Работа с жалобами ребенка

1. Возьмите на себя ответственность за все, что происходит с Вами и Вашим ребенком. Последнее, что хочет услышать ребенок – «Это твои проблемы/а я при чем? Сам виноват. Я тебе говорил(а) и т.д./». Ребенок пришел к Вам, значит, на данный момент Вы очень важны для него. Поэтому Ваша обязанность - выслушать, понять проблему и затем подумать–поразмышлять вместе с ребенком, как можно это решить. Оставайтесь с ребенком (ну понятно, что не физически… хотя иногда именно физическое присутствие необходимо. Все зависит от ситуации.), пока не убедитесь, что его проблема решена. Но не делайте все за него.
2. Проявляйте заинтересованность. Лучший способ это сделать - слушать с участием. Спросите себя, как бы Вы хотели, чтобы обращались в подобной ситуации с Вами, когда Вы были в этом же возрасте. Никогда не прерывайте ребенка и не  говорите, что знаете, в чем проблема, что уже все поняли, пока ребенок не объяснит ее Вам, не передаст Вам свои чувства и эмоции. Будьте внимательны к говорящему ребенку. (Если ребенок затягивает, скажите ему: «Прости, пожалуйста, у меня на все про все 10 минут. Ты сможешь уложиться?» Скорее всего, ребенок уложится за 2 мин.)
3. Сохраняйте спокойствие. Иногда  ребенок раздражен, зол … Он имеет право на эти эмоции. Постарайтесь посмотреть на  ситуацию с его точки зрения и ни в коем случае не вступайте в перебранку. Скажите ребенку, что Вы озабочены его проблемой и постараетесь ему помочь (в этом случае пользуйтесь предыдущими рекомендациями «Как избежать конфликта» - выслушать, условно понять и принять, задать вопросы, найти решение).
4. Убедитесь, что Вы правильно поняли ребенка. Один из ключей к успешному разрешению проблемы - точно разобраться, в чем она состоит. Опишите ее своими словами и спросите ребенка, правильно ли Вы ее поняли. Если ребенок не говорит, какого решения он хочет, спросите его об этом. Это лишний раз убедит ребенка, что вы озабочены его проблемой и поможете ему ее решить.
5. Помогите сами решить проблему  либо поделитесь  с тем, кто, с Вашей точки зрения, сможет это сделать эффективнее (папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестрой), предварительно обсудив этот шаг с ребенком. Только получив твердую поддержку-разрешение ребенка, делитесь его проблемой с другими. Держите эту проблему ребенка в зоне своего контроля. Интересуйтесь время от времени, что происходит.
6. Научитесь объективно смотреть на ситуации, отстраняясь время от времени от роли родителя (бабушки, дедушки, папы и т.д.)  Применяя определенные навыки - активно слушать, вы¬ражать участие, задавать правильные вопросы, избегать невыполнимых обещаний, уметь вести переговоры и дипломатично высказывать свою точку зрения – вы должны научиться оценивать личный порог терпения, понимать свои чувства и со¬гласовывать свое поведение с требованиями ситуации.


Рецензии