Шереметьева В. А

ШЕРЕМЕТЬЕВА ВАРВАРА АЛЕКСЕЕВНА
11 сентября 1711 – 2 октября1767

Варвара Алексеевна родилась 11 сентября 1711 в семье Алексея Михайловича Черкасского от второго брака с Марией Юрьевной (урожд. Трубецкая, 1696-1747) в Тобольске, где в то время Алексей Михайлович служил помощником отца и тобольского губернатора Михаила Яковлевича Черкасского (1648 – 1712).
Современники о Марии Юрьевне писали:
«… необыкновенно хороша собой и имела множество превосходных драгоценных камней. В Петербурге жила богаче всех других, у неё был свой оркестр, состоящий из 10 довольно хороших музыкантов, немецкий повар, готовящей для её стола немецкие кушанья, а отсутствие мужа, губернатора Сибири, человека довольно пожилого, её не очень расстраивало…»

В 1715 году семья Черкасских переезжает в Петербург, но уже через четыре года Алексей Михайлович вынужден был вновь вернутся в Тобольск  по указу Петра I от 29 мая 1719 года, где пробыл до 1724 года. Все это время жена и дочь находились в Петербурге или Москве.

О княгине Варваре говорили, как о «милом и живом ребёнке», иноземные дипломаты даже дивились, что девочку никогда не вывозили за границу – «воспитана, как истинная француженка». Во времена Петра I она девочкой блистала на ассамблеях и вообще росла в атмосфере новаций: без робости скакала верхом и у самого государя получила первые уроки стрельбы из карабина.
Варвара Алексеевна была красива и хорошо образованна. Взрослая, она стала «совершенной красавицей», отмечали её современники.
Некоторые исследователи отмечают, что княжна Варвара пользовалась привилегией фрейлин Анны Иоанновны, не будучи её фрейлиной, носить локоны у висков, но в истории причёски XVIII века факт такой привилегии не известен. Скорее всего речь идёт о том, что княжна Варвара одна из первых российских аристократок стала причёсываться на манер только только вошедшей в моду французской причёски с локонами у висков, пришедшей из еврейской традиции мужской причёски и отвечавшей новому положению женщин-аристократок уравнивающему их с мужчинами. Именно в это время начинает зарождаться новый тип женщины-владычицы, который наиболее ярко проявился в России XVIII в виде женского правления от Екатерины I до Екатерины II.
Анна Иоанновна, ещё будучи Герцогиней курляндской, носила такие височные локоны, которые можно увидеть и на её поздних неофициальных портретах. На всех официальных императорских портретах, Анна Иоанновна изображена с одним или двумя длинными заушными локонами, спускающимися на плечи.

Начиная с 1730 года начинается борьба за руку Варвары Алексеевны.

Первым выступил бывший камердинер и фаворит Екатерины I, в с 1730 г. активный сторонник воцарения Анны Иоанновны Рейнгольд Густав Левенвольде (1693 – 1758). Будучи другом Бирона он рассчитывал с его помощью и под патронажем Анны Иоанновны заполучить самую богатую невесту России. Но его связь с Натальей Фёдоровной Лопухиной (1699 – 1763) была известна при дворе, да и его фривольное поведение не способствовало тому, чтобы преодолеть семейные интересы Черкасских, поэтому вопрос о помолвке все время откладывался. Вместе с тем ходили слухи, что Левенвольде все же удалось тайком встретится с Варварой Алексеевной. Очевидно именно под впечатлением этих слухов блестящий и остроумный поэт-сатирик князь Антиох Катемир (1708 – 1744), второй претендент на сердце и руку Варвары Алексеевны написал эти горькие строки, где называет её Сильвией:
«Сильвия круглую грудь редко покрывает,
Смешком сладким всякому льстить, очком мигает,
Белится, румянится, мушек с двадцать носит,
Сильвия легко даёт, кто чего ни просит,
Боясь досадного в отказе ответа.
Такова и матушка была в её лета».
Некоторые исследователи называют в качестве первого претендента брата Рейнгольда Фридриха Казимира фон Лёвенвольде (1692—1769), но он не был так тесно связан с Бироном, и соответственно не был так близок ко двору как Рейнгольд, поэтому его притязания на руку княжны Варвары совершенно беспочвенны.

