Стратегия реванша. 2015 г

С середины XX века Соединенные Штаты Америки являются самой мощной в экономическом отношении державой, а в 1991 году, после распада Советского Союза, США стали единственным лидером в мире.
Одним из итогов активного соперничества сверхдержав в годы холодной войны стало формирование двух противостоящих миров: мира капитала и мира социализма.
Первый из них, созданный под эгидой США, объединил развитые государства Евро-Атлантического (НАТО) и Азиатско-Тихоокеанского регионов (АТР), а также государства Западного полушария (Организация американских государств, ОАГ). Второй мир – социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также (в разное время и в разных формах) ряд государств Восточной Азии (КНР до 1960-х гг., КНДР, Вьетнам).
Данная конфигурация оказалась достаточно устойчивой и способной к развитию, хотя периодически и ту и другую сторону сотрясали внутренние кризисы (антикоммунистическое восстание в Венгрии в 1956 году, выход Франции из военной организации НАТО в 1966 году, «пражская весна» 1968 года, движение «Солидарность» в 1980-е гг.).
Но распад Советского Союза и всей советской империи на заключительном этапе завершения холодной войны привел к весьма драматичным результатам для всей мировой системы. Сложились новые ее составляющие и их иерархия: наверху оказалась группа развитых стран во главе с США, которая стала решать задачи по установлению нового мирового порядка.
С образованием относительно экономически самостоятельных государств на постсоветстком пространстве США приступили к организации и проведению глобализации – втягиванию национальных экономик стран бывшего соцлагеря в орбиту мирового хозяйства. Нередко, имея в виду доминирование США в мире, процесс глобализации склонны рассматривать как процесс американизации. В результате чего США породили таких амбициозных, с претензиями на мировое господство монстров, как Индия и Китай, и, как следствие, США стали постепенно утрачивать как экономическое, так и политическое доминирование в мире.
Перед США встал вопрос: каким путем вернуть утраченное доминирование? Прежде всего необходимо ввергнуть некогда побежденный мир в глобальный конфликт, развязав войны – войны не победоносные, но эффективные в экономическом плане. Провокация эскалации региональных конфликтов становится приоритетом во внешней политике США в начале ХХI века. Но в результате проведения военных кампаний в Афганистане, Ираке и на Ближнем Востоке Америка перенапряглась (внешний долг США составил 17 триллионов долларов). Поэтому она, для того чтобы решить проблему внешнего долга, перешла к стратегии управляемого хаоса, оставляя после своего неудачного военного присутствия в регионах политическую анархию и экономическую нестабильность.
Но, несмотря на это, сегодня таким мировым игрокам, как Китай, Россия, Индия, приходится учитывать мощь США, их роль в международных отношениях хотя бы потому, что США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль (самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира. Наконец, США, несмотря на снизившуюся доминанту в мировом лидерстве, продолжают задавать темп и вектор движения всему современному миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами, а главное – гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и провалов, на чем учатся остальные члены международного сообщества.
К тому же США в настоящее время создали беспрецедентную возможность наращивать военные расходы, продавая другим странам, корпорациям доллар, на который ими приобретаются реальные активы, использующиеся для восстановления пошатнувшей личной доминанты.
Как отмечалось мною ранее, для сохранения своего мирового лидерства США будут стремиться установить контроль над мировыми ресурсами, для чего наряду со стратегией «управляемого хаоса» будут развивать массированное давление на Россию в целях вовлечения ее в глобальный вооруженный конфликт с позиций слабых буферных зон, одной из которых является Украина. Завладев этим плацдармом, американцы планируют развернуть там систему ПРО.
 Кроме того, ради сохранения лидирующего положения в мире США всячески будут стараться вытеснить Россию из ее традиционных сфер влияния, в том числе из Европы и Азии, где Россия начала экономически укрепляться. Товарооборот России и Евросоюза на сегодняшний день составляет 450 млн. долларов, а России и США – всего 26. С Китаем Россия подписала 17 стратегических соглашений и 8 – с развивающимся Вьетнамом. Все эти шаги России не могут не раздражать США. Американцы смысл противостояния с Россией видят в переориентации международных отношений в свою пользу.
