Разведка индейцев. Ирокезы Ч. I

Среди  индейских наций североамериканского континента, которая полномасштабно использовала институт разведки  можно выделить ирокезов. Почему ирокезы? Потому что они создали уникальную гражданскую организацию и добились наибольшего влияния, чем скажем другие индейские племена континента. Ирокезы в течение почти двух столетий непоколебимо противостояли европейской колонизации. Независимая и способная к самозащите общественно-политическая организация ирокезов процветала еще долгое время после того как племена Новой Англии и Виргинии уступили подвластные им территории и впали в положение зависимых наций. Падение могущества ирокезов скорее являлось следствием их общения с белыми в мирное время, чем следствием завоевания или насильственного подчинения. Они не выдержали нажима алчной европейской цивилизации, полностью развратившей эту нацию и стали  по меткому выражению Генри Моргана «жертвами успешной борьбы разумной общественной жизни».
Богатая событиями история нации ирокезов дает нам обильный материал для освящения темы разведывательных практик, стоявших на вооружении их военной машины.
Истоки института разведки у ирокезов  обращены ко времени образования «Лиги ирокезов» – Конфедерации пяти (позже шести) индейских народов. Точная дата возникновения «Лиги» до сих пор не установлена, хотя обстоятельства, сопровождавшие ее образование, сохранились в индейских преданиях.
 Основоположником разведки ирокезов в классическом ее понимании, а также согласно преданию, можно считать Деганавиду или Великого Миротворца – человека, который пришел с севера к народу мохок с разведывательно-дипломатической миссией. Деганавида принес вождю мохоков Гайавате послание мира, после чего Гайавата стал учеником Деганавиды. Последний обучил Гайавату искусству разведки и в точности неотъемлемой ее части дипломатии, посредством которой Гайавата убеждал соседствующие племена прекратить между усобицы и образовать союз для защиты территории. Гайавата долго путешествовал по стране, сообщаясь с различными племенами. Он изучал настроения каждого племени и готовность людей к установлению мирных отношений. Плодом его трудов на поприще разведки и дипломатии стал «Совет пятидесяти вождей» – образованный лидерами ирокезских народов: каюга, онондага, сенека, онейда и мохок.
«Совет» принял законы и установил традиции новообразованной Конфедерации, после чего ее влияние в регионе Великих озер стало быстро возрастать. Благодаря возникновению этого союза племен появились эффективные средства для самообороны и внешних завоеваний, одним из которых стал институт разведки. Этот институт не стал ярко выраженной структурой с отдельными полномочиями, а выражался в системе, где присутствовал дух интриг, военной славы и политического величия.
Новая эра ирокезов началась в 1615 году, то есть в период, когда голландцы основали торговый пост в Оранж (ныне Олбань, штат Нью-Йорк – И.К.).там тогда господствовали гуроны и адирондаки, на западе – эри, майами, оттава, иллинойсы, на юге – шауни, чероки, катавба, суквеханноки, делавэры, на востоке – племена Новой Англии.
К этому времени ирокезы превратились в многолюдную и мощную межплеменную организацию и быстро шли к завоеванию северо-восточной части континента. Ни один народ тогда, к востоку от реки Миссисипи, кроме ирокезов, не имел столь действенной системы разведки.
Оставляя в стороне ужасный и жестокий характер войн, которые вела «Лига ирокезов», следует отметить, что владычество установленное ирокезами над другими индейскими нациями достигалась не без применения форм и методов (или способов) присущих классической разведке.
Формы и методы ведения разведдеятельности племенами Вудлэнда в точности ирокезскими народами практически не отличаются от тех форм и методов, которые освещались выше, но, тем не менее, попытаемся  несколько структурировать их.
Разведывательная доктрина ирокезов – это один из видов военных действий в системе обеспечения всей военной машины «Лиги».
 Соорганизуясь в союз пяти народов, вожди заметили, что без знаний о делах, происходивших у племен, не вошедших в «Лигу», вскрытия их сил и средств, замыслов, а также местности, куда ирокезам предстояло вторгнуться, добиться определенного успеха было невозможно.
