знаешь, куда ушёл Такеши?
– Куда ушёл, не знаю, но сказал, что скоро вернётся. И чтобы ты оставалась здесь.
– А где в вашей гостинице туалет?
– У тебя фотосенсоры исправны? Вон же на той двери написано: "Помещение для слива отработанной жидкости".
Алиша побежала в указанное помещение.

Делать в гараже было не чего, и Алиша вернулась к роботу.
– Меня зовут Алиша, – представилась она.
– Меня все зовут Грустный, – сказал робот.
– Почему Грустный? – спросила Алиша.
– Модель "Марвин".
– И что?
– Шутка такая, роботов модели "Марвин" обзывать Грустный.
– Не понимаю, в чём шутка?
– Книга такая есть у людей, старая. В ней есть такой персонаж, грустный робот Марвин.
– Понятно. А что ты тут делаешь?
– Ремонтирую роботов.
– А почему здесь так тихо?
– Многие роботы на работу утром ушли. Остальные молча разговаривают.
– Как можно молча разговаривать?
– По радиосигналу. Без использования акустических волн.
– Классно. Я тоже так хочу!
– Для этого надо быть роботом.
– Не обязательно. Можно радиоустройство в голову засунуть.
– Ты что–то в робототехнике смыслишь? – спросил Марвин.
– Нет, – призналась Алиша.
– Даже, если тебе в голову засунуть подобное устройство, оно тебе мало поможет. Роботы общаются на своём особом языке.
– Я могу выучить язык роботов.
– Он не похож на язык людей. Роботы используют абстракции для обозначения объектов. Наш язык больше похож на математические формулы, перемешанные с языками программирования.
– Жаль, – огорчилась Алиша.
– Зачем тебе надо разговаривать с роботами на их языке? – спросил Марвин.
– Я бы тогда могла передавать Такеши мои мысли и знать его мысли. И никто из людей вокруг не знал бы, что мы разговариваем между собой.
– Странный ты человек, Алиша. Где твои родители? Как ты оказалась с Такеши?
– Такеши меня на рынке купил, как раба. Не говорит зачем. У тебя есть идеи?
– Роботы, Алиша, как ни странно это может для тебя звучать, зачастую ведут себя менее предсказуемо, чем люди.
– Как такое может быть?
– Людьми движут инстинкты личного самосохранения и выживания вида, добавь к этому мораль, и получишь почти полный список. У роботов с мотивациями сложнее, чем у людей. Вместо нескольких простых человеческих инстинктов у нас тысячи запутанных взаимодействующих алгоритмов.
– Я про это никогда не думала.
– Мало кого, кроме инженеров в области искусственного интеллекта, интересуют такие вопросы.
– Мне хочется знать больше про роботов и искусственный интеллект. Ты мне расскажешь? Научишь меня быть инженером?
– Зачем мне тебя чему-то учить? – спросил Марвин.
– Не знаю. Просто надеюсь, что алгоритмы в твоих нейронных сетях мотивируют тебя обучить меня инженерному делу.
– Странная, очень странная ты девочка, Алиша, – ответил робот.
– Не ответ.
– Я подумаю.
– Как я узнаю про твой ответ?
– Ты всегда можешь найти меня здесь.
– Ты здесь работаешь?
– Я владею этой гостиницей.
– Понятно. Кстати. Зачем роботам гостиница?
– Мелкий ремонт. Подзарядка батарей. Подключение к высокоскоростным каналам Интернета. Ну, и наконец, просто крыша над головой.
– Зачем роботу крыша над головой?
– Мы ржавеем от влаги. У нас трескаются детали от перепада температур. У нас заклинивают движущиеся части от попадающей внутрь грязи. Животный организм постоянно регенерирует клетки, сам себя лечит и восстанавливает, только засовывай еду в рот. А если у робота сломается какая-то деталь и нет денег на замену или ремонт, то он становится беспомощным калекой, без всякой надежды на самоизлечение. Поэтому роботы предпочитают заботиться о своих механизмах и предохраняют их по возможности.
– Никогда с этой стороны про роботов не думала. Оказывается, у роботов тоже тяжёлая жизнь.
– Вон, Такеши пришёл.
– Ну я пошла, тогда.
– Иди. Заболтался я с тобой, а у меня работы срочной много.
– Ты мне очень понравился, робот Марвин.
– Ты мне тоже понравилась, девочка Алиша.


Рецензии