Американцы заинтересованы (и они этого не скрывают) в том, чтобы в перспективе экономически навсегда оторвать Европу от России. Каким образом? Заставить ЕС покупать у американцев дорогостоящий сланцевый газ взамен российского природного.
Но сегодня не Россия в основном беспокоит США, а союз последней с Китаем против американцев, потому что такой союз не оставляет им шансов сохранить доминирование в мире.
Еще в 1970-е гг. ради сохранения позиций доллара США пошли на стратегическую сделку с Китаем, предоставив Поднебесной инвестиции и технологии взамен на бесплатную рабочую силу и дешевые товары, и тем самым еще на два десятилетия сохранили свою гегемонию в мире.
Однако и здесь американцы просчитались. Эта политика привела к стремительному возвышению Китая, который неуклонно стал теснить США в Азии и в других регионах мира.
К 2008 году КНР стала для Америки костью в горле, в связи с чем америкосы, заискивая перед китайцами, предложили им взять на себя часть ответственности за поддержание долларовой пирамиды и геополитической стабильности на планете. Однако Китай эту наживку не проглотил и пошел на сближение с Россией, исходя из своих геополитических интересов.
Китай понимал и понимает, что США хотят сохранить глобальное господство за китайский счет, повесив на КНР дальнейшее кредитование американской экономики и урегулирование антиамериканских настроений в Евразии. Поэтому китайцы предпочли раскладывать свой пасьянс, крапленые карты которого совпали с российскими, продвигающими евразийский проект глобализации. Данное совпадение стратегических интересов стало особенно очевидно в минувшем году в связи с углублением украинского кризиса, под влиянием которого Кремль, желая сохранить партнерские отношения с Европой, все же ускорил сближение с Китаем.
Что же США? Они, как обычно, не оригинальны при выборе методов. В целях разрушения китайско-российской оси американцы стали давить на Россию санкциями, стращать изоляцией в Европе, а Китай – пугать антикитайской коалицией в Азиатско-Тихоокеанском регионе, спровоцировав ряд конфликтов Китая с Японией, Вьетнамом, и организацией бунта в Гонконге. Но опять американцы просчитались. Эти методы не сработали в полной мере и дали еще более мощный толчок России и Китаю навстречу друг другу. Москва и Пекин, как известно, в мае прошлого года оформили, как говорится, отношения газовым контрактом на 400 млрд. долларов. Кроме того, русские и китайцы договорились о постепенном переходе к взаиморасчетам в юанях и рублях в обход конвертации их в доллары.
Разумеется, США сдаваться без боя не станут и попытаются настроить своих союзников в АТР против оси Москва – Пекин. Пока у них это получается плохо – Южная Корея явно дрейфует в сторону России и Китая, Япония находится на распутье. 
Что же касается США, то они, для того чтобы сохранить свой проект глобализации, как и прежде, будут стараться гадить, т.е. продолжат управление мировой экономикой, время от времени вбрасывая на рынок свой доллар, а также провоцировать и поддерживать военные конфликты в Евразии, стравливая между собой потенциальных конкурентов.
Таким образом, несмотря на укрепление и развитие антиамериканского вектора в международных отношениях, место и роль США в современном мире в обозримом будущем не изменится, так как по-прежнему они являются лидером группы развитых индустриальных стран, наиболее благополучных в экономическом отношении, на долю которых приходится основная часть мирового производства в целом. Эти страны являются влиятельными членами МВФ, Всемирного банка, ГАТТ и ОЭСР, фактически выступают в качестве неофициального ядра важнейших международных организаций, способного направлять их деятельность в то русло, которое укажет их лидер – США.


Рецензии