Антиох Кантемир, был другом и соратником отца Варвары Алексеевны, именно эта дружба очевидно и давала ему веские основания в надежде на выгодный брак, хотя не исключено, что Антиох действительно был увлечён юной княжной.
Личным символом Варвары Алексеевны был лев с девизом «Не свирепствую, но непреодолим». За эти черты характера она получила от Марии Кантемир прозвище «тигрицы». В течение многих лет Антиох, в том числе и стараниями сестры, пытался приручить её гордое сердце. Антиох читал княжне свои стихи и переводы, у него она почерпнула познания о театре и драматургии. Однако этот брачный союз тоже не состоялся: мать княжны по словам Антиоха «ждала кого-нибудь из сынов Юпитера, чтобы выбрать себе зятя».
Особенно в этом браке Антиоха и Варвары была заинтересована его сестра Мария Кантемир (1700 – 1757).
13 апреля 1733 г. она пишет брату: «Не обижайте тигрицы (1а tigre) своими стихотворениями; она милая особа, которую я люблю; тигрица умная, достойная девушка; зная, что вы любите её, я сама предана ей и молю Бога, чтобы она, теперешняя моя приятельница, сделалась в будущем моей невесткой».
В письме от 10 июня 1734 г. она уверяла брата, что у отца нет жениха на примете, и что он даже хотел, чтобы дочка продолжала своё образование. Мать «тигрицы» была недовольна этим проектом: «Очень стремлюсь осуществить ваши желания, и если не найду подходящего человека, сама объяснюсь с матерью, хотя вполне убеждена, что она с презрением назовёт меня свахой».
Князь Антиох и княжна Варвара не переписывались: это, по традиции, должны было оставаться прерогативой родителей. Не решаясь начать прямые переговоры с ними, княжна Мария предпочитала действовать через посредников, барона С.Г. Строганова (1707 – 1756) и врача Черкасских Севаста, который в это время жил у княжны. Она больше надеялась на отца «тигрицы», прозванного в переписке «черепаха» (lа Tartaruga), и на помощь брата матери «тигрицы» и друга Антиоха, Н.Ю. Трубецкого (1699 – 1667). Но Черкасский взвешивал выгоды и невыгоды предполагаемого брака, обдумывал, как бы не возбудить против себя неудовольствия при дворе, и не высказывался. Воз-можно, непреодолимой преградой стала и любовная связь Антиоха в Лон-доне с итальянской оперной певицей Франческой Бертолли (?-1776), которая жила там с 1727 по 1738 г., на что очевидно намекала Мария Кантемир в письме своему брату от 19 марта 1739 г.: «Молчание Черепахи (Черкасский А.М.), быть может, объясняется какими-то известиями, слышанными её (княжны Варвары) отцом.»
Так или иначе, упорное молчание Черкасского и долгое пребывание Антиоха за границей стали преградой к его браку с княжной Варварой, преодолеть которую никто не мог.
Ряд исследователей пишет о помолвке Антиоха и Варвары, что не соответствует действительности. Нет никаких данных о том, что такая помолвка состоялась, так как в 1738 г. Мария Кантемир пишет брату, что всего лишь попытается узнать намерения Черкасских относительно него.

Несмотря на расположение Анны Иоанновны, Варвара Алексеевна часто жила в Москве в Вешняках. Здесь она общалась с приближенными цесаревны Елизаветы Петровны, а тётка княжны, Анастасия Ивановна Кантемир (1700 – 1755), являлась в те годы близкой приятельницей будущей императрицы.

6 декабря 1741 года в результате дворцового переворота на престол взошла Елизавета Петровна, которая по этому случаю возвела Варвару Алексеевну в камер-фрейлины и в этом статусе она сопровождала императрицу в Москву на коронование, где была награждена медальоном с портретом Елизаветы Петровны. 

28 января 1743 году Варвара Алексеевна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева (1713 – 1788), в качестве свадебного подарка была пожалована Елизаветою Петровной статс-дамою.

Кроме огромного приданого (26 поместий и около 70 000 крепостных [1]) и начинавшей уже блекнуть красоты Варвара Алексеевна принесла в дом своего мужа любовь к всевозможным развлечениям. Среди них – домашние музицирование и театр. Ей было легко удовлетворить эту свою страсть: с участием целых семей «собственных» талантливых мастеровых, художников, музыкантов – Аргуновых, Красовских, Фунтусовых, Смагиных – мог сладиться и оркестр, и капелла, и театр. Все знавшие Варвару Алексеевну отмечали её многочисленные добродетели: разум, благочестие, щедрость, приятное и учтивое обращение.