 В этой связи, ирокезы перед началом активных военных действий невольно стали собирать сведения о противнике такими способами как наблюдение, поиск, засада, шпионаж, и засылка разведывательных групп в тыл противника. Это все традиционные способы разведдеятельности ирокезских племен.
Наблюдение –  это способ, при котором обеспечивается добыча наиболее достоверных сведений о противнике.
Захват пленного – действия направленные на добывание информации  о противнике и его замыслах через пленение кого-либо лица из его среды.
 Поиск – проникновение в расположение противника для обнаружения там ценных сведений.
Засада – заблаговременное расположение разведчиков на путях движения противника в целях последующего внезапного нападения на него.
Немного позднее ирокезы стали профилировать шпионаж, формы и методы которого в большинстве случаев схожи по аналогии с формами и методами шпионских практик использовавшихся на континенте европейскими колонизаторами, что говорит о влиянии последних на взгляды индейцев относительно собственной разведывательной доктрины.
Помимо этого, практически все племена «Лиги ирокезов», а также соседствующие с ними племена других индейских народов в качестве способа добычи вещественных и невещественных сведений применяли способ засылки в глубокий тыл противника разведывательных групп.
Разведчики у ирокезских народов могли в течение долгого времени, непрерывно наблюдать за противником, будь то при передвижении разведгруппы или военного отряда или с позиций стационарных специально оборудованных точек. Количество этих точек зависело, как правило, от условий обстановки и местности.
 При передвижении военного отряда в авангарде и на флангах всегда двигались разведчики. Каждый индейский разведчик, будем так говорить на марше, имел свой сектор наблюдения, ширина которого завесила от условий местности.
 Фронтирмен Мартин Ветцель – брат легендарного истребителя индейцев Льюиса Ветцеля, служивший командиром рейнджеров в форту Питт вспоминал: «В нашем отряде состояли несколько разведчиков из племени каюга. Эти индейцы настолько зоркие, что не упускают из виду не одной кажущейся мелочи.  В походе они всегда идут по флангам немного поодаль от основных сил для того, чтобы детально изучить местность. Их внимание всегда привязано к какому-нибудь ориентиру, благодаря чему каждый из них может обнаружить или подтвердить на местности присутствие врага. Незаурядная наблюдательность этих разведчиков не раз спасла нам жизни».
В качестве ориентиров разведчики ирокезы выбирали  устойчивые от разрушения и хорошо видимые предметы: камни, отдельно стоящие деревья, пни, кусты, характерные точки рельефа. Такие предметы на местности разведчики ирокезов пересчитывали. Ирокезы отчетливо понимали, что зная количество, взаимное расположение и внешний вид местных предметов в своем секторе наблюдения, разведчик быстрее обнаружит демаскирующие признаки противника или другие цели. Таким образом, выбрав пять-шесть таких ориентиров в секторе наблюдения, индейский разведчик определял основной, относительно которого и производил обзор. Внимание разведчика было сфокусированным, а не рассредоточенным, что облегчало наблюдение.
В подвижных видах боя индейские разведчики, как объяснял Мартин Ветцель, как правило, передвигались рядом с предводителем отряда или командиром и вели наблюдение на ходу или с коротких остановок. При  движении в таком порядке  разведчик находился в пяти-восьми шагах от командира. Не прекращая наблюдения за противником, он хорошо слышал подаваемые предводителем сигналы. При остановке предводителя, разведчик располагается в непосредственной близости от него и, укрываясь за местными предметами, наблюдал за противником.
Что же касается методики наблюдения с позиций стационарных постов, то разведчики ирокезов, для обустройства позиции опять же использовали рельеф местности. Место для наблюдения индейцы подбирали таким образом, чтобы оно обладало хорошей обзорностью, естественной маскировкой, неуязвимостью для огня противника, и, конечно же, в случае обнаружения противником, имело удобный путь для отхода.
