Случайная встреча в Севастополе
В 1971-м году меня направили на теплоход "Большевик Суханов", впервые третьим механиком. Судно приходило в Новороссийск, был конец лета, и я решил ехать морем, на пассажирском судне Крымско-Кавказской линии. Тогда по ней несколько лайнеров сразу курсировало.
В Севастополе по расписанию была двухчасовая стоянка, и я сошёл на берег размять ноги.
Почти сразу же меня остановил морской офицер. Старлей, кажется. Что-то знакомое было в его лице. Но он меня узнал сразу, назвав по имени. Парень из следующего после нас выпуска. Но на старших все мы чаще поглядываем, поэтому он меня знал, а я его - нет. Так часто бывает.
- Да узнаю, конечно. Только имени твоего не помню.
- Николай.
- Ты, по-моему с Ароновым учился вместе, И со Шпилевым. Я ваших только баскетболистов помню, хотя и жили на одном этаже.
- Вообще-то да. Но я тебя по новогодней вечеринке запомнил. "Молодую гвардию" помнишь?
- Хм. А то. - Как можно забыть трёхдневную гулянку во всеукраинском пионерлагере, из-за которой тебе закрыли визу? - Это же ваш курс организовал братания с пионервожатыми? - Вспомнил я. - Стасик ваш, по-моему, главным инициатором был. А отвечать за всех мне пришлось. Нашли козла отпущения. Все пили, все гуляли, а меня на ковёр на комитет комсомола. И примерно наказали.
- А не надо было в море на Новый год купаться. Ты что, до сих пор в обиде?
- Да нет, конечно. Я и забыл всё давно. Ты вот только напомнил. Как служится?
- Грех жаловаться. Недавно командиром БЧ-5 назначили.
- Да ты что? Это же, вроде, как стармех. И как, справляешься? - Я искренне заинтересовался, я-то только вчера третьим стал.
- Справляюсь. Дело нехитрое.
- А поломается что-то? На тебе ведь всё, так?
- Вызываю двух старшин. Говорю: " Что б к утру было отремонтировано. В семь тридцать доложить." И всё.
- Прямо как в сказке: " К утру дворец построить с золотым крыльцом. Похоже, да"?
- Ну, где-то... - засмеялся Николай.
- А мощность главного какая? - небрежно поинтересовался я. Раз командир, значит, шаланда какая-то.
- Две газовые турбины по девять тысяч лошадиных сил.
- Сколько, сколько? - в изумлении переспросил я. - Так это же восемнадцать тысяч! Ни хрена себе! Ну, ты молоток!
- Да так-то вроде звучит солидно. Но нас же на три года служить брали, скоро дембель уже. Хочу в пароходство устроиться. Как думаешь, возьмут?
Я всё ещё был под впечатлением услышанного, и не сразу понял смысл вопроса.
- В пароходство возьмут, я спрашиваю?
- В пароходство-то? Конечно, возьмут. Должны взять. Смотря, кем ты хочешь пойти.
- Ну, а кем я могу? Четвертым механиком сразу вряд ли возьмут. Мотористом бы зацепиться, а там и денег заработаю, и рекомендацию получу. Верно?
Я переваривал услышанное. Человек командует силовой установкой корабля, общей мощностью в восемнадцать тысяч сил, и не уверен, что его возьмут на работу мотористом. Маслопупом, грубо говоря. Смазчиком.
Как дальше события в жизни Николая развивались, не ведаю. Больше мы никогда не встречались. Но, зная немного бюрократическую систему нашего бывшего пароходства, я легко допускаю, что пришлось парню помучиться. И вряд ли служба на военном корабле ему сильно помогла.
Было бы это сейчас... Слово старшего механика во многих случаях помогает решить вопрос о трудоустройстве немедленно и конкретно, то есть с назначением на определённую должность определённого судна. Всего-то и надо иметь соответствующие документы, знание английского языка и деловые качества, позволяющие занимать эту должность. И человека, который за тебя поручился и вызвал на пароход. Это, правда, не у каждого есть и сейчас.
Свидетельство о публикации №218022300018
Спасибо Вам, Михаил, за откровенный рассказ с оттенком самоиронии. Это очень ценное качество, не часто его встречаешь.
Желаю новых творческих успехов!
Елена Бетнер 15.11.2019 14:53 Заявить о нарушении
Михаил Бортников 15.11.2019 18:56 Заявить о нарушении