Накануне венчания вдовствующая княгиня М.Ю. Черкасская и граф П.Б. Шереметев подписали сговорную грамоту, в мельчайших подробностях фиксировавшую приданое невесты, занявшую тридцать с лишним страниц:
«Во благословение за ней даю, вначале Божие милосердие, ризу Спасителева, вкруг ея мощи разных святых, осыпаны алмазами…». Десятки богато убранных икон «да в награждение приданого складень бриллиантовый в один камень», к нему бриллиантовый узел, «о семи подвесках», узлы на руки, перо да «трясулька», две большие нитки ориентального жемчуга, перстни бриллиантовые, яхонтовые, изумрудные, «лаловые и розовые», золотые табакерки, часы с репетицией… «Итого бриллиантов и разных цветных каменьев, галантерей и жемчугу на 127 787 рублей».
Описание столового серебра и домашней утвари начиналось с сервиза «… серебряный французской работы, пла-де-менаж [2] со всем прибором, четыре террина, под ним блюды, плошки большие ... четыре четвертныя шандальныя накладки; восемь настольных шанданов…» и заканчивалось жаровней, «что постели греют, на ней крышка прорезная, лебедь серебряная». Одежды невесты, шитые золотом и серебром, и подбитые мехом робы и самары, из тех, что передаются по наследству, были собраны в огромном сундуке, обитом серебряной парчой. Там же хранилось «одеяло чернобурое лисье черевье». Особо упомянуты белье, кружева, шкатулы, ковры, мебель… Княгиня одарила дочь вещами на 180 тысяч. Граф «принял все сполна и расписался».

Умерла Варвара Алексеевна 2 октября1767 года. Графиню погребли в Москве в Новоспасском монастыре, где были похоронены её предки. На её могиле начертано:
«На сем месте покоится тело графини Варвары Алексеевны Шереметевой, супруги графа Петра Борисовича Шереметева, дщери великого канцлера Алексия Михайловича Черкасского и княгини Марьи Юрьевны, родившейся в 1711 году сентября 11, при императрице Анне Иоанновне она была почтена достоинством фрейлины, при императрице Елисавете Петровне камер-фрейлиною и статс-дамою, с возложением портрета государыни императрицы. Браком сочеталась 1743 года 28 генваря. Скончалась 1767 года 2 октября, прожив от роду 56 лет и 22 дня».

Её смерть была отмечена публикацией в Москве стихотворного произведения в характерном для того времени жанре:
«Ода на кончину ея сиятельства действительной ея императорского величества штатс-дамы графини Варвары Алексеевны Шереметевой, урожденной княжны Черкасской, последовавшей на 57 году от ея рождения октября во 2 день, 1767 года в Москве, где и тело ея сиятельства погребено в Новоспасском монастыре, того ж октября 5 дня, сочиненная переводчиком Васильем Рубаном (1742 – 1795)». Текст оды к настоящему времени не сохранился.

Варвара Алексеевна родила шестерых детей.
Анна Петровна (1744 – 1768).
Борис-Порфирий (1745 –1758), в детстве записанный в службу в лейб-гвардии Конный полк и умерший ещё до начала реальной службы.
Алексей Петрович (1746 – 1748).
Мария Петровна (1747 – 1748).
Варвара Петровна (1750 –1824)
Николай Петрович (1751 – 1809).


1. Среди которых был и талантливый портретист Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802).
2. Аналогичный пладеменаж, состоящий из фигурного подноса с восемью подсвечниками и массивной вазы, украшенной рельефными фигурами орлов, пышными гирляндами цветов и фруктов и раковинами изготовлен по заказу императрицы Анны Иоанновны мастером Иваном Либманом. Этот серебряный сервиз, весом 43 пуда, предназначался для государственного канцлера Черкасского. После смерти Анны Иоанновны предметы сервиза, оставшегося в ведении двора, были украшены вензелями императрицы Елизаветы Петровны.
Вполне возможно, что этот сервиз был возвращён в императорский дом лишь частично. То, что не было возвращено, Татьяна Юрьевна передала Шереметьеву в качестве приданного за дочь, согласно сговорному списку.


Рецензии