  Для разведчиков ирокезов не существовало штампов в выборе точек для наблюдения. По словам Мартина Ветцеля «они прятались в нишах образуемых корневищем столетних деревьев так, что обнаружить их могла только гадюка, случайно заползшая туда. Огонь при необходимости они разводили в маленькой ямке у подножия дерева, чтобы тепло от огня поступало к ногам. Чтобы свет не был ярким, и не привлек внимание противника, индейцы подкладывали в огонь полусухие ветки, которые не горели, а просто тлели. Иногда они ограничивались только тлеющими угольями».
Скрытное наблюдение в таких точках ирокезы осуществляли попарно из соображений человеческой физиологии.  Зоны наблюдения разведчики дели между собой. Границы зон они определяли условно по намеченным ориентирам на местности. Каждый из разведчиков наблюдение начинал с ближней зоны, то есть того расстояния, с которого отчетливо  человеческий взгляд мог определять тот или иной предмет. «У индейца за правило было вести обзор справа налево», – отмечал Ветцель. – Осмотрев зону у себя перед носом, он возвращался  взглядом по ней обратно, как бы проверяя себя, затем осматривал в таком же порядке местность чуть дальше, а потом еще дальше, пока мог отчетливо различать то, за чем он наблюдал».
Те места на местности, где индейцы замечали признаки присутствия противника, осматривали более внимательно. «Когда индеец замечал что-то, то давал знать об этом остальным, посредством сигнала», – отмечал Ветцель. Сигнал подавался жестом, если разведчик, находившийся в точке наблюдения был заметен кем-либо из своих. Если же нет, то сигналом служили обыкновенные звуки леса, будь-то скрип дерева, крик какой-нибудь птицы или писк зверька, которые они воспроизводили изумительно точно. «Они (индейцы – И.К.) научили меня пищать как обыкновенная птичка пищуха, и, прикусив язык издавать скрип умирающего дерева», – рассказывал Ветцель.
Покидая точку наблюдения, индейцы придавали ей  первоначальный вид, тщательно избавляясь от оставленных следов. «Следы индейцы уничтожали так, чтобы не было даже и намека на то, что в этом месте кто-то был», – указывал Мартин Ветцель.
Наблюдение в ночное время, разведчики ирокезов вели только в исключительных случаях, в точности, если цель наблюдения была видна или слышна по демаскирующим признакам. Например, где-то вдали виднелись огни костров противника, были слышны их голоса, ржание лошадей и т.п.
Как правило, ночью разведчики ирокезов «залегали» то есть сворачивали наблюдение до первых признаков рассвета, обустраиваясь в укромном месте.
Прежде чем приступить к наблюдению ночью, ирокезы, около получаса старались адаптироваться к темноте и не смотреть на источник света. «Как то я спросил индейца, зачем он, когда заходит солнце, покрывает голову накидкой. Он ответил, что впереди ночь и ему придется вглядываться в темноту, а глаза у него одни и их нужно беречь. Другой же индеец, перед тем как приступить к наблюдению ночью закрывала глаза на 10-15 минут», – вспоминал Ветцель.
Разведчики ирокезов, если им приходилось вести наблюдение ночью, никогда не отвлекались на посторонние мысли, разговоры или действия, все внимание направляли исключительно на объект наблюдения. Мартин Ветцель отмечал, что ночью индейские разведчики для повышение внимания и чувствительности зрения в ночное время вели наблюдение сидя, при этом периодически делали глубокие вдохи по восемь-десять раз. Кроме того, при необходимости обтирали лоб, веки, виски или затылок пучком росистой травы. Эти способы повышения чувствительности зрения и внимания, снятия усталости и сонливости применялись воинами ирокезов не только при действиях в качестве разведчиков-наблюдателей, но и при выполнении ими задач в боевых условиях.
Одной из разновидностей ночного наблюдения, в практиках разведки ирокезов можно выделить подслушивание. Этот способ получения информации индейскими разведчиками применялся в случаях непосредственного соприкосновения с противником, в точности в его тылу.
Во время военных действий противники ирокезских племен в частности английские или американские войска весьма часто совершали маневры в ночное время. В этой связи их действия, при всей осторожности  сопровождались характерными звуками, шумом, прислушиваясь к которым, разведчики ирокезы могли определить, что делает противник.
