О жизни духовной
"Если мы хотим говорить о духовной жизни, то, наверное, прежде всего стоит вспомнить самое главное: чем принципиально отличается православие от всех других христианских конфессий, то есть исповеданий. Тем, что оно утверждает, что правильным, истинным, верным является только то, в чем мы находим согласие святых отцов. К сожалению, не богословов – история показала, что как только бразды правления даются в руки богословам, начинается такой винегрет, что потом люди не знают, куда деваться. Изумленные народы действительно не знают, что делать – ложиться спать или вставать. Помните?
Так вот, в этом специфика православия, и это критерий, по которому мы можем оценивать многочисленные выступления, книги, публикации, которые касаются какой бы то ни было темы церковной, христианской, духовной жизни. Святые отцы. Почему святые? По очень простой причине. Мы верим, и не без оснований, что душа очищенная видит лучше, чем грязная. Так же, как мы говорим: глаза незасоренные. Если глаза плохо видят, мы начинаем протирать их, чтобы увидеть лучше. Душа видит истину по силе жизни. Это замечательные слова святого Исаака Сирина. Душа видит истину (истину, то есть правильное) по силе жизни, а не по силе вспотения мозга. Мозг подчас, бывает, и очень сильно вспотевает, а проку от этого никакого. Я очень прошу обратить на это внимание. Особенно в наше время, когда со всех сторон мы слышим и проповеди, и публикации, и выступления, и чего только не слышим. Критерий у нас есть для тех, кто интересуется православием. И критерий этот истинный потому, что душа видит истину по силе жизни, а не по какой-либо причине. Даже огромная эрудиция еще ничего не значит сама по себе. Потому что тут, как в музыке, всё зависит от ключа, который будет поставлен перед нотами, и музыка будет соответствующей. И как она еще меняется, в зависимости от ключа, так и здесь тоже.
Обратите внимание, как часто мы, к сожалению, можем встретить в наших храмах фанатиков, что страшно становится. Вошел человек, не так он стоит, руки сзади – бах по рукам. Свечку ставит – не так поставил. Всю суть видят в чем? Вы подумайте только, в этом чисто внешнем. Забыли, что там, где нет любви, нет никакой истины, там карикатура на истину. Недаром дьявол, явившийся Антонию Великому, сказал: «Антоний, ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня, а смирением». Богу очень нужно, сколько мы едим или пьем? Не Богу это нужно, нам это нужно. Народ великолепно сказал: сытое брюхо к учению глухо. А уж к молитве – тем более. Какая там молитва, когда хорошо покушал да выпил. Ну, знаете ли, такое вознесение ума к Богу будет, только держись.
Так вот, о тех двух моментах, из которых складывается духовная жизнь, и о том, насколько они важны, какая нужна гармония между ними. Игнатий Брянчанинов пишет: «Оставление телесных подвигов (то есть если отбросить их) делает человека подобным скотам». Скоты же не воздерживаются, правда? Хотят есть – и едят, хотят пить – и пьют. Инстинкты и больше ничего. Поэтому оставление телесных подвигов делает людей подобным скотам. Ой, какое сильное сравнение, и так не нравится ужасно. Почему скотам? Потому что дается свобода и простор телесным страстям.Но дальше что? Об излишествах телесных подвигов, когда человек в горячности и самомнении думает путем тысячи поклонов, неядения, неспания и так далее получить Царство Божие, святитель пишет: «Излишество их (этих неразумных вещей) делает человека подобным бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей».Как быть?
Помните у Достоевского в «Братьях Карамазовых», как хорошо показаны два образа, два старца. Зосима… В экранизации романа, кстати, показан его замечательный образ. Прямо смотришь, как это могли сделать? Просто удивительно, не налюбуешься. И другой – Ферапонт, подвижник. Достоевский прекрасно показал, что это такое, какая гордыня, какое высокомерие.Да, оказывается, и то, и другое необходимо в духовной жизни, правильное отношение к телу и к душе. Дисбаланс между ними приводит к нарушению внутренней жизни человека. И тогда ни о какой духовности речь идти не может.В чем же состоит духовная жизнь человека? У святых отцов есть такая замечательная, я бы сказал, формула, даже несколько формул, которые очень хорошо очерчивают границы и показывают, что это такое. Первый из них: всё без меры – от дьявола. Очень интересно. Действительно, а где мера? Вторая формула: высшей из добродетелей, без которой нет никакого добра, является дар рассуждения. Безрассудность, увлечение каким-нибудь одним элементом приводит человека к самым печальным последствиям.
Нет добродетели без рассуждения. Какого рассуждения? Рассуждения, основанного на чем? На изучении святоотеческого наследия, а не просто на рассуждении своем: «я рассужу». Стоит нам сойтись и начать рассуждать от себя – тут же начнется хаос. Всё без меры – от дьявола.По какому же признаку можно судить о том, всё-таки правильно мы идем или нет? Ходим в церковь, читаем молитвы, исповедуемся, причащаемся, ставим свечки и подаем записки. Это очень важно. Самое главное, через левое плечо не передаем свечки, это уж совсем сверхважно. Так по какому признаку, интересно? Как узнать? Оказывается, этим признаком является то, что великолепно сформулировал преподобный Петр Дамаскин. В этом отношении он выразил, я бы сказал, общесвятоотеческую мысль. Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих. Главное: видение грехов своих! - вот начало духовной жизнии"
Свидетельство о публикации №218022200970