Суденческие конспекты. К. 18
Этот непорядок я думаю устранить в дополнительных конспектах, совершенно неожиданно найденных уже мною на просторах Интернета. ВОТ ССЫЛКА.
http://vm.sstu.ru/vystavochnyy-zal/kakaya-muzyka-byla/
ЗДЕСЬ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ НЕ ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ ПЕРИОДЕ НАШИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРИСТРАСТИЙ, НО И КАК И НА ЧЕМ МЫ СЛУШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ, ГДЕ НАХОДИЛИ ИСТОЧНИКИ ЕЁ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ, если побродить по другим страницам виртуального музея — очень интересного проекта одного из подразделений ныне Саратовского технического университета. Здесь же можно почитать и мемуары бывших сотрудников и студентов.
И в этом мне поможет виртуальный музей Саратовского Политеха, который и подвиг, собственно говоря, меня на продолжения конспектов.
Итак, «начнем, пожалуй», используя известную цитату из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина….
Телевизоры в комнатах общежития не стояли, как и магнитофоны. И только у нас в комнате находился на подоконнике транзисторный портативный радиоприёмник «ВЭФ-Спидола-10» Рижского электротермического завода (мир его праху, но тогда продукция этого завода пользовалась огромной популярностью).
Приёмник я купил на барахолке за очень приличную по тем временам сумму – 100 рублей (в «свободной» продаже его не было, а стипендия студента составляла всего 35 рублей, значимая тогда сумма). А проживание в общежитии стоило... 3 рубля.
Приблизительно в то же время я приобрел ламповую настольную катушечную магнитофонную приставку (деку) «Нота-М» производства Новосибирского электротехнического завода, которую я купил на мою первую зарплату после окончания школы прямо на заводе-изготовителе. В этом мне помог брат моего одноклассника Сергея Чеснокова, который работал на этом заводе. Он ее купил и переслал мне в Ершов, где я в то время жил у родителей.
В магазинах дека тоже не продавалась.
Мир сплошного дефицита….
Интересно в то время жилось. Как только поступала в продажу какая-нибудь новая радиоаппаратура – тут же в ежемесячном научно-техническом журнале «Радио» подробно разбирались её недостатки и способы их устранения(?!).
В нём публиковались статьи по самостоятельному изготовлению различных усилителей, электропроигрывающих устройств (ЭПУ), а также рекомендации по улучшению качества серийной радиоаппаратуры.
Ширпотребу в то время, к сожалению, не уделялось должного внимания. Вот вся страна и мастерила себе необходимую радиоаппаратуру сама. «Зато мы делаем ракеты...» — пелось тогда в популярной песне В. Высоцкого.
В то время существовала могучая промышленность ВПК (Военно-промышленный комплекс), где «достать» необходимые комплектующие было вполне возможно, а наш Саратов был просто напичкан ею, из-за чего являлся закрытым городом для иностранных граждан.
Для многих, наверное, понятие «закрытый ГОРОД» совершенно неизвестно. "Закрытый город" отличался от других тем, что в нем запрещен въезд посторонних лиц из других государств и даже других регионов России. Сейчас таких почти не осталось.
Вся советская радиоаппаратура, которую я купил в то время, подвергалась этой трансформации. К ней относился и транзисторный переносной приёмник «ВЭФ-Спидола», тогда самая современная всеволновая модель, в который я добавил «европейские дневные» диапазоны тринадцати, шестнадцати и девятнадцати метров.
«Спидола» сопровождала меня повсюду: на морском побережье Кавказа, в пансионатах, куда мы ездили отдыхать. Она всегда радовала нас танцевальной музыкой, которую в те времена можно было найти только на коротких волнах.
В деку «Нота-М» я добавил усилительный каскад на лампе 6П1П, что сделало её почти полноценным магнитофоном при подключении к звуковой колонке, которую тоже я сделал по рекомендации журнала «Радио».
Музыку передавали зарубежные станции – «Радио-Люксембург», «ВВС», «Voice of America», "Deutsche welle" и другие различные «Голоса» и неизвестные нам станции.
Приёмник много раз падал, корпус разбивался и менялся, но работоспособность его от этого не терялась. «ВЭФ-Спидола» и сейчас стоит у меня в дальнем углу шкафа. Это уже раритет, винтажная, как говорят сейчас, вещь, но работающая, я думаю….