В целях подслушивания ирокезы сооружали стационарные наблюдательные посты, непосредственно вблизи фортов, факторий, полевых лагерей,  речных переправ противника. «Они могли незаметно подобраться  к врагам, сидящим у костра, притаиться в нескольких футах от него и слушать их разговоры. На моей памяти много раз индейцы скрытно пробирались внутрь фортов, заползали в блокгауз, склад, казарму или конюшню. Там они проводили всю ночь, и никто их не замечал, а на рассвете, также не замеченными исчезали», – вспоминал Ветцель.
Для того чтобы совершать такие дерзкие вылазки, разведчики ирокезов тщательно изучали расположение противника, а также местность.
С наступлением темноты они скрытно продвигались к тому месту, откуда собирались вести подслушивание. «С поразительной точностью индейцы определяли источник любого звука, направление откуда он доносился и расстояние до того места», – указывал Ветцель. Например, дальность до звучащей цели, а также характер звука ирокезы определяли по погодным условиям. «Индейцы хорошо знали, что в безветренную ночь, в туман, при высокой влажности воздуха, после дождя, зимой слышимость повышается», – отмечал Ветцель. – Всякий раз они учитывали и то, что направление ветра не только ухудшает или улучшает слышимость, но и относит звук в сторону, создавая искаженное представление о местонахождении источника звука».
Индейские разведчики безошибочно распознавали звук, когда его источники передвигался по мягкой или мокрой или жесткой почве. Сухая земля по убеждению индейцев лучше передавала звуки, чем воздух, поэтому часто прикладывали ухо к земле. «В то время, когда я только стал водить отряды рейнджеров, – вспоминал Мартин Ветцель, – то заметил, что мои индейские разведчики, чтобы определить близость конного отряда брали сухое бревно, клали его на землю или немного вкапывали в землю, а потом прикладывали к нему ухо». Бревно выполняло функцию собирателя звуков, являясь своего рода фонендоскопом.
При ведении наблюдения на возвышенностях или горной местности, (горы Аллегейни, Аппалачи), например, разведчики тускарора (шестая нация, присоединившаяся к Лиге после 1715 года – И.К.) обустраивали наблюдательные точки на господствующих высотах для того, чтобы сектор обзора был больше, а невидимых или плохо просматриваемых зон было меньше. При этом тускарора никогда не  располагали точку для наблюдения непосредственно на топографическом гребне, а старались обустроиться на малозаметных склонах  на некотором отдалении от вершины. Если на склоне находился предмет, например валун, отбрасывающий тень, то индейцы  для ведения наблюдения располагались с теневой его стороны. «Однажды, когда мы выслеживали отряд враждебных гуронов, то забрались на склон одного холма. Один из моих стрелков быстро залез на дерево, чтобы осмотреть тропу снизу получше. На том дереве, на ветках находилось гнездо какой-то птицы. Разведчики тускарора потребовали, чтобы мой стрелок, которого они обозвали глупцом, немедленно слез. Индейцы объяснили, что занимать позицию для наблюдения на деревьях, где имеются гнезда птиц  неразумно, ибо крики птиц или их тревожный полет могут выдать наблюдателя противнику», – вспоминал капитан английских рейнджеров Хэммет.
Иногда разведчики тускарора в горах оборудовали наблюдательные точки из камней на склонах, складывая из них бруствер, затем для маскировки засыпали его грунтом. Такого рода наблюдательные точки хорошо сливались с окружающей местностью, и при осмотре склона снизу их было трудно обнаружить. В ночное время тускарора оборудовали скрытые посты у подножия холмов, с таким расчетом, чтобы наблюдая снизу вверх видеть противника на фоне неба, а самим оставаться незамеченным.
«Разведчики тускарора всем нам преподавали науку, с которой мы плохо были знакомы – эта наука слушать воздух, – вспоминал капитан Хэммет. – Мы заметили, что индейцы особенно начинали прислушиваться, когда в горах повышалась влажность воздуха. Звуки усиливались во время тумана, при выпадении свежего снега, после дождя и в утренние часы». Индейцы тускарора в горной местности, когда прислушивались к звукам,  располагались «треугольником» или углом вперед. Один из них немного выступал вперед и слушал все, что доносилось спереди и справа от него. Второй прислушивался к звукам впереди и слева от себя, а третий слушал звуки позади себя. «Такой способ позволял индейцам «слушать воздух» со всех сторон, не распыляя внимания», – отмечал Хэммет.
В случае если противнику удавалось обнаружить разведчиков, последние, как правило, отступали, стараясь скрыть следы. «Если враг шел по их следам, они делали круг и нападали на врага на той же тропе», – указывал Хэммет.
 Если преследование осуществлялось с помощью собак, то на этот случай каждый разведчик ирокезов имел при себе табак, запах которого отбивал у собак нюх. Но табак ирокезы использовали только в сухую погоду, ибо при попадании влаги он терял свои «убойные» свойства. При отступлении, место оставленного следа индейцами каждый раз обрабатывалось способом отличным от предыдущей обработки следа. След разведчики ирокезов обрабатывали, как правило, в начале движения группы, а также в обязательном порядке в теснинах, то есть местах, которые обойти сложно. Например, если это были мостики через ручей, развилки тропы, места выхода из воды. «Всегда когда мы покидали привал, тускарора производили обработку места, каким-то сильно пахнущим веществом, чтобы сбить нюх собак, с которыми гуроны всегда преследовали неприятеля. Весь мусор они топили  в реке, либо закапывали, но только не на месте привала», – отмечал Хэммет.
Весьма часто разведчики ирокезов обрабатывали свои мокасины грибами или муравьями, а также пометом диких животных, но никогда собственными экскрементами. Все это делалось для того, чтобы придать следам естественный запах местности. Наиболее долго сохраняли запах, человеческие экскременты и остатки пищи, поэтому оправляться разведчики ирокезы отходили только в воду.
При отходе, а также для того, чтобы сбить с толку собак, индейские разведчики всегда путали след. Мартин Ветцель отмечал: «Двигаясь по рваному кругу, они замечали какое-нибудь препятствие и, используя его на втором круге, резко меняли направление, а преследователи, не заметив того, продолжали двигаться по кругу, затаптывая следы».
Помимо этого приема ирокезы использовали способ «ложного выхода из воды. «Индейцы, выходя из воды, топтали следы в направлении удаления от берега, но на самом деле по этим же следам возвращались в воду, таким образом, они лишали преследователей возможности настичь их и предугадать дальнейшее направление движения», – рассказывал Ветцель.
Однажды в одном из походов разведчики каюга, стоявшие в отряде Мартина Ветцеля, когда рейнджерам приходилось уходить от преследования собак противника, в полдень, вдруг резко остановили движение и пояснили, что опасности нет. На вопрос командира, почему они так считают, индейцы ответили, что стоит жара, и пыль наверняка забила носы собак, поэтому собаки устали и не могут более их преследовать. Но индейцы, как отмечал Ветцель, проявляли беспокойство всякий раз, когда погода была ветряной, ибо собаки в такую погоду работали лучше. Также стоило насторожиться и прибывать ходу, если шел моросящий дождь, так как собаки во влажную погоду ориентировались гораздо быстрее.
В большинстве случаев разведчики ирокезы на пути преследования устраивали засады и уничтожали собак. Мартин Ветцель рассказывал о разведчике каюга по имени Нэс-тэй-сакэй (Белоглазая Птица), которого догнала собака неприятеля: «Он не стал убегать и тем боле паниковать, а наоборот, бросился навстречу псу и ударом ноги в горло убил ее. Я потом спросил его, почему он не использовал нож. Индеец спокойно ответил: «Брезгую. Ножом придется порезать еще бекон».
Обычно ирокезы расправлялись с собаками противника голыми руками. Они хватали собаку за загривок, уши или морду, раскручивали  ее «волчком», и, таким образом ломали ей шею, или поражали животное в глаза, глотку, ребра или лапы. Нэс-тэй-сакэй засовывал свою руку глубоко в глотку собаки, и душил ее изнутри.


Рецензии