Магнитофон прошёл в общежитии четыре года почти непрерывной эксплуатации, кроме, пожалуй, ночного времени, что равносильно десяти годам обычного использования.
Аппаратура в СССР делалась обычно по стандартам ВПК, и пусть она почти не продавалась в магазинах, и вид её был часто неказистым, она отличалась завидной прочностью и надёжностью.
Студенты предпочитали разную музыку. В конце 60-х – начале 70-х в общежитиях и «Клубе СПИ (Саратовский политехнический институт)» слушали «Beatles» – «Yesterday», «Girl» (её считали «лучшей песней всех времён и народов»), «Michelle», оркестровые баллады «Abbey Road», «Shoking Blue» – знаменитую «Venus», «Cream» – «Strange Brew», Elvis Presley - «Blue Suede Shoes», Little Richard - «Long Tall Sally», «Tutti Frutti», «Bill Haley & His Comets» - «Rock Around The Clock».
Многие из этих произведения можно послушать по приведённой выше ссылке на виртуальный музей СПИ.
Сразу не вспомнил, а потом пришли в голову названия других групп, исполнителей и самих произведений - «Creedence Clearwater Revival» (сокращённо CCR, часто Creedence) — американская рок-группа, образовавшаяся в 1967 году и за пять лет существования добившаяся всемирного успеха и признания критиками - «Bad Moon Rising» (1969), «Suzie Q», "Put a spellhttps", "Born On The Bayou", "Proud Mary", "Have You Ever Seen The Rain?", "Lookin' Out My Back Door".
Пока об ЭТОЙ очень известной группе довольно, на всех танцевальных вечерах эти композиции звучали, мне они до сих пор нравятся, слушаю иногда с удовольствием.
Популярностью пользовались и советские и польские ВИА – «Самоцветы», «Добры молодцы», «Серебряные струны», «Песняры», "Скальды", "Нота Цо", "Червоны гитары". Любили песни Высоцкого.
Палитра популярной музыки, как видит читатель, являлась просто огромной и востребованной. Её слушали и в комнатах общежитиях, и на танцевальных вечерах. И не только слушали, но и активно танцевали под неё. Почти каждый субботний вечер в общежитии института и в «Клубе» института проводились вечера танцев.
Музыка слушалась на записях магнитофона с оригинальных дисков, запись стоила 3 рубля у фарцовщиков.
И на коротких волнах «СПИДОЛЫ» в комнате общежития — просто часто такая музыка звучала весь день для фона, на танцевальных вечерах в общежитии и в «Клубе».
Многие ребята и девчонки очень любили танцевать — и как только начинали звучать эти записи в зале — студенты сразу начинали танцевать, не пропуская иногда ни одного танца, выкладывались до конца, танцевали часами, а потом разгоряченные и потные выскакивали на улицу, даже на мороз и «остывали», потом снова….
Такая музыка действовала на нас очень возбуждающе и пропустить что-то просто мы не могли.
Да, молодость….
В залах обычно было очень жарко, не протолкнуться, места для пар не хватало, от жары некоторые скидывали с себя пиджаки и свитера прямо во время танца и размахивали ими. Девочки одевались в более легкую одежду, в юбках и кофточках, блузках.
Узнал, чем занимаются нынешние студенты — «они сейчас летают в воздушной трубе, прыгают на батуте, катаются на доске, посещают все подряд контактные зоопарки с ми-ми-мишными зверями, групп местных полно по барам выступает, играют в разные варианты «Своей игры» и «Что-где-когда» — им тоже некогда... У них все нормально. Как говорят: «если что-то не так — это не значит хуже или лучше, это значит по-другому» — слова Светланы Аверьяновой, которая организовала виртуальный музей СПИ.
Выводы, читатели, предлагаю сделать вам самим.
Фото автора
На фото он
в середине.
Подробнее об этих НАШИХ вечерах читайте по ссылке http://www.proza.ru/2008/07/08/457.
Свидетельство о публикации №218022200991
Андрей Жунин 12.11.2024 23:59 Заявить о нарушении
«Как это всё узнаваемо, будто было только вчера.» - хорошая ремарка.
Спасибо за рецензию.
Федоров Александр Георгиевич 13.11.2024 07:26 Заявить